Методика определения мотивов учения

Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом. Ее описание дается по кн.: Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнер. М., 1988.

Как известно, для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых и т. п. (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную - сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждым из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед малышом выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На столе перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив (Приложение 2, рис. 1).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив (Приложение 2, рис. 2).

Третий мальчик сказал: «Яхожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив) (Приложение 2, рис. 3).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка, на которой изображены две схематические фигурки взрослого и ребенка, стоящие спиной друг к другу; у взрослого - портфель в руках, у ребенка - игрушечный автомобиль (позиционный мотив) (Приложение 2, рис. 4).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка, на которой схематическая фигурка направляется к зданию школы (социальный мотив) (Приложение 2, рис. 5).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с изображением фигурки ребенка с тетрадкой в руках (Приложение 2, рис. 6).

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стимульный материал к методике «Определение мотивов учения»

 
  методика определения мотивов учения - student2.ru

Наши рекомендации