Семинарско-практическое занятие №1
Т.А. Валькова
ГЕРИАТРИЯ
Учебно - методическое пособие
Архангельск 2013
Рецензент: Нечаева О.А. – преподаватель терапии высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».
Валькова Т.А. ГЕРИАТРИЯ. Учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2013.
Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско – практическим занятиям по Профессиональному модулю 0.2 Лечебная деятельность, раздел Лечение пациентов пожилого и старческого возраста. В каждой теме представлена информация, дополняющая материал лекций и учебника, даны вопросы и задания для самоподготовки (решение ситуационных задач, заполнение таблиц и др.), темы рефератов.
Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060101 «Лечебное дело» (базовый уровень образования).
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.
@ Валькова Т.А.,2013
@ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»
Усл. печ. л. 4,4
Оглавление
Введение. 4
Семинарско-практическое занятие №1
«Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии». 6
Семинарско-практическое занятие №2
«Гериатрические аспекты в кардиологии ». 26
Семинарско-практическое занятие №3
«Гериатрические аспекты в гастроэнтерологии». 35
Семинарско-практическое занятие №4
«Гериатрические аспекты в нефрологии и артрологии». 41
Семинарско-практическое занятие №5
"Гериатрические аспекты в гематологии"……………………………………..50
Семинарско-практическое занятие №6
Гериатрические аспекты в эндокринологии"………………………………….55
Приложение №1 Неотложная помощь в кардиологии и пульмонологии……63
Заключение. 67
Список использованных источников. 68
Список сокращений. 69
Введение
Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении Профессионального модуля 0.2 Лечебная деятельность, раздел Лечение пациентов пожилого и старческого возраста.
Целью изучения студентами раздела Лечение пациентов пожилого и старческого возраста является организация квалифицированной фельдшерской помощи пожилому пациенту, которая направлена на удовлетворение основных потребностей с учётом возрастных изменений в организме.
Учебные задачи дисциплины:
1.Формирование у студентов правильного и осознанного подхода к осуществлению действенной медицинской помощи пациентам гериатрического профиля при выполнении лечебно-диагностических мероприятий как в терапевтическом отделении, так и в специализированных медицинских и социальных учреждениях для пожилых людей.
2.Осознание обучающимися своей будущей профессии как способа помочь пожилым пациентам и их семьям жить максимально полноценной жизнью.
3.Овладение обучающимися умением проводить обследование гериатрических пациентов, учитывая возрастные анатомо-физиологические особенности и атипичное течение болезней, выбирать тактику лечения, оказывать медицинскую помощь в неотложных состояниях и осуществлять реабилитационные мероприятия.
Воспитательная задача дисциплины:
Воспитание у студентов гуманного, милосердного отношения к пожилому пациенту, уважения к его личности, способности учитывать его индивидуальные потребности.
После изучения раздела Лечение пациентов пожилого и старческого возраста выпускник должен овладеть следующими компетенциями:
- знать процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновения болезней в старости;
- знать особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте;
- знать особенности геродиететики и фармакотерапии;
- знать обязанности фельдшера при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.
- уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывая этический аспект;
- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- осуществлять лекарственную терапию;
- поддерживать безопасную среду для пациента;
- оказать первую медицинскую помощь.
Знания и умения, полученные студентами после изучения раздела, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности фельдшера при работе на фельдшерско-акушерском пункте, в лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждениях.
В учебно-методическом пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи, таблицы по диетическому питанию и темы для рефератов на дополнительный балл за занятие. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника. Студент обязан выполнить задания при подготовке к семинарско – практическим занятиям по каждой теме. Для получения дополнительного балла за занятие студент может оформить реферат на предложенные темы. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других разделов по (терапии, хирургии, фармакологии, неврологии, медицинской психологии). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по разделу Лечение пациентов пожилого и старческого возраста.
Семинарско-практическое занятие №1
Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии»
Тип занятия: семинарско-практическое.
Продолжительность: 180 мин.
Место проведения: Архангельский медицинский колледж
(доклинический кабинет).
Система оценки: КУЗ – 10 баллов.
Цели:после изучения темы студент должен
знать:
· структуру и цели гериатрической службы;
· социально-психический статус гериатрического пациента;
· профессиональную этику и деонтологию при общении с пациентами пожилого и старческого возраста;
· особенности пищевого рациона пожилого человека;
· фармакотерапию у пожилых пациентов;
· особенности гигиенического ухода в пожилом возрасте;
· возрастные изменения системы органов дыхания;
· этиологию, предрасполагающие факторы, клинические проявления заболеваний органов дыхания у гериатрических пациентов;
· методы профилактики заболеваний органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста;
уметь:
· проводить обследование пациента;
· определить тактику ведения пациента;
· организовать уход за пациентом пожилого и старческого возраста;
· обучить самоуходу и правилам ухода за пожилыми больными, в том числе родственников;
· провести расчёт доз лекарственных препаратов;
· оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в пульмонологии.