Семинарско-практическое занятие № 1

И.С. Березина

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

Учебно - методическое пособие

Архангельск 2009

Рецензент: Мельникова М.А. – преподаватель терапии высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Березина И.С. Паллиативная помощь. Учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2009.

Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско – практическим занятиям по разделу «Паллиативная помощь» дисциплины «Сестринское дело в семейной медицине». В каждой теме представлена информация, дополняющая материал лекций и учебника, даны вопросы и задания для самоподготовки (решение ситуационных задач, заполнение таблиц, алгоритмы сестринского ухода при основных проблемах пациентов и др.). Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060109 «Сестринское дело» (базовый уровень образования).

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.

@ Березина И.С.,2009

@ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. печ. л. 1,75

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………………...4

2. Семинарско – практическое занятие № 1. Введение в паллиативную помощь. Задачи медсестры при оказании паллиативной помощи. Организация общего ухода за инкурабельными пациентами.……………………………………….......5

3. Семинарско – практическое занятие № 2. Сестринский процесс при различных симптомах инкурабельных заболеваний: при боли, лимфодеме, опухолевых ранах и кровотечениях…………………………………………………………….14

4. Семинарско – практическое занятие № 3. Сестринский процесс при нарушении функций дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем у инкурабельных пациентов……………………………………………...25

5. Заключение…………………………………………………………………………28

6. Список использованных источников……………………………………………..28

Введение

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении раздела «Паллиативная помощь» дисциплины «Сестринское дело в семейной медицине». В пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи по организации сестринского ухода, таблицы по фармакотерапии и другие. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника. Студент обязан выполнить задания при подготовке к семинарско – практическим занятиям по каждой теме. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других дисциплин (основы сестринского дела, сестринское дело в терапии, сестринское дело в хирургии, фармакология, медицинская психология). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение аудиторных занятий по разделу «Паллиативная помощь» дисциплины «Сестринское дело в семейной медицине».

Семинарско-практическое занятие № 1.

Тема:«Введение в паллиативную помощь.

Задачи медсестры при оказании паллиативной помощи.

Организация общего ухода за инкурабельными пациентами».

Продолжительность занятия: 4 часа.

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Цели:после изучения темы студент должен

знать:

Ø определение понятий «качество жизни», «паллиативная помощь»;

Ø заболевания, при которых возникает потребность в паллиативной помощи;

Ø основные принципы паллиативной помощи;

Ø задачи и функциональные обязанности медицинской сестры;

Ø структуру, организацию работы и задачи хосписа;

Ø принципы профилактики развития инфекции у ослабленных пациентов.

уметь:

Ø выявлять проблемы пациента на всех этапах развития болезни;

Ø обеспечить безопасность пациента и адекватную сестринскую помощь;

Ø оказать психологическую поддержку пациенту и его семье;

Ø организовать безопасное положение в постели, перемещение, проведение гигиенических процедур у тяжелобольного пациента;

Ø оказать помощь пациенту при пролежнях, кожном зуде;

Ø консультировать пациентов и их близких по вопросам ухода за тяжелобольным пациентом.

Задание для самоподготовки:

1) Изучить теоретический материал, представленный в лекции и учебнике по теме занятия.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):

1. Что такое «паллиативная помощь»?

2. Что является целью паллиативной помощи?

3. Что означает понятие «качество жизни»?

4. Какие категории пациентов нуждаются в паллиативной помощи?

5. Какие физиологические проблемы наиболее часто встречаются у инкурабельных пациентов?

6. Какие психологические проблемы наиболее часто встречаются у инкурабельных пациентов?

7. Какие социальные проблемы наиболее часто встречаются у инкурабельных пациентов?

8. Какие духовные проблемы наиболее часто встречаются у инкурабельных пациентов?

9. Какие компоненты входят в паллиативную помощь?

10. Какие вы знаете особенности оказания паллиативной помощи?

11. Какие основные задачи должна выполнять медсестра при оказании паллиативной помощи?

12. Что такое «хоспис»?

13. Какие структурные подразделения могут входить в состав хосписа?

14. По каким показаниям осуществляется госпитализация пациентов в хоспис?

15. Какими принципами руководствуется хоспис в своей деятельности?

16. В чём заключаются особенности организации деятельности сестринского персонала в хосписе?

17. В чём заключается деятельность волонтёров в хосписе?

18. В каких учреждениях, кроме хосписа, может оказываться паллиативная помощь?

19. Какое учреждение является оптимальным для оказания паллиативной помощи. Почему?

20. Какие разделы включает «карта предпочтений пациента»?

21. Какие особенности проведения гигиенических процедур у инкурабельных пациентов вы знаете?

22. Как устранить неприятный запах в палате?

23. Какие изменения наблюдаются в коже при её сухости?

