Мотивы учения. Потребности и интересы как основа мотивации учения. Характеристика методов стимулирования учения школьников

Мотивы-побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин "М." применяется для обозначения разл. явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. В отеч. психологии утвердилось положение о том, что содержание М. личности определяется объективными условиями её жизнедеятельности, прежде всего социальными. С изменением конкретных социальных условий в ходе ист. развития меняются предпосылки для развития тех или иных М., а также их конкретное содержание. В качестве М. выступают материальные или идеальные предметы, к-рые, будучи включены в систему отношений субъекта, приобретают свойство побуждать и направлять его деятельность. М. человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Новые М. могут формироваться за счёт видоизменения строения самой деятельности по ходу её протекания. Предмет, выступавший первоначально в качестве подчинённой промежуточной цели, может приобрести в ходе деятельности самостоят, побудительную силу и превратиться в М. деятельности (механизм - "сдвига М. на цель"). Так, чтение учебника может пробудить у школьника познават. интерес к предмету, хотя вначале этого интереса могло и не быть и действие могло побуждаться к.-л. др. М. Важным источником формирования новых М. личности является участие в совместной с др. людьми деятельности. Новые ситуативно возникающие М. способны при определенных условиях укореняться в структуре личности и превращаться в более или менее устойчивые побуждения, так что через развитие М. конкретной деятельности осуществляется развитие устойчивых М. и потребностей. М. учебной деятельности имеют специфич. характер. Уч. деятельность направлена на овладение обобщёнными способами действий в сфере науч. понятий. Она должна побуждаться адекватными М. Ими могут быть только М., непосредственно связанные с её содержанием, т. е. М. приобретения обобщённых способов действий, или М. самосовершенствования. Если удаётся сформировать такие М. у учащихся, то поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие М., к-рые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребёнок приходит в школу, руководствуясь в основном М., связанными с интересом к пребыванию в школе, к активному включению в обществ, жизнь. В ходе обучения эти М. претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других - интерес к самому содержанию знания. Наиб, адекватными для уч. деятельности являются уч.-познават. М., к-рые формируются в ходе осуществления самой уч. деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфич. психол. новообразования. Всё это подчёркивает необходимость формирования М. в школе и актуальность их психол. исследования. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деят-ти(убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения и порицания)

Л. С. Выготский пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

38. Закономерности и принципы обучения в современной школе, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Закон-ти – это существенные, необходимые, устойчивые связи м/д определёнными явлениями процесса обучения, характер его развитие. Эти связи были выявлены постепенно. З. сложились исторически и базир-ся на психолог особенностях познават деят-ти. 1)Обусловленность задач и содержания учебно-воспит процесса потребности об-ва. Сейчас об-ву требуются творческие личности. Если ч будет сам добывать знания, то он сможет вести иссследоват деят-ть и созд-ь что-то новое. 2)ПО закономерно связан с проц воспитания и развития. Эти процессы неразделимы. 3)Зав-ть задач содержания образования от реальных учебных возможностей уч-ка. Мы должны ему давать те знания, кот он может воспринять. 4)Сущ-ет законом связь м/д темпом и эффективностью обучения. Если темп высокий, ученик может не успеть овладеть знаниями, если низкий, то уч-ку скучно. 5)Единство преподавания и обучения. Деят-ть учит и уч-ка должна протекать в единстве. 6)Чем разнообразнее восприятие материала, тем прочнее он усваивается. 7)невозможно достичь должного эффекта в обучении, если не обеспечено полож отношу ч-ка к познават деят-ти. 8)Эффективность обучения зависит от выбора оптимального сочеания методов преподавания, стимулирования и контроля. 9)Эф обуч закономерно обусловлена выбором форм обучения(урок, лабор, экскурсия, консульт) 10)эф обуч зависит от наличия оптимально учебно-материальной базы, гигиенических, нравственно-психолог условий обучения. На основе закон-ей определены и принципы. Принцип обучения – это исходное положение о способах достижения дидактических целей с учётом законов учебного процесса. 1)Принцип научности: излагай уч-ся только достоверные факты и явления; выделяй осн идеи в изучаемом; обеспечивай ведущую роль в теории обучения, раскрывай перспективы развития наук и технолог, знакомь с историей важнейших открытий, изучай явл природы и об-ва в из развитии, используй язык науки, основы кот из-ся. 2)Принцип связи обучения с жизнью. Опирайся на практ опыт уч-ся, показывай уч-ку как исп-ть получен знания в жизни, формируй умения и навыки в применении знаний на практике, знакомь уч-ся с основами совр промышленного и с/х производства, расширяй их политехн кругозор. 3)Принцип сознательности и активности. Обеспечивай понимание уч-ся изучаемого материала, соотноси новые знания с уже имеющимся опытом уч-ся, исп-уй проблемное изложение материала, стимулируй познават активность уч-ся, создавай условия для хор работоспособности и устойчивого внимания, комментируй внимание. 4)Принцип доступности и посильности. Учитывай реальный уровень развития и подготовл уч-ся, объясн материал простым языком, оптимизируй объём работы на уроке и д/з, излагай новое, связывай его с хорошо известным уч-ся, используй необход наглядность, комментируй д/з, подробно разбирай наиболее трудный материал. 5)Принцип систематичности и последовательности. Излагай материал в определ системе по программе и учебнику, используй межпредметные связи, приучай уч-ся к повседневной работе с книгой, переходи к изучению нового материала только после усвоения старого. 6)Принцип прочности знаний. Не перегружай материал частностями, выделяй главное, рекомендуй материал для заучивания и запоминания, делай упор на осмысленное запоминание, обучай уч-ся приемам умственной работы, закрепляй знания на практике, систематически организуй повторение изученного материала, излагай материал эмоционально, чередуй различные виды учебной деят-ти уч-ся. 7)Принцип наглядности. Перед использованием нагл четко определи и сформулируй цель наблюдения, примен нагл в комплексе с др ср-ми обучения, обеспечь безопасность применении нагляд на уроке, нагл д/б видна каждому уч, применяй нагл лишь в нужный момент урока и в меру. 8)Принцип учета индивидуальных особенностей. Постоянно изучай индивид особ-ти уч-ся, спроектируй для каждого ученика индивид пед воздействия, создавай оптимальные условия для полноценного развития каждого уч-ка, задавай индивид уч задания, учитывай тип мышления каждого.

Наши рекомендации