Семинарско-практическое занятие №1

Т.А. Валькова

ГЕРИАТРИЯ

Учебно - методическое пособие

Архангельск 2013

Рецензент: Нечаева О.А. – преподаватель терапии высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Валькова Т.А. ГЕРИАТРИЯ. Учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2013.

Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско – практическим занятиям по Профессиональному модулю 0.2 Лечебная деятельность, раздел Лечение пациентов пожилого и старческого возраста. В каждой теме представлена информация, дополняющая материал лекций и учебника, даны вопросы и задания для самоподготовки (решение ситуационных задач, заполнение таблиц и др.), темы рефератов.

Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060101 «Лечебное дело» (базовый уровень образования).

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.

@ Валькова Т.А.,2013

@ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. печ. л. 4,4

Оглавление

Введение. 4

Семинарско-практическое занятие №1

«Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии». 6

Семинарско-практическое занятие №2

«Гериатрические аспекты в кардиологии ». 26

Семинарско-практическое занятие №3

«Гериатрические аспекты в гастроэнтерологии». 35

Семинарско-практическое занятие №4

«Гериатрические аспекты в нефрологии и артрологии». 41

Семинарско-практическое занятие №5

"Гериатрические аспекты в гематологии"……………………………………..50

Семинарско-практическое занятие №6

Гериатрические аспекты в эндокринологии"………………………………….55

Приложение №1 Неотложная помощь в кардиологии и пульмонологии……63

Заключение. 67

Список использованных источников. 68

Список сокращений. 69

Введение

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении Профессионального модуля 0.2 Лечебная деятельность, раздел Лечение пациентов пожилого и старческого возраста.

Целью изучения студентами раздела Лечение пациентов пожилого и старческого возраста является организация квалифицированной фельдшерской помощи пожилому пациенту, которая направлена на удовлетворение основных потребностей с учётом возрастных изменений в организме.

Учебные задачи дисциплины:

1.Формирование у студентов правильного и осознанного подхода к осуществлению действенной медицинской помощи пациентам гериатрического профиля при выполнении лечебно-диагностических мероприятий как в терапевтическом отделении, так и в специализированных медицинских и социальных учреждениях для пожилых людей.

2.Осознание обучающимися своей будущей профессии как способа помочь пожилым пациентам и их семьям жить максимально полноценной жизнью.

3.Овладение обучающимися умением проводить обследование гериатрических пациентов, учитывая возрастные анатомо-физиологические особенности и атипичное течение болезней, выбирать тактику лечения, оказывать медицинскую помощь в неотложных состояниях и осуществлять реабилитационные мероприятия.

Воспитательная задача дисциплины:

Воспитание у студентов гуманного, милосердного отношения к пожилому пациенту, уважения к его личности, способности учитывать его индивидуальные потребности.

После изучения раздела Лечение пациентов пожилого и старческого возраста выпускник должен овладеть следующими компетенциями:

- знать процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновения болезней в старости;

- знать особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте;

- знать особенности геродиететики и фармакотерапии;

- знать обязанности фельдшера при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.

- уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывая этический аспект;

- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

- осуществлять лекарственную терапию;

- поддерживать безопасную среду для пациента;

- оказать первую медицинскую помощь.

Знания и умения, полученные студентами после изучения раздела, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности фельдшера при работе на фельдшерско-акушерском пункте, в лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждениях.

В учебно-методическом пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи, таблицы по диетическому питанию и темы для рефератов на дополнительный балл за занятие. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника. Студент обязан выполнить задания при подготовке к семинарско – практическим занятиям по каждой теме. Для получения дополнительного балла за занятие студент может оформить реферат на предложенные темы. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других разделов по (терапии, хирургии, фармакологии, неврологии, медицинской психологии). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по разделу Лечение пациентов пожилого и старческого возраста.

Семинарско-практическое занятие №1

Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии»

Тип занятия: семинарско-практическое.

Продолжительность: 180 мин.

Место проведения: Архангельский медицинский колледж

(доклинический кабинет).

Система оценки: КУЗ – 10 баллов.

Цели:после изучения темы студент должен

знать:

· структуру и цели гериатрической службы;

· социально-психический статус гериатрического пациента;

· профессиональную этику и деонтологию при общении с пациентами пожилого и старческого возраста;

· особенности пищевого рациона пожилого человека;

· фармакотерапию у пожилых пациентов;

· особенности гигиенического ухода в пожилом возрасте;

· возрастные изменения системы органов дыхания;

· этиологию, предрасполагающие факторы, клинические проявления заболеваний органов дыхания у гериатрических пациентов;

· методы профилактики заболеваний органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста;

уметь:

· проводить обследование пациента;

· определить тактику ведения пациента;

· организовать уход за пациентом пожилого и старческого возраста;

· обучить самоуходу и правилам ухода за пожилыми больными, в том числе родственников;

· провести расчёт доз лекарственных препаратов;

· оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в пульмонологии.

Наши рекомендации