Исследования сбалансированности
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Физиология питания»
Структура и содержание
Курсовая работа должна включать в себя титульный лист, содержание (план), введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. В случае необходимости в конце работы можно разместить приложения. Содержание курсовой работы должно строго соответствовать формулировке темы.
Титульный лист – это первый лист курсовой работы, его оформляют в соответствии с приложением А.
Содержание (план) включает названия всех разделов и подразделов работы с номерами страниц, на которых располагается начало соответствующих частей работы (приложением Б).
Введениене должно превышать 0,5 – 1 страницы.В нём даётся краткая характеристика роли питания для сохранения здоровья и работоспособности для конкретного человека.
В конце введения ставится цель примерно в следующей редакции: «Целью данной работы явилось исследование особенностей личного рациона питания и оценка его соответствия принципам рационального питания»
В основе этой части работы лежит вдумчивый и критический анализ литературных источников, перечисленных в списке использованной литературы. Написание этого основного раздела работы проводится после подбора, систематизации и обобщения данных отечественной и иностранной литературы по заданной теме. В процессе работы студент должен использовать имеющиеся библиотечные каталоги, реферативные журналы, монографии, учебники, справочники, нормативные документы, журнальные статьи, а также Интернет-ресурсы. Изучение литературы начинают по направлению от простого – к сложному, от учебников – к более узким специализированным источникам. При этом следует делать выписки, для чего удобно использовать персональный компьютер. Особое внимание уделяют санитарно-гигиенической документации, посвящённой рассматриваемой проблеме. Собранный материал обобщают, систематизируют, а потом приступают к написанию основного текста. Объём основной части курсовой работы составляет примерно 20 – 25 страниц текста.
В первой главе курсовой работы «Гигиенические требования по нормированию рациона» дается анализ систематизированных литературных данных о физиологических требованиях по отношению к конкретному объекту согласно заданию преподавателя с учетом пола, возрастных особенностей (20-30 лет), физической активности (работники умственного труда или средней тяжести физические нагрузки в зависимости от характера своей трудовой деятельности на основе данныхПриложения В. Здесь комментарий требований к суточному рациону по калорийности, соотношению углеводов, белков, липидов. Для последних двух пищевых веществ также уточняется рекомендованное соотношение источников животного и растительного происхождения. Далее нужно конкретизировать гигиенические рекомендации по группам незаменимых веществ: незаменимых аминокислот для белков, а также дать сведения по уровню суточной потребности в отношении водо и жирорастворимых витаминной и основных макро и микроэлементов. Можно это обобщить в виде указанных ниже таблиц. Аналогично оформляются таблицы по витаминному и минеральному составам продукта.
Во второй главе «Материал и методы исследования» включает описание конкретных блюд и продуктов, которые потреблялись по личному рациону в течение недели, обобщенному в табл. 10 (учебное пособие с.27). Здесь может использоваться информация с индивидуальной этикетки (если таковая имеется) на потребляемый продукт.
Третья глава «Исследование пищевой ценности личного рациона» содержит сопоставление пищевой ценности среднесуточного рациона с рекомендациями по физиологическим нормативам. Некоторые сопоставления можно представить в табличной или графической формах.
Табл.1 –Характеристика среднесуточного рациона
Пищевые вещества | Рекомендуемый показатель | Завтрак | Обед | Ужин |
Соотношение основных питательных веществ | ||||
Белки | ||||
Липиды | 1,1 | 1, 2 | 1,3 | |
Углеводы | 3,3 | |||
Соотношение белков и липидов животного и растительного происхождения | ||||
Белки живот./раст. | 1,19 | 0,99 | 0,56 | 0,62 |
Липиды живот./раст. | 4,30 | 0,77 | 0, 91 | 1,48 |
Распределение калорийности пищи по отдельным приемам при трехразовом питании, % | ||||
Первый завтрак | ||||
Обед | 40-45 | |||
Ужин | 25-30 | |||
Распределение калорийности пищи по отдельным приемам при четырехразовом питании, % | ||||
Первый завтрак | 25-30 | |||
Второй завтрак | 10-25 | |||
Обед | 40-50 | |||
Ужин | 25-30 |
Рис. Уровень белков и липидов в суточном рационе (завтрак, обед и ужин)
Анализ табличных сведений по витаминам можно дать следующим текстом «По результатам обследования рациона суточное потребление витаминов очень сильно варьирует. Например: потребление витамина С превышает необходимую суточную норму в 2 раза, витамина В1 – в 6 раз, а потребление витаминов В12, Н и А меньше необходимого количества»
Четвертая глава«Обоснование направлений корректировки рациона» содержит информацию по конкретным направлениям изменения личного рациона, а именно: в части калорийности, частоты повторяемости блюд в течение недели, кулинарным приемам приготовления блюд.
Важно дав оценку правильности распределения блюд по соотношению животного и растительного белка, молочного и растительного жирах рациона, проверить выполнение рекомендаций в части рациональности ассортимента продуктов внутри отдельных групп продуктов: молочных, мясных, рыбных, крупяных, кондитерских, хлебо-булочных, обощныхю.
