На региональном уровне
Цель, основные задачи, организация и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (СНЛК ГО РСЧС)* в мирное время и как элемента (структурной единицы) гражданской обороны в особый период (военное время) определены в "Положении о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации" (1993).
СНЛК Роспотребнадзора является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Выполнение задач, стоящих перед ней, является обязательным для всех юридических лиц (учреждений, организаций, органов, объединений) различных форм собственности, включенных в СНЛК Роспотребнадзора регионального и муниципального уровней.
* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, питьевой воды РВ, ОХВ и ПБА в процессе Госсанэпиднадзора с использованием инструментальных (технических) средств. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах, питьевой воде, биологическом (клиническом) материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации). Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт наличия (заражения, загрязнения) РВ, ОХВ и ПБА в исследуемой среде.
Идентификация - комплекс мероприятий, позволяющих определить вид РВ, ОХВ и ПБА
Координация деятельности и методическое руководство ПЛК Роспотребнадзора в сети наблюдения и лабораторного конт- роля РСЧС субъектового и местного (муниципального) уровней шплагается на Главное управление (управление, отдел) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послетствий стихийных бедствий. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК Роспотребнадзора осуществляет ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Рос-1 миской Федерации.
Наблюдение и лабораторный контроль проводятся учреждениями Роспотребнадзора на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях в целях:
• предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных си
туаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями в
мирное и военное время;
• своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, хи
мического, биологического заражения (загрязнения) питьевой
поды, пищевых продуктов, продовольственного сырья, объектов
окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, источников
питьевого водоснабжения, воды открытых водоемов хозяйст-
иенного и рекреационного назначения и др.) при чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
• обоснования комплекса неотложных (экстренных) и отсрочен
ных, в том числе долговременных, профилактических меро
приятий по защите населения и территории от радиоактивных,
химических веществ и агентов биологической природы для при
нятия оптимальных управленческих решений при ликвидации
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
принятия экстренных санитарно-противоэпидемических меро
приятий в очагах поражения радиоактивными веществами (РВ),
опасными химическими веществами (ОХВ), патогенными био-
погическими агентами (ПБА), в т.ч. бактериальными средствами
(БС), применяемыми в террористических целях;
• прогнозирования и контроля за последствиями чрезвычайной
ситуации для здоровья населения и состояния окружающей сре
ды.
Общие задачи СНЛК Роспотребнадзора:
• сбор и оценка информации о радиоактивном и химическом за
грязнении и биологическом заражении, о наличии возбудителей
• инфекционных болезней человека в окружающей среде, питьевой воде, пищевых продуктах, продовольственном сырье, о массовых эпидемических вспышках заболеваний среди людей, сельскохозяйственных, домашних и диких животных;
• постоянное слежение за интенсивностью и динамикой загрязне
ния (заражения) окружающей среды (селитебных территорий,
природных объектов, питьевой воды, пищевых продуктов, про
довольственного сырья) веществами химической (включая ра
диоактивные) и биологической природы;
• установление факта чрезвычайной ситуации (ЧС) путем опреде
ления степени загрязнения объектов окружающей среды, питье
вой воды, пищевых продуктов, продовольственного сырья ра
диоактивными, опасными химически веществами и патогенны
ми биологическими агентами;
• выявление причин, вызвавших загрязнение (заражение) объек
тов окружающей среды, питьевой воды, пищевых продуктов,
продовольственного сырья, а также поражение людей и живот
ных;
• количественная оценка масштабов ЧС;
• обобщение и передача в период угрозы, возникновения и ликви
дации ЧС данных о радиационной, химической, бактериологи
ческой обстановке в вышестоящие, а также в заинтересованные
учреждения по установленным формам;
• дополнительное динамическое наблюдение за объектами окру
жающей среды непосредственно в период угрозы и ликвидации
ЧС и в ходе дальнейшего устранения ее последствий;
• обеспечение готовности органов и учреждений СНЛК Роспот
ребнадзора к работе по ликвидации санитарно-
эпидемиологических последствий в мирное и военное время.
