Формы сбалансированности бюджетов

В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы.

Бюджетная система вертикально сбалансирована, если субнациональные власти могут обеспечить себе достаточную сумму бюд­жетных доходов, чтобы покрыть свои расходные обязательства. Это позволяет субнациональным властям быть полностью автономными и делает их полностью подотчетными своим гражданам.

Вертикальная несбалансированность потенциально заложена в любой модели бюджетной системы вследствие различия функций, выполняемых разными уровнями власти.

Система бюджетного федерализма может нормально работать только при условии достаточности финансовых ресурсов органов власти каждого уровня для осуществления их полномочий. Достижение такого соответствия обеспечивается методами вертикального выравнивания бюджетов, основанного на следующем принципе: финансовые запросы (расходная часть субнациональных бюджетов) должны исходить из фактического финансового потенциала (доходной части бюджета).

В большинстве государств с федеральным уст­ройством вертикальная несбалансированность бюджетной системы является нормальной, и она обычно подлежит выравниванию с помощью всевозможных межправительственных трансфертов от более высоких уровней государственной власти на более низкие уровни бюджетной системы. Хотя наличие таких трансфертов и снижает степень автономии субнациональных властей в принятии бюд­жетных решений и усложняет отчетность органов власти на субнациональном уровне, однако при этом существуют аргументы в пользу централизации налого­вых доходов на национальном уровне.

Корректирование вертикальных диспропорций нацелено на устранение несоответствий между расходными функциями субнациональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, так как центральное правительство, обладая гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс региональных бюджетов.

Под горизонтальным бюджетным дисбалансом понимают разницу между способностями органов власти штатов и муниципальных органов власти пре­доставлять государственные услуги.

Горизонтальные бюджетные дисбалансы могут возникать как в результате различия возможностей по сбору доходов, так и в результате дифференциации объема и стоимости необходимых расходов. Кроме того, горизонтальная несбалансированность бюджетной системы объективно обусловлена различным положением территориальных единиц, составляющих государство, вследствие исторических, географических, экономических, природных и прочих особенностей. Горизонтальная несбалансированность проявляется, с одной стороны, в разной потребности, а с другой — в разной стоимости предоставляемых государственных услуг. При этом один и тот же набор государственных услуг будет по-разному обходиться налогоплательщику в зависимости от финансового положения его территориальных властей.

Программы, направленные на выравнивание горизонтальной несбалансирован­ности бюджетной системы, называются программами межбюджетного вырав­нивания. Эффективной программой межбюджетного выравнивания является та­кая программа, которая учитывает при определении объема финансовой помо­щи дифференциацию объема расходных потребностей, стоимости оказания го­сударственных услуг фискального потенциала. Например, в отличие от некоторых других федеративных государств (Канады или Австралии) в Соединенных Штатах отсутствуют национальные программы межбюджетного выравнивания. Однако многие программы категориальных грантов имеют в качестве своей со­ставной части некоторые выравнивающие компоненты.

Выравнивание острых горизонтальных различий важно само по себе как выражение требования социальной справедливости. В то же время оно имеет общеэкономический эффект, так как предотвращает экономические потери, связанные с миграцией населения и капитала. Бюджетное выравнивание при этом осуществляется в общенациональных интересах и способствует укреплению государства.

Наши рекомендации