Цель и задачи освоения дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

(наименование учебной дисциплины)

Направление подготовки (специальность, код) 060103 - педиатрия

Форма обучения очная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Срок освоения ООП 6 лет

(нормативный срок обучения)

Курс VI   Лекции − 21 час   Практические занятия – 51 час   Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 36 час   Семестр XII   Зачет – 2 час (XII семестр)   Всего 108 час (3 зачетных единицы)

Уфа

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 педиатрия, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1122 от 8 ноября 2010 г., в редакции Приказа № 1975 утвержденный Министерством образования и науки РФ 31 мая 2011г.

2) Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» «26» июня 2013 г., протокол № 6.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры судебной медицины, от «____» __________ 2014 г., протокол № ____

Заведующий кафедрой ________________________(Халиков А.А.)

подпись ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом

педиатрического факультета от «_____» ____________20___г., протокол № _____

Председатель

Ученого совета факультета

д.м.н., профессор ______________________ (Мурзабаев Х.Х.)

подпись ФИО

Разработчики:

Доцент кафедры судебной медицины А.В.Орловская

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Ассистент кафедры судебной медицины А.Р. Назмиева

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Рецензенты

Доцент кафедры судебной медицины

и медицинского права

ГБОУ ВПО «Московский государственный

медико-стоматологический университет

им. А.И.Евдокимова», к.м.н. Е.Х. Баринов

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Заведующий отделом судебно-медицинской

идентификации личности

ФГБУ «Российский центр

судебно-медицинской экспертизы» МЗ РФ, д.м.н. В.Н. Звягин

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Содержание рабочей программы

Название раздела № стр.
1. Пояснительная записка
2. Вводная часть
2.1 Цель и задачи освоения дисциплины
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП университета
2.3. Требования к результатам освоения дисциплины
3. Основная часть
3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
3.2.1. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
3.3. Самостоятельная работа студента
3.3.1. Виды СРС
3.3.2. Контрольные вопросы
3.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
3.4.2. Примеры оценочных средств
3.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
3.7. Образовательные технологии
3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Судебная медицина изучает и разрабатывает различные проблемы медицины и биологии применительно к требованиям юридических и медицинской наук, правосудия, законности. Это самостоятельная отрасль медицины, решающая определенный круг вопросов, которые возникают при проведении предварительного расследования и судебного разбирательства. Кроме того, она дает возникающим проблемам свою судебно-