СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
ТЕМА. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ.
Цель:
- проверить знания у студентов знаний о истории взглядов на материю, характерных чертах материи, материальном единстве мира, структурности материи, атрибутах материи, самоорганизации материи;
- развивать умения использования различных видов стратегий чтения, сортировать информацию с точки зрения ее важности;
- формировать критическое отношение к оценке новых знаний;
- совершенствовать умения ясного изложения собственной позиции;
- стимулировать студентов к самостоятельной поисковой творческой деятельности;
- оказать помощь студентам к формированию умения к самосовершенствованию и самоорганизации.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ- заслушивание сообщений по предлагаемым темам.
Требования к сообщению:
1)определение главной проблемы;
2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем,;
3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;
4) определить свое отношение к проблеме;
5) дать оценку взглядам философа.
Методические советы
1.Для подготовки сообщения выбирается одно из учений философов или философских проблем
2. При подготовке сообщения использовать учебник профессора Фролова И.Т Введение в философию. М.,1989. Часть 2. Глава 6.
3. Время на выступление до 5 минут.
4. Во время просмотра научно – популярного фильма необходимо извлечь существенную информацию, относительно рассматриваемой темы семинара. Письменно зафиксировать. Контроль знаний - фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Учение о субстанции.
2. Диалектико – материалистическое понимание материи.
3. Методологическое значение ленинского определения материи
4. Современная наука о строении материи.
Основные структурные уровни материи:
а) уровень элементарных частиц;
б) уровень макротел;
в) биологический уровень;
г) социальный уровень.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ– выполнение заданий обязательно для всех.
Задание №1. Составьте ответы на вопросы:
1. Что обозначает понятие «субстанция»?
2. Без каких атрибутивных свойств материя не способна существовать?
3. Воспроизведите определение материи сделанное Лениным? ?
4. Какие элементарные частицы являются главным строительным материалом вещества нашего мира?
5. Какие уровни материальной организации имеет жизнь?
Критерий оценивания сообщения:
- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;
- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;
Критерий оценивания практической части:
- правильно составленные ответы – 40 баллов;
- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.
Общее оценивание:100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.
III. МЕДИОБЛОК.
Научно – популярный фильм. Темная материя.
Вопросы самоконтроля по видеоматериалам.
Пример плана ответа по вопросу:
Методологическое значение ленинского определения материи
- Главная проблема – необходимость руководствоваться диалектическим определением материи, так как метафизические трактовки материи вводят в заблуждение;
-в естествознании долгое время (с XVII до конца XIX столетия) атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома;
- истолкование массы как количества материи долгое время считалось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, это истолковывалось как сохранение материи;
- эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома;
- так явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало научного объяснения;
-было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощенной энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии;
-только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов;
- в студенческие годы Э. Резерфорд развивал идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неизменный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов;
- преодоление метафизических взглядов на материю было условием не только открытия делимости атома, но и последующей правильной интерпретации этого открытия;
- господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи;
- противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с возникшими трудностями.
- делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие ее новых видов;
- диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение и для общественных наук. Оно позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества;
- рассматривает сознание как особую реальность;
- определение материи предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой.
Понятия
Материя, атрибутивные свойства материи, система, структура, элемент, структурный уровень организации, движение, развитие, синергетика, самоорганизация, пространство, время, единство мира.
Литература
Материя
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д. Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим.
Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?
Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia — то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции
можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами — материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе — сферу духа (Р. Декарт).
Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам ее организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие ее свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,— это материальный, мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.
В домарксовском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.
Все эти характеристики находят свое концентрированное выражение в диалектико-материалистическом определении материи.
Понимание материи
Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектико-материалистическое определение этого понятия было дано В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» !.
В этом~~определении выделено ^цваГ'оСЯовных признака: во-. первых, материя существует независимо от сознания, во-вторыха' она копируется, фотографируется, отображается ощущениями^ Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая — признание принципиальной познаваемости материального мира. Таким образом, определение материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. И поэтому оно сразу позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом — с другой.
Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Например, многие материалисты XVI11^—XIX столетий, и философы, и естествоиспытатели, определяли материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное определение материи.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных «первокирпи- чиков» мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие «первокирпичики» вечны, неизменны и не возникают ни из каких других объектов (если же они возникают из какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в качестве последнего основания материального мира).
Таким образом, остается только один способ определить материю — выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство «быть объективной реальностью, -»существовать вне нашего сознания». Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость.
Методологическое значение ленинского определения материи
Метафизические концепции материи становятся особенно опасными для науки при объяснении новых явлений, так как могут привести ее к кризисам. Примером такого кризиса была ситуация, возникшая в физике конца XIX — начала XX века. Это было время революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о строении материи. Одним из важнейших было открытие делимости атома.
В естествознании долгое время (с XVII до конца XIX столетия) атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничто- жимость связывалась с сохранением массы атома. Здесь была своя логика: если атом неделим, то количество материи в нем всегда остается одним и тем же. В ньютоновской физике это количество характеризовалось особой физической величиной. Масса трактовалась как мера количества материи. В физике были и другие определения массы (например, масса как мера инерции и т. п.). Но истолкование массы как количества материи долгое время считалось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, хотя и бесконечно большим. Отсюда следовало, что их суммарная масса также сохраняется что истолковывалось как сохранение материи.
Все эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В частности, явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало непротиворечивого объяснения. Складывалась драматическая ситуация. Если уран и другие радиоактивные вещества постоянно излучают из своих недр энергию, то откуда она берется? Было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощенной энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. Только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Чтобы выдвинуть гипотезу делимости атома, Резерфорду и Содди необходимо было отбросить метафизические концепции материи, отождествлявшие неразрушимость атомов с сохранением материи. Имеются свидетельства, что еще в студенческие годы Э. Резерфорд развивал идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неизменный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов.
Эта философская гипотеза была предпосылкой открытия делимости атома. Она явилась итогом новых подходов к пониманию материи, опирающихся на прогрессивные научные идеи и их диалектическое обобщение. Резерфорд в своих рассуждениях в каких-то чертах повторил тот путь, который уже был проделан предшествующей историей философской мысли: в развитии
диалектико-материалистических взглядов на материю существенную роль сыграло осмысление великих открытий естествознания XIX века, среди которых важное место занимала и теория Ч. Дарвина. Преодоление метафизических взглядов на материю было условием не только открытия делимости атома, но и последующей правильной интерпретации этого открытия. В эпоху революции в естествознании конца XIX — начала XX века возникли серьезные трудности, связанные с оценкой и включением принципа структурности и делимости атома в научную картину мира. Господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи.
Анализируя возникшую ситуацию, В. И. Ленин показал, что кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самими этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю. Противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с возникшими трудностями. Делимость атома с этих позиций означала це уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие ее новых видов.
В. И. Ленин предостерегал от повторения прошлых ошибок при философском осмыслении новых видов материи. Были попытки объявить последними «первокирпичиками» мироздания вместо атомов электроны. В этой связи Ленин отмечал, что электрон так же неисчерпаем, как и атом. Данное положение во многом предвосхищало общие тенденции развития будущей физики элементарных частиц, обнаружившей сложность, структурность и взаимопревращаемость этих фундаментальных физических объектов. Крупные ученые (М. Борн и др.) отметили значение ленинской идеи. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы. Включенность сознания в ткань истории общества не противоречит рассмотрению самого общества как целостного материального объекта. Сознание может существовать только в рамках этого объекта. Оно возникает как продукт эволюции материи в неразрывной связи со становлением практики и общественных отношений. Рассматривая сознание как особукх реальность, диалектический материализм выделяет один из аспектов, одну из сторон жизнедеятельности человека как общественного существа. Этот аспект можно превратить в самостоятельный предмет изучения, но отсюда не следует, что сознание в реальности существует как отделенный от материи особый предмет.
