Московская лингвистическая школа.

1. В чем сходство и различие в деятельности МЛШ и ЛК?

2. Назовите основных представителей МЛШ.

3. Раскройте общелингвистические взгляды Ф.Ф.Фортунатова.

4. В чем суть учения о словосочетании Ф.Ф.Фортунатова?

5. Как представлено учение о грамматических классах слов и грамматической форме?

6. Как выглядит морфологическая классификация языков у Ф.Ф.Фортунатова?

7. Как А.М.Пешковский развивает синтаксическую теорию Ф.Ф.Фортунатова?

8. Что понимает А.М.Пешковский под терминами «слово-тип» и «слово-член»?

9. В чем отличие синтаксической теории А.А.Шахматова от взглядов Ф.Ф.Фортунатова?

10. Как представлял А.А.Шахматов эволюцию языка?

11. Какие тенденции и факторы развития языков выделял М.М.Покровский?

12. Дайте описание теории лексических полей М.М.Покровского.

Казанская лингвистическая школа.

1. Приведите общетеоретические взгляды на язык И.А.Бодуэна де Куртенэ.

2. Раскройте основные положения фонологической теории И.А.Бодуэна де Куртенэ.

3. Каков вклад И.А.Бодуэна де Куртенэ в типологию языков?

4. Каковы основные законы языковой эволюции, сформулированные Н.В.Крушевским?

5. Что такое «непосредственные» и «опосредованные» отношения в системе языка?

6. Каковы области деятельности В.А.Богородицкого?

7. Какие морфологические процессы в истории языков выделил В.А.Богородицкий?

8. Как представлял В.А.Богородицкий эволюцию частей речи?

Список терминов:

1. Фонетические законы – простая или сложная трансформация одного и того же звука в пределах одной и той же системы (языка).

2. Звуковые соответствия – сопоставление генетически одного и того же звука в разных системах (языках).

3. Слово-тип – ассоциативная группа представлений, связанных с определенным словом.

4. Слово-член – слово как отдельный психофизиологический акт членения речи.

Темы рефератов (презентаций):

1. Г.Пауль об индивидуальном характере языка.

2. Г.Остгоф и К.Бругман о причинах языковых изменений.

3. Лингвопсихологическая концепция языка и мышления в творчестве Ф.Ф.Фортунатова.

4. Учение о словосочетании А.М.Пешковского.

5. Учение о коммуникации А.А.Шахматова.

6. Семасиологические исследования М.М.Покровского.

7. Общетеоретические лингвистические взгляды И.А.Бодуэна де Куртенэ.

8. Фонологическая теория и теория чередования И.А.Бодуэна де Куртенэ.

9. Знаковая теория языка и его эволюции Н.В.Крушевского.

10. Экспериментально-фонетические исследования В.А.Богородицкого.

Тема 11.

Социологическая парадигма

Французская и женевская социологические школы. А. Мейе. Факторы языковых изменений. Спонтанное развитие. Заимствования. Смена языка. Субстрат. Типы семантических изменений: языковые, социальные причины, классовое расслоение общества.

Проблема нормы и языкового прогресса в творчестве Ж.Вандриеса.

Ш. Балли – создатель стилистики как новой отрасли языкознания. Основные положения стилистической теории.

Э.Бенвенист. Основные положения общей лингвистики. Язык как семиотическая система. Проблема субъективности в языке. Взаимоотношения языка и культуры. Структура языка.

Социологическое направление и современная социолингвистика.

Вопросы:

1. Какие цели ставили перед языкознанием социологисты?

2. Какой круг вопросов рассматривало социологическое направление в языкознании?

3. Какие темы затрагивал в своем творчестве А.Мейе?

4. Какие типы языковых изменений выделял А.Мейе?

5. Каковы социолингвистические взгляды Ж.Вандриеса?

6. Что нового привнес в языкознание Ш.Балли?

7. Какова проблематика исследований Э.Бенвениста?

8. Что означает, по Бенвенисту, «субъективность в языке»?

9. Как Э.Бенвенист продолжает тему «Язык и Культура», начатую В. фон Гумбольдтом?

10. Какие идеи социологического направления получили развитие в современной социолингвистике?

Темы рефеатов (презентаций):

1. Основные теоретические положения социологического направления в творчестве А.Мейе.

2. Ж.Вандриес: от компаративизма к социологизму.

3. Учение о стилистике Ш.Балли.

4. Теоретические горизонты Э.Бенвениста.

5. Современная проблематика социолингвистики.

Тема 12.

Наши рекомендации