Методика проведения учения

3.1. Общие положения

3.1.1. Руководство и посредники организуют свою работу в ходе учения в соответствии с планами его проведения, а обучаемые в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок организации транспортного процесса и ликвидации последствий ДТП, планами действий в ЧС, своими функциональными обязанностями, должностными инструкциями, указаниями своего руководства и посредников, а также складывающейся обстановкой.

3.1.2. Основными методами работы руководства и посредников являются: личное общение с обучаемыми и изучение методов, стили и содержания их работы и прежде всего, при выполнение практических мероприятий;

заслушивание кратких докладов обучаемых на рабочих местах;

заслушивание докладов по вопросам общего характера на сборе определенной категории обучаемых;

изучение отработанных документов, подготовка замечаний по ним;

оказание помощи обучаемым в решении конкретных задач.

3.1.3. Основными методами работы обучаемых являются:

выполнение практических мероприятий, предусмотренных планом проведения учения;

работа на своих рабочих местах по сбору необходимой информации, анализу поступающих документов проведению расчетов, разработка проектов распоряжений и других документов;

доклады своему руководству о состоянии дел в соответствующих пожарно-спасательных подразделениях и ходе выполнения плановых мероприятий и принятых решений;

вызов и заслушивание подчиненных;

изучение обстановки и содержания работы подчиненных, контроль и оказание им помощи непосредственно на рабочих местах

3.1.4. Руководитель учения:

направляет и контролирует работу своих заместителей и помощников;

контролирует ход учения;

осуществляет контроль и оказывает помощь обучаемым в решении возлагаемых на них задач;

изучает содержание, стиль и методы работы обучаемых при отработке наиболее важных, сложных и новых вопросов;

подводит с руководством и посредническим аппаратом итоги отработки наиболее важных вопросов и этапов учения, даст указания и ставит задачи по дальнейшей работе;

принимает доклады начальника штаба руководства, своих заместителей, посредников, рассматривает наиболее важные документы, отработанные обучаемыми;

принимает меры по рациональному использованию выделенных на проведение учений средств, по предупреждению аварийных ситуаций и несчастных случаев.

3.1.5. Штаб руководства:

организует и контролирует ход отработки учебных вопросов в соответствии с планом проведения учения;

направляет и анализирует работу посредников, оказывает им помощь;

организует наращивание обстановки на учении;

анализирует действия обучаемых;

контролирует и оказывает помощь в обеспечении взаимодействия, слаженности работы обучаемых;

изучает материалы докладов, представленных обучаемыми и посредниками;

готовит материалы для разбора учения и организует разработку доклада;

организует подведение итогов работы на учении по завершении его этапов.

3.1.6. Посреднический аппарат:

контролирует прохождение вводных, наращивает обстановку по учению в соответствии со своими частыми планами;

провернет уровень подготовки обучаемых, их умение оценивать обстановку и принимать оптимальные решения в ходе учения, способность выполнять свои функции в условиях конкретной обстановки, отдавать распоряжения, руководить подчиненными подразделениями и должностными лицами, выполнять расчеты, разрабатывать необходимые документы;

оказывает помощь обучаемым в решении наиболее сложных задач на учении и выполнении ими функциональных обязанностей;

представляет донесения в штаб руководства о действиях обучаемых, предложения по совершенствованию методики проведения подобных учений;

проверяет качество и эффективность выполняемых на учении практических мероприятии, оказывает помощь в их проведении;

осуществляет контроль за проведением мер по предотвращению возникновения в ходе учения аварийных ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу и нарушению жизнедеятельности населения.

3.1.7. Обучаемые:

осуществляют сбор данных об обстановке, систематически ее уточняют;

информируют подчиненных, взаимодействующие органы об обстановке;

изучают донесения и действия подчиненных, запрашивают дополнительные сведения, обобщают полученную информацию;

анализируют обстановку, производят необходимые расчеты, делают выводы из анализа;

ведут рабочую карту, делают записи в журнале отданных и полученных распоряжений, исполняют другую необходимую документацию;

контролируют действия подчиненных, ход выполнения ими плановых мероприятий, принятых решений, ведут учет выполняемых мероприятий;

докладывают руководству выводы из обстановки, ход выполнения плановых мероприятий и принятых решений;

оказывают помощь подчиненным в выполнении указанных мероприятий и решений;

разрабатывают и вносят предложения руководству по устранению выявленных в работе недостатков, обеспечению выполнения заданий и решений руководства, решению возникающих проблем;

разрабатывать проекты приказов, решений по обстановке также доводят их до подчиненных, организуют выполнение принятых решений и плановых мероприятий;

подготавливают и представляют установленным порядком доклады в вышестоящие инстанции и штаб руководства;

выполняют другие мероприятия, предусмотренные планами действий в ЧС, должностными инструкциями и своими функциональными обязанностями.

