Семинарско-практическое занятие № 8
Тема: «Сестринский процесс при острой сердечно-сосудистой недостаточности»
Вопросы для самоподготовки студентов:
1. Классификация недостаточности кровообращения.
2. Обморок: определение, причины, клиническая симптоматика, стандарт неотложной помощи, профилактика.
3. Отёк лёгких: определение, причины, патогенез, клинические симптомы интерстициального и альвеолярного отёка лёгких, стандарт неотложной доврачебной помощи.
4. Кардиогенный шок: определение, причины, патогенез, клиническая симптоматика, стандарт неотложной доврачебной помощи.
Задания для самоподготовки:
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме в учебном пособии Мельниковой М.А., Березиной И.С., Неволиной О.М. «Сестринское дело в терапии».
Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Что такое «отёк лёгких»?
2. К какому виду сердечной недостаточности относится отёк лёгких?
3. Какие заболевания сердечно-сосудистой системы могут осложниться развитием отёка лёгких?
4. Перечислите причины отёка лёгких, связанные с органическим поражением миокарда левого желудочка.
5. Перечислите причины отёка лёгких, связанные с гемодинамической перегрузкой левого желудочка.
6. По какой причине жидкая часть крови начинает пропотевать из легочных капилляров в интерстициальную ткань?
7. Какие основные проявления интерстициального отёка лёгких?
8. Какие основные проявления альвеолярного отёка лёгких? Какой симптом свидетельствует о переходе интерстициального отёка лёгких в альвеолярный?
9. Какой препарат оказывает положительный эффект при оказании помощи при отёке лёгких на догоспитальном этапе?
10. Какой вид кислорода необходимо применять при оказании помощи при отёке лёгких? С какой целью?
11. Какие препараты необходимо подготовить к введению при отёке лёгких?
12. Когда можно транспортировать больного с отёком лёгким в лечебное учреждение? Какие при этом необходимо соблюдать правила?
13. К чему может привести альвеолярный отёк лёгких?
14. Что такое «кардиогенный шок»?
15. Какое заболевание может осложниться развитием кардиогенного шока?
16. Перечислите основные симптомы кардиогенного шока.
17. Как правильно уложить больного при развитии у него кардиогенного шока?
18. Когда можно транспортировать больного с кардиогенным шоком? Какие при этом необходимо соблюдать правила?
19. Какие препараты необходимо подготовить к введению при оказании помощи при кардиогенном шоке?
20. Что такое «обморок»?
21. Какие причины предрасполагают к развитию обмороков?
22. Как правильно укладывают больного с обмороком?
23. В каких случаях при развитии обморока требуется вызов «Скорой помощи»?
Повторить:
1. Методику опроса пациента.
2. Методику проведения общего осмотра, пальпации, аускультации лёгких, сердца.
3. Технику измерения артериального давления.
4. Способы подачи кислорода.
5. Повторить вопросы по всем темам раздела «Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.
Нарисовать:
ü Схему развития отёка лёгких. Подготовьтесь давать пояснения.
ü Схему развития кардиогенного шока. Подготовьтесь давать пояснения.
Письменно решить ситуационную задачу №1 и №2.
Ситуационная задача №1
Больной 58 лет, вызов по поводу длительных (более часа) давящих болей за грудиной. Нитроглицерин эффекта не оказывает. АД 80/50 мм рт.ст. Кожные покровы бледные, покрыты холодным потом. Ваши действия в подобной ситуации?
Задание: какое состояние можно заподозрить у данной больной? Перечислите мероприятия доврачебной помощи, необходимые в данной ситуации.
Ситуационная задача №2
Больная 32 лет после нервного перенапряжения почувствовала ощущение нехватки воздуха, сухой кашель, страх смерти. Положение ортопное. Дыхание шумное, частое. АД 110/70 мм рт.ст. В лёгких жёсткое дыхание, влажные хрипы. Страдает пороком сердца. В течение последних лет отмечает появление одышки при небольшой физической нагрузке, отёков на голенях.
Задание: какое состояние можно заподозрить у данной больной? Перечислите мероприятия доврачебной помощи, необходимые в данной ситуации.
Переписать в дневник и выучить алгоритмы неотложной помощи при отёке лёгких, обмороке, инфаркте миокарда, осложнённого кардиогенным шоком.