Перечень конкретных учреждений, организаций, органов и объединений госсанэпидслужбы, функционирующих на территориальном или муниципальном уровнях в соответствующих системах СНЛК, устанавливается региональными или муниципальными органами исполнительной власти по согласованию с вышестоящими структурами Роспотребнадзора. Перечень отраслевых научно-исследовательских учреждений и профильных высших учебных за-
недений, входящих в структуру СНЛК Роспотребнадзора территориального уровня, определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с министерспш ми, ведомствами и организациями федерального уровня. -
Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также муниципальные управления (отделы) по чрм-вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бгд» i вий в рамках функциональной подсистемы территориальной (муниципальной) системы предупреждения и ликвидации ЧС выполняют следующие мероприятия по обеспечению деятельности учреждений Роспотребнадзора в СНЛК на подведомственной территории:
• организация и координация деятельности сети наблюдения и пя
бораторного контроля госсанэпидслужбы в СНЛК РСЧС на ПОД»
ведомственной территории;
• оперативное руководство деятельностью СНЛК Роспотребнвдю-
ра при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
• контроль состояния готовности СНЛК Роспотребнадзора к дей
ствиям в условиях мирного и военного времени;
• организация и контроль обучения, подготовки (переподготовки)
специалистов Роспотребнадзора по вопросам предупреждения и
ликвидации ЧС с санитарно-эпидемиологическими последствии
ми;
• обеспечение взаимодействия учреждений СНЛК РоспотребнвД
зора со специализированными учреждениями заинтересованныи
министерств, ведомств, служб, агентств;
• участие в установленном порядке в работе по совершенствоий
нию системы мониторинга и прогнозирования ЧС учреждений
СНЛК гражданской обороны, а также разработке и внедреник»
показателей риска на территориях и объектах экономики;
• участие в материально-техническом и финансовом обеспечении
учреждений СНЛК Роспотребнадзора.
7.2. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК Роспотребнадзора
Функционирование СНЛК Роспотребнадзора осуществляе! ся в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нор мальная радиационная, химическая, микробиологическая обстанон
ка, отсутствие эпидемий, эпизоотии) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения, органа вышестоящим структурным образованием. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение санитарно-эпидемиологи-ческой обстановки, в том числе радиационной, химической, микробиологической, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения, угроза начала войны, локальных военных конфликтов) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями.
При ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки, обнаружении в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продуктах, продовольственном сырье РВ, ОХВ, ПБА, в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), регистрации случаев опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, в т.ч. зоонозов (зооантропонозов), а также при высоком загрязнении окружающей среды информация передается учреждениями СНЛК Роспотребнадзора в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующего уровня (территориального, муниципального) структуры МЧС, других заинтересованных министерств, ведомств, служб, организаций, полномочных представителей государственной власти Российской Федерации в субъекте Федерации, органы исполнительной власти в субъекте Федерации, органы местного самоуправления, оповещается население о санэпидобстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санэпидблагополучия.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав, объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются нормативно-распорядительным документом (актом) вышестоящей организации СНЛК Роспотребнадзора.
В режиме чрезвычайной ситуации мирного времени (возникновение и ликвидация ЧС в мирное время), а также при исполь-
зовании террористами современных средств поражения (химическое, биологическое, ядерное оружие) в военных конфликтах, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде источников хозяйственно-питьевого пользования и водоемов зон рекреации), пищевых продуктах, продовольственном сырье РВ, ОХВ, ПБА в количествах, превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), о каждом случае заболевания особо опасными инфекциями, о вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, о случаях высокого (10-ти кратное превышение ПДУ) загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК Роспотребнадзора в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующего уровня (территориального, муниципального) структуры МЧС, других заинтересованных министерств, ведомств, служб, агентств.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении ЧС. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
7.3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, исследования,