В целях стимулирования активной работы, повышения ответственности обучаемых за ее результаты на протяжении всего учения (особенно после заслушивания устных докладов руководству) им может быть предложено представлять копии разработанных документов в штаб руководства. Такой методический прием дает также возможность более глубоко изучить и обобщить опыт работы обучаемых и дать объективную оценку их действиям при проведении разбора, а сам доклад на разборе проиллюстрировать. примерами этих документов.

3.1.8. Наращивание обстановки производится и соответствии с планом проведения учения непрерывно и последовательно путем подачи сигналов, передачи распоряжений, информации, докладов из тех источников, из которых они могли бы поступить и реальных условиях. Такими источниками могут быть: каналы, доклады от подчиненных инстанций, данные разведки, распоряжения (информация) старших начальников, информация от взаимодействующих органов управления. Информация может поступать, как от участвующих на учении органов управления, так и не участвующих через посредников или штаб руководства.

Наращивание обстановки осуществляется методом "час за час" (при совпадении оперативного и астрономическою времени) и методом оперативных скачков <•>. Величина оперативною скачки может быть в пределах от нескольких часов до нескольким суток. При этом новая обстановка, доводимая до участников учения увязывается с предыдущей.

После оперативною скачка обучаемым предоставляется время. необходимое для изучения и оценки обстановки, принятия решений и постановки задач подчиненным.

Иногда в силу новизны сложности отрабатываемой на учении задачи инедостаточной подготовленности обучаемых к ее решению им может потребоваться больше времени, чем может быть затрачено и реальной обстановке. В этом случае делается оперативная пауза <**>. Оперативная пауза может быть предусмотрена планом проведения учения или делается в ходе учения по решению руководителя. Часто оперативная пауза делается на время заслушивания руководителем учения докладов на общих сборах (вызовах) перерывов для приема пищи и т.п.

________________

<*> Оперативный скачок - это методический прием, позволяющий ввести обучаемых в новую обстановку. Сущность его состоит в том, что в определенный момент учения после отработки одного или нескольких учебных вопросов для перехода к следующему вопросу темы или этану учения оперативное время переносится на более поздний срок относительно астрономического.

<**> Оперативная пауза - это перерыв в учение. С помощью такого методического приема «останавливается» астрономическое время.

3.1.9. Заслушивание руководителем учения, а также его заместителями, помощниками и посредниками обучаемых об обстановке, принятых решениях, отданных распоряжениях, ходе выполнении плановых мероприятий, отдача распоряжений подчиненным осуществляются, как правило, тогда, когда это вызывается оперативной обстановкой или методической целесообразностью. Оно может проводиться на рабочих местах обучаемых, по техническим средствам связи, на общих или частных сборах.

Заслушивание обучаемых на их рабочих местах должно быть основным методом обучения. Общие вызовы определенных категорий обучаемых применяются в тех случаях, когда возникает необходимость в ходе учения довести до них содержание и методы решения новых вопросов, добиться правильности понимания всеми обстановки, отработать взаимодействие.

Частые вызовы могут практиковаться для заслушивания руководителей и специалистов по специальным вопросам, представляющим профессиональный интерес.

Общие и частные вызовы подчиненных могут быть проведены и по инициативе руководства объектов, служб, привлекаемых на учение в качестве обучаемых в целях рассмотрения как общих, так и частных, но представляющих для всех или части подчиненных интерес вопросов, уточнения взаимодействия, доведения решений вышестоящего руководства и постановки задач.

3.1.10. Структура доклада обучаемых о состоянии действий своих сил и средств на общих и частных вызовах (если не требуется лаконичного доклада по конкретному вопросу) может быть принята следующей:

краткая характеристика и особенности привлекаемых на учение подчиненных сил и средств;

полученные вводные и указания руководства на данное оперативное время;

анализ и выводы из сложившейся ситуации

принятые решения по обеспечению выполнения своих функций в условиях сложившейся обстановки;

ход выполнения плановых мероприятий, решений руководства, поставленных задач;

предложения, просьбы к вышестоящим органам о выделение сил,

средств, материальных и других ресурсов.