Заключение – это логический итог, вытекающий из всего изложенного материала. Текст должен быть краткими и конкретными по сути, что выполненное исследование показало наличие ( рационального или нет питания). Можно дать оценку разнообразия пищевых продуктов и блюд в рационе. Завершить заключение рекомендуется фразой: «Основные направления совершенствования моего рациона должны быть направлены на устранение:
Излишней калорийности
Превалирования углеводов ( или жиров)
Низкого уровня жирорастворимых витаминов ….. и др.
В список использованной литературы включают все печатные, рукописные и интернет материалы, использованные при выполнении курсовой работы. Список использованной литературы должен включать, в том числе статьи из журналов, ссылки на сайты.
Требования к оформлению
Текст работы следует печатать на листах формата А4, соблюдая следующие требования:
· текст набирается шрифтом Times New Roman размером (кеглем) 12, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине и автоматическим переносом;
· цвет шрифта должен быть черным, четким;
· абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см;
· строки разделяются полуторным интервалом;
· поля страницы (до текста): верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм, левое не менее 25 мм, правое – 10 мм;
· введение и заключение не нумеруются.
· Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:
· заголовок раздела печатается прописным, полужирным, с выравниванием по ширине;
· подзаголовки от текста отделяют сверху 2 интервалами, снизу – 1 интервалом;
· заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце с выравниванием по ширине, не подчеркивая;
· переносы слов в заголовках не допускаются;
· разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста;
· нумеровать их следует арабскими цифрами;
· после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят.
· Страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер ставится внизу по центру страницы или в штампе (проекты). Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ.Номер страницы на титульном листе не проставляют.
· Рисунки, таблицы, формулы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая нумерацию по разделу или сквозную по всему тексту работы.
При ссылке в тексте на рисунки, таблицы, формулы сокращения не допускаются.
В тексте до и после рисунка, таблицы, формулы обязательно оставлять отступ в 1 интервал.
В тексте курсовой работы должны быть ссылки на все приведённые таблицы и рисунки.
Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотографии и др.) в тексте курсовой работы располагают непосредственно после упоминания о них или на следующей странице. Все иллюстрации в работе нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака №. Под иллюстрацией пишут слово «Рис.», её номер и название. Если имеется всего одна иллюстрация, её не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Ссылки на иллюстрации в тексте приводят так же, как описано выше для таблиц, например «рис.3». В тексте работы обязательно должны быть ссылки на все приведённые иллюстрации.
В списке использованной литературы все источники должны быть расположены в порядке их упоминания в тексте работы при сквозной для всей работы нумерации. В списке использованных источников они располагаются по алфавиту под определенным номер, который указывается в квадратных скобках в месте цитирования. При повторном упоминании этого источника в тексте он сохраняет данный ему номер (например, [7]). В тексте курсовой работы должны быть ссылки на все литературные источники.
При оформлении списка использованной литературы необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка»,с 1 января 2009 года веден в действие .Форма представления источника зависит от его вида и способа публикации.
Научный руководитель консультирует студента по вопросам содержания, плана, графика её выполнения работы, обработки собранных литературных данных, проверяет оформление работы. Студент неукоснительно выполняет все указания своего руководителя.
Защита и критерии оценки
По завершении оформления студент сдаёт курсовую работу своему руководителю, который даёт письменное разрешение на ее защиту, что является основанием к защите.
На защите студент излагает суть своей работы и отвечает на вопросы преподавателя, который ставит студенту оценку его работы и регистрируют в ведомости и зачётной книжке.
Оценку «отлично» получает работа, полностью соответствующая данным Методическим указаниям, как по содержанию, так и по оформлению. При этом студент полностью и грамотно отвечает на поставленные вопросы, показывая глубокие знания изученной темы.
Оценку «хорошо» получает работа, в целом отвечающая требованиям Указаний, хотя имеются отдельные недочёты в оформлении, есть претензии к ответам на вопросы и другие замечания.
Оценку «удовлетворительно» получает работа, имеющая целый ряд недостатков в содержании, оформлении; при этом студент при защите обнаруживает недостаточное знание изучаемого вопроса, а в рецензии руководителя имеются существенные замечания.
При несоответствии курсовой работы требованиям Методических указаний, плохом её оформлении и существенных затруднениях студента при ответах на вопросы работа получает оценку «неудовлетворительно».
Приложение А
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)
КАФЕДРА технологии продуктов питания
Курсовая работа Курсовая работа защищена
допущена к защите с оценкой________________
руководитель: д.т.н., проф. руководитель: д.т.н., проф.
_____________Серпунина Л.Т. ______________Серпунина Л.Т.
Исследования сбалансированности
Личного рациона питания
Курсовая работа по дисциплине
«Физиология питания»
Пояснительная записка
КР 31.260501.65.725
Нормоконтролер | Работу выполнила: | |
доц., канд. техн. наук | студентка гр. 03-ВОП | |
И.О.Фамилия | Лось С.Л. |
Калининград
Приложение Б
Содержание
Введение | ||
Гигиенические требования по нормированию рациона | ||
Материал и методы исследования | ||
Исследование пищевой ценности личного рациона | ||
3.1 | Характеристика энергетической ценности рациона | |
3.2 | Характеристика пищевой рациона | |
3.2.1 | Характеристика витаминной составляющей рациона | |
3.2.1 | Характеристика минеральной составляющей рациона | |
Обоснование направлений корректировки рациона | ||
Заключение | ||
Список использованной литературы |