Развитие педиатрии, школы, московская школа.
В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода:
первый - до середины XIX века,
второй - до Октябрьской социалистической революции,
третий - советский.
Россия была одним из первых Европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая - в Петербурге в 1834 г., третья - в Москве в 1842 г.
Первый периодхарактеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии. Наиболее передовые ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий в области здоровья детей и снижения высокой детской смертности. Особенно велики заслуги первого ученого-акушера Н. М. Максимовича-Амбодика. Он первым стал преподавать акушерство (и как часть его - педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию.
Началом второго периода и толчком к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей. В это же время С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии (1842) клинику акушерства и гинекологии, где треть общего количества мест была отведена детям. Наконец, С. Ф. Хотовицкий создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням - "Педиятрику", в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее свого значения: "Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей".
После Великой Октябрьской социалистической революции (третий период развития педиатрии) забота о матери и ребенке впервые в мире стала государственным делом. Период становления советского здравоохранения связан с именами замечательных людей: Н. К. Крупской, А. М. Коллонтай, В. П. Лебедевой, В. М. Величкиной и др.
В 1918 г. создан отдел охраны материнства и детства, который начал свою деятельность с организации детских учреждений - домов матери и ребенка, детских консультаций и ясель.
Большой вклад в развитие отечественной педиатрии за годы Советской власти внесли такие ученые, как Г. Н. Сперанский, А. А. Кисель, М. С. Маслов, В. И. Молчанов, Ю. Ф. Домбровская, Д. Д. Лебедев, А. Ф. Тур и другие.
ШКОЛЫ ПЕДИАТРИИ
В Москве и Ленинграде активно работали педиатрические школы, созданные на кафедрах детских болезней Московского университета и Военно-медицинской академии, свои школы сформировались на Украине и в других республиках.
Основателем школы московских педиатров, создателем и первым профессором кафедры детских болезней медицинского факультета Московского университета был Н. А. Тольский (1830-1891). С 1861 г. он читал теоретический курс педиатрии, а в 1873 г. организовал и возглавил кафедру детских болезней.
Н. Ф. Филатов
После смерти Л. А. Тольского кафедру педиатрии Московского университета возглавил Н. Ф. Филатов (1847-1902), который по праву считается отцом русской педиатрии. Он обладал огромным талантом истинного ученого-клинициста, тонкой наблюдательностью, трудолюбием, целеустремленностью и настойчивостью в достижении намеченной цели. Научные труды Н. Ф. Филатова высоко подняли престиж русской педиатрии и сыграли огромную роль в дальнейшем ее развитии. К числу его крупных научных трудов относится замечательная диссертация "К вопросу об отношении бронхита и острой катаральной пневмонии" (1876), в которой он убедительно показал патогенетическую связь пневмонии с бронхитом и ателектазами.
В. И. Молчанов
Большой вклад в развитие отечественной педиатрии внесли работы В. И. Молчанова (1868 - 1959), академика АМН СССР, профессора, заведующего кафедрой детских болезней I ММИ им. И. М. Сеченова на протяжении 28 лет (1922-1950). Он был учеником и продолжателем идей Н. Ф. Филатова. Ряд его классических работ в области инфекционных болезней и в том числе диссертация "Надпочечники и их изменения при дифтерии" остаются актуальными по сей день.
Г. Н. Сперанский
Видными представителями Московской школы были ученики Н. Ф. Филатова - Д. Д. Лебедев, который внес большой вклад в дело изучения острых детских инфекций и сердечно-сосудистых заболеваний у детей, и Г. Н. Сперанский.
М. П. Матвеев
Продолжателем работы Г. Н. Сперанского на кафедре педиатрии ЦОЛИУВ был видный советский педиатр М. П. Матвеев (1919- 1983). На посту директора Института педиатрии Г. Н. Сперанского сменила крупный советский педиатр О. Д. Соколова-Пономарева (1888-1966), научные интересы которой были связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями у детей. В настоящее время Институт педиатрии АМН СССР продолжает плодотворную организаторскую и научную деятельность под руководством академика АМН СССР, проф. М. Я. Студеникина.