3.1.11. При выполнении основной задачи - учить обучаемых- отрасли, помощники руководителя учения и посредники не должны допускать подмены обучаемых, принятия за их или навязывании им своих решений, выполнения их работы.

Помощь обучаемым оказывается путем:

разъяснения теоретических положений, требований нормативных документов, методик. При этом с разрешения руководства учением для данной категории обучаемых может быть сделана и не предусмотренная планом учения оперативная пауза;

подачи с разрешения руководителя учения дополнительных, кроме предусмотренных планом проведения учения, вводных, детализирующих обстановку и помогающих обучаемым, а иногда и вынуждающих их принять правильное решение;

контроля и оказания методический помощи в подготовке докладов на общих и частных вызовах, донесений в вышестоящие инстанции и штаб

руководства.

Посредникам следует иметь и виду, что одна и та же задача по обстановке на учении может иметь несколько вариантов решений. В ряде случаев решение обучаемых может быть верным, но отличиться от варианта решения, которое имеется у посредника. В таком случае следует согласиться с решением обучаемых и поощрить тем самым их к дальнейшему проявлению инициативы и самостоятельности в работе.

3.1.12. В докладах посредников и штаб руководства с установленной периодичностью (после отработки наиболее важных вопросов за этап, за учение и целом) отражаются:

положительные моменты и недостатки в действиях обучаемых (уровень теоретической подготовки, знание и учение выполнять свои функциональные обязанности и др.);

анализ и оценка действий обучаемых при решении конкретных задач и выполнении своих функций:

поучительные методические приемы в действиях обучаемых во время учении;

предложения по совершенствованию методики проведения учения.

3.2. Отработка учебных вопросов по этапам учения <*>

3.2.1. Этап учения начинается с оповещения и сборов руководящего состава и других обучаемых от привлекаемых на учение подразделений в соответствии с разработанными схемами оповещения. Одновременно с сигналом об оповещении или с небольшим интервалом по времени может быть направлено распоряжение руководителям привлекаемых на учение органов управления и предприятий прибыть в заранее определенное место. Обычно это здание, где размещена организация, является вышестоящей (в пределах своей компетенции) по отношению к другим участникам учения.

Руководство учением и посреднический аппарат контролируют прибытие обучаемых по сигналу "Объявлен сбор" к местам сбора, определенным планом действий при ликвидации последствий ДТП.

Если планом учения не предусматривается отработка вопросов оповещения, то участники учения, участвующие в отработке учебных вопросов этого этапа, прибывают в установленные места к определенному времени.

__________________________

Lt;*> Далее рассматривается методика отработки учебных вопросов по этапам такого учения, в ходе которого прорабатывается весь комплекс проблем, решаемых участниками ликвидации последствий ДТП при перевозке опасных грузов

По прибытии руководителей органов управления в установленное место руководитель учения информирует их (вручает вводные) об обстановке на автодороге и распоряжении приступить, к выполнению мероприятий, предусмотренными планами действий при ликвидации последствий ДТП, о принятых вышестоящим органом (руководителем) решениях.

Руководители органов управления и предприятий по прибытии на свои рабочие места информируют своих подчиненных об обстановке, принятых решениях, полученных распоряжениях, дают указания на выполнение этих и своих решений и распоряжений, а также на выполнение мероприятий, предусмотренных соответствующими планами и руководящими документами.

Причинами угрозы возникновения ДТП при перевозке опасных грузов могут быть различные факторы. Это, в частности, аварии на опасных объектах (например - АЗС), метеоусловия (гололед, снежные заносы, сильные морозы и т.п.) и др. Информация об опасностях должна поступать в ЕДДС из тех источников и таким же порядком, как она поступает в реальных условиях повседневной жизни, либо в виде вводных от руководства учением и посредников в различное время суток, в том числе и в нерабочее время.

С получением информации о ДТП, связанного с перевозкой опасного груза, органы управления прогнозируют возможную обстановку.

Вопросы, отрабатываемые на этом этапе учения, решаются в тесном взаимодействии всех участвующих в учении органов управления (МЧС России, МВД России, Минздравсоцразвития России, Минтранс России).

Закончить отработку учебных вопросов этапа целесообразно заслушиванием руководителя учения на общем сборе его участников-представителей органов управления о принятых мерах по организации выполнения поставленных задач в условиях угрозы ДТП при перевозке опасною груза и п случае ее реализации.