Философия анализирует отношение сознания к материи, и такое рассмотрение является содержанием основного вопроса философии. Но за рамками постановки и решения этого вопроса противопоставление материи и сознания теряет свой смысл. Их противоположность относительна, поскольку сознание является свойством высокоорганизованной материи и не существует вне и независимо от определенного уровня материальной организации (для существования сознания необходимо существование человека и его мозга, а также общественной жизни людей). Поэтому Ленин, подчеркивая относительность противоположности материи и сознания, отмечал, что в мире «нет ничего, кроме движущейся материи».
Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания», еще не дает явного знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой. Конкретное представление о том, какова именно эта структура, каково строение материи, складывается в процессе познания и практики.
Единство мира
а)Уровни организации неживой природы
б) Представление о строении материи на биологическом и социальном уровнях
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.
Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы, как одноименные (положительные) заряды подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве. Атом также представляет собой системное целое — состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем случае — у атома водорода — ядро состоит из одной частицы — протона. Ядра более сложных атомов образованы путем взаимодействия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно превращаются друг в друга и образуют особые целостности — нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном, а часть — в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейтрон — сложные образования. В них можно выделить специфические элементы — кварки, которые взаимодействуют, обмениваясь другими частицами — глюонами (от лат. gluten — клей), как бы «склеивающими» кварки. Протоны, нейтроны и другие частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.
Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией материи. Сложными системами являются как клетка, так и .построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле — биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как целостный объект, как и атом, молекулу и т. д., где есть определенные элементы и связи между ними.
Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы и образуют ее структуру. Иными словами, система — это элементы и их структура.
Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы обладают общими признаками строения. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу — в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул — от простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков — имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы, и т. д. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.
Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого. Строение материи можно представить как определенную иерархию этих уровней (см. схему).
СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
ТЕМА. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ.
Цель:
- проверить знания у студентов знаний о истории взглядов на материю, характерных чертах материи, материальном единстве мира, структурности материи, атрибутах материи, самоорганизации материи;
- развивать умения использования различных видов стратегий чтения, сортировать информацию с точки зрения ее важности;
- формировать критическое отношение к оценке новых знаний;
- совершенствовать умения ясного изложения собственной позиции;
- стимулировать студентов к самостоятельной поисковой творческой деятельности;
- оказать помощь студентам к формированию умения к самосовершенствованию и самоорганизации.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ- заслушивание сообщений по предлагаемым темам.
Требования к сообщению:
1)определение главной проблемы;
2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем,;
3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;
4) определить свое отношение к проблеме;
5) дать оценку взглядам философа.
Методические советы
1.Для подготовки сообщения выбирается одно из учений философов или философских проблем
2. При подготовке сообщения использовать учебник профессора Фролова И.Т Введение в философию. М.,1989. Часть 2. Глава 6.
3. Время на выступление до 5 минут.
4. Во время просмотра научно – популярного фильма необходимо извлечь существенную информацию, относительно рассматриваемой темы семинара. Письменно зафиксировать. Контроль знаний - фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Учение о субстанции.
2. Диалектико – материалистическое понимание материи.
3. Методологическое значение ленинского определения материи
4. Современная наука о строении материи.
Основные структурные уровни материи:
а) уровень элементарных частиц;
б) уровень макротел;
в) биологический уровень;
г) социальный уровень.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ– выполнение заданий обязательно для всех.
Задание №1. Составьте ответы на вопросы:
1. Что обозначает понятие «субстанция»?
2. Без каких атрибутивных свойств материя не способна существовать?
3. Воспроизведите определение материи сделанное Лениным? ?
4. Какие элементарные частицы являются главным строительным материалом вещества нашего мира?
5. Какие уровни материальной организации имеет жизнь?
Критерий оценивания сообщения:
- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;
- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;
Критерий оценивания практической части:
- правильно составленные ответы – 40 баллов;
- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.
Общее оценивание:100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.
III. МЕДИОБЛОК.