24. В чём заключается сестринское вмешательство при уходе за сухой кожей у пациента?

25. Какие изменения наблюдаются в коже при её повышенной влажности?

26. В чём заключается сестринское вмешательство при уходе за влажной кожей у пациента?

27. Какие причины могут вызвать у пациента кожный зуд?

28. В чём заключается сестринское вмешательство при кожном зуде у пациента?

29. Какие факторы влияют на состояние слизистой ротовой полости у инкурабельных пациентов?

30. Какие рекомендации можно дать пациенту:

· при раздражении в полости рта

· при изменении вкусовых ощущений

· при сухости в ротовой полости

3) Повторить из раздела «Манипуляционная техника»:

ü пролежни: определение, факторы риска, места возникновения, стадии, оценка риска развития пролежней по шкалам Нортон и Ватерлоу, методы профилактики и лечения

ü уход за глазами

ü уход за ногтями

ü уход за полостью рта

4) Изучить и переписать в дневник дополнительный информационный материал, выполнить по нему задания для закрепления полученных знаний:

ЗАПОВЕДИ ХОСПИСА

Опыт практической работы зарубежных и отечественных хосписов позволил разработать ряд правил, положений, нравственных предписаний, впервые обобщенных и сформулированных в виде 10-ти заповедей А.В. Гнездиловым (г. Санкт-Петербург). В дальнейшем В.В. Миллионщиковой (г. Москва) в текст заповедей включены дополнения. В дополненном виде текст заповедей выглядит следующим образом:

1. Хоспис – не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

2. Основная идея хосписа – облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе и только вместе с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и возможности.

3. Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живет свою жизнь. Время ее не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни пациента.

4. За смерть нельзя платить, как и за рождение.

5. Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека – для пациента имеет огромный смысл.

6. Пациент и его близкие – единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7. Пациент ближе к смерти, поэтому он мудр, узри его мудрость.

8. Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент дает нам больше, чем мы можем дать ему.

9. Репутация хосписа – это твоя репутация.

10. Не спеши, приходя к пациенту. Не стой над пациентом – посиди рядом. Как бы мало времени не было, его достаточно, чтобы сделать все возможное. Если думаешь, что не все успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

11. Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать – пойми человека, прежде чем понять – прими его.

12. Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Будь всегда готов к правде и искренности, но не спеши.

13. "Незапланированный" визит – не менее ценен, чем визит "по графику". Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти - позвони; не можешь позвонить – вспомни и все-таки... позвони.

14. Хоспис – дом для пациентов. Мы хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

15. Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента - всегда носи их с собой.

16. Главное, что ты должен знать, что ты знаешь

«БИЛЛЬ О ПРАВАХ УМИРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА» (BARBUSS A. J. 1995):

1. Я имею право получать лечение как человек до тех пор, пока я не умру.

2. Я имею право сохранять оптимизм или отказаться от него.

3. Я имею право на заботу тех людей, кто может помочь мне в поддержании надежды, и признаю их право на её утрату.

4. Я имею право выражать свои чувства и эмоции по поводу приближения смерти так, как я этого хочу.

5. Я имею право участвовать в принятии решений, касающихся ухода за мной.

6. Я имею право ожидать врачебного и сестринского внимания даже тогда, когда излечение перестанет быть конечной целью процесса и уступит место облегчению моих страданий.

7. Я имею право не умирать в одиночестве.

8. Я имею право не испытывать боли.

9. Я имею право получать честные ответы на мои вопросы.

10. Я имею право не быть обманутым, даже «во благо» моё.

11. Я имею право получать помощь от и для моей семьи в принятии моей смерти.

12. Я имею право умереть в мире и с чувством собственного достоинства.

13. Я имею право сохранять свою индивидуальность и не быть судимым за мои решения, даже если они противоречат ожиданиям других.

14. Я имею право открыто обсуждать и расширять свой религиозный и (или) духовный опыт, как бы к этому не относились окружающие.

15. Я имею право на проявление уважения к моему телу и после моей смерти.

16. Я имею право на то, чтобы за мной ухаживали заботливые, сочувствующие и знающие люди, которые приложат все усилия, чтобы понять мои нужды, и которые будут удовлетворены тем, что помогут мне встретить смерть лицом к лицу.

ЗАДАНИЕ: основываясь на положениях данного билля и заповедях хосписа, составьте «Правила, которые должны соблюдать медицинский персонал при работе с умирающим пациентом» (письменно в дневниках), например:

1. Использовать в лечении все способы медикаментозного и немедикаментозного обезболивания.

2. Привлекать на помощь служителей церкви. Пробуждать религиозные чувства пациента, т.к. религия культивирует чувство ответственности перед смертью, проповедует примирение с близкими.

Наши рекомендации