В ходе заслушивания участники учения имеют возможность глубже изучить организацию ликвидации последствий ДТП, уяснить место и роль в решении этой задачи своей службы, взаимосвязь с другими службами. Кроме

того могут быть критически оценены результаты работ, обсуждены проблемные вопросы, высказаны предложения по их решению, обсуждены проблемные вопросы, касающихся взаимодействия обучаемых при решении общих задач.

Аналогичным образом на частных сборах в привлекаемых на учения органах управлении их специалистами рассматриваются состояние сил и средств в условиях реально прогнозируемой обстановки, возможности по выполнению стоящих задач, разрабатываются меры по обеспечению их выполнения, подводятся итоги работы за этап учения.

На данном папе могут быть практически отработаны следующие вопросы; оповещение и сбор обучаемых, строевой смотр формирований, выполнение конкретных инженерно - технических мероприятий, повышающих безопасность, на рассматриваемом участке дороги, прогнозирование возможной обстановки и др.

3.2.2. Этап, на котором отрабатываются действия по ликвидации ДТП и аварии, возникших при перевозке опасных грузов, начинается с выдачи информации о возникшей чрезвычайной ситуации.

ДТП могут произойти в пути следования транспортных средств с опасными грузами, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при заправке автотранспорта. Информация о ДТП поступает в ЕДДС от случайного свидетеля аварии (по мобильному телефону).

Получив такую информацию, диспетчер ЕДДС действует в соответствии с должностной инструкцией: немедленно отдает распоряжение по вопросам, входящим в его компетенцию; ставит в известность о происшедшем соответствующих должностных лиц (сообщает в медицинскую (скорую) помощь, пожарно-спасательные подразделения, ГИБДД, а также по необходимости в другие службы и организации (дорожную службу и др.). Информируются органы исполнительной власти муниципального образования, на территории которого произошло ДТП при перевозке опасного груза.

Основные усилия направляются на оповещение населения и предприятий, которые оказались или могут оказаться в опасной зоне. При отработке вопросов оповещения основные усилия участников учения должны быть направлены на обес-

печение доведения сигналов (соответствующей информации) в минимальные сроки, наиболее рациональным способом и в оптимальной последовательности тем организациям и должностным лицам, которые оказывают или могут оказать определяющее воздействие на ход и результат ЛСДНР. При этом дежурные (диспетчерские) службы должны действовать, самостоятельно, в соответствии с наделенными соответствующими нормативными документами правами, обязанностями и полномочиями, не дожидаясь санкционирования своих действий и указаний вышестоящих начальников.

Решения на действия в очаге поражения руководители соответствующих служб принимают на основе экспресс - анализа и оценки обстановки, прогноза возможного развития событий. Эффективность действий по локализации и ликвидации аварий, снижению тяжести их последствий во многом зависит не только от оптимальности принимаемых решений, но и от своевременности их принятия и доведения до исполнителей. Поэтому в реальной обстановке руководители всех служб на принятие решения будут располагать крайне огражденным временем.

На учении в учебных цепях целесообразно увеличить, на отработку этого вопроса продолжительность астрономического времени по сравнению с оперативным, я при необходимости сделать и оперативную паузу, с тем чтобы участники учения имели возможность подробно, без спешки проанализировать и оценить сложившуюся обстановку, рассмотреть и обсудить предложения и принять оптимальное решение, которое следует оформить в письменном виде, что позволит обучаемым приобрести более твердые навыки в его разработке, в том числе и в устной форме, когда возникнет необходимость в этом в реальной обстановке. Следует потребовать, чтобы обучаемые свои решения в письменном виде представили в штаб руководства учением или своему посреднику. Это не только повысит ответственность соответствующих должностных лиц за качество документа, но и позволит использовать его как фактический материал при оценке их действий и процессе подготовки и проведения разбора учения.

Руководители принимающих участие и учении служб и объектов должны и соответствии с установленным порядком информировать об обстановке и принятых решениях по вопросам, входящим в их компетенцию, соответствующие вышестоящие органы.

При отработке порядки действий в очаге поражения основные усилия направляются на ведение разведки и уточнение обстановки н очаге поражения, ликвидацию и локализацию источника аварийной ситуации, спасение людей, оказание помощи пострадавшим, оповещение населения организации, которым угрожает опасность, защиту и спасение материальных ценностей.

Привлекаемые на учения силы и средства действуют в очаге поражения в соответствии со своим предназначением, полученными указаниями и конкретной обстановкой. Руководители служб и организаций, от которых задействованы па учение силы и средства, отрабатывают тактику их действий, вопросы управления ими, взаимодействие с органами управлении, силами и средствами других служб.

Представители администрации муниципального образования, территориальные органы управления МЧС России основные усилия направляют на отработку вопросов управления всеми силами и средствами, действующими в очаге поражения, обеспечение их взаимодействия, создание эффективного органа управления проведением АСДНР в очаге поражения, организацию работы по предотвращению ликвидации очага поражения и снижению величины потерь населения и экономическою ущерба, которые оказались или могут оказаться в опасной зоне.

В завершение отработки этапа целесообразно посредникам совместно с

руководителями служб и организаций, сил и средства которых действовали на учениях, проанализировать их действия и подвести итоги работы. Руководитель учения может заслушать на общем сборе представителей указанных выше служб и организаций по отрабатываемым вопросам.

На этом этапе могут выполняться следующие практические мероприятии: оповещение служб и организаций, должностных лиц о возникших чрезвычайных событиях и населении об опасности; доставка спасителей к месту возникновения ДТП (в том числе с использованием авиационных технологий), эвакуация людей из опасной зоны;

перегрузка опасных веществ из поврежденных транспортных средств, их эвакуация;

тушение пожаров, постановки водяных завес;

извлечение людей из поврежденных транспортных средств;

оказание помощи пораженным;

обеззараживание территории, техники, зданий, сооружений; организация движения городского транспорта в обход поврежденных участков дорог и опасных зон; оцепление мест аварий и опасных зон, ремонт проезжей части дорог и дорожных сооружений, поврежденных механизмов, средств, обеспечивающих движение транспорта.

При проведении практических мероприятий могут использоваться имитационные средства. Те из мероприятий, проведение которых может создать опасность или существенный дискомфорт для населения, целесообразно проводить на полигонах или в специально подобранных и подготовленных для этой цели местах.

3.3. Проведение исследований на учении;

Исследования на учении проводятся исследовательской группой. К исследованиям отдельных вопросов, кроме исследовательской группы, могут привлекался и другие участники учения - как руководство и посредники, так и обучаемые. Целесообразно поручить организацию исследования каждого вопроса одному специалисту из состава исследовательской группы.

Исследования проводятся по новым, актуальным и проблемным вопросам, связанным спредупреждением и ликвидацией ЧС, а также совершенствованием форм и методов работ по повышению безопасности транспортного процесса, обеспечению функционирования транспортной системы выполнению возлагаемых на нее задач в ЧС.

В ходе учения могут исследования, например, такие проблемы:

исследование установленного порядки оповещения;

исследование стиля и методов работы участников учения в ходе его проведения и разработка предложений по их совершенствованию;

анализ эффективности применения вычислительной техники для оценки последствий ЧС и принятия решений на действия при возникновении ЧС;

оценка эффективности конкретных мероприятий по предупреждению и снижению тяжести последствий аварий с катастрофическими последствиями при перевозке опасных грузов, исследование способов, приемов, методов ликвидации и локализации аварий, разработка нормативов на проведение работ по их ликвидации;

анализ эффективности организации взаимодействия привлекаемых сил и средств;

анализ и разработка предложений по совершенствованию действующих нормативных документов и др.

Исследования могут быть теоретическими и практическими. Отдельные теоретические положения могут быть подвергнуты экспериментальной проверке входе учения.

Исследование некоторых теоретических вопросов может быть начато до начала учения в подготовительный период. Например, до начала учения могут быть разработаны, а в ходе учения задействованы новые инструкции и другие нормативные документы, коррективы к действующим, методики, компьютерные программы.

Отработку практических мероприятий, выполняемых для выработки выработке, необходимо хронометрировать.

По результатам исследовательской работы исследовательская группа составляет отчет. В отчете излагаются основные результаты проведенных исследований, делаются выводы по каждому исследованному вопросу. Даются предложения по использованию полученных результатов в практической деятельности. Предложения должны имен, надлежащее обоснование с указанием их эффективности (снижение вероятности аварии, величины возможных потерь и материального ущерба, экономия времени и т.п.).

Целесообразно также дать рекомендации по реализации указанных предложений.

Не всегда на все исследуемые вопросы можно получить убедительный и однозначный ответ. Поэтому в отчете следует указать такие вопросы, дать, рекомендации по дальнейшему их исследованию, в том числе силами соответствующих научно - исследовательских учреждений.

По завершении учении руководитель объявляет отбой учения, устанавливает место, время и порядок проведения разбора учения.

Наши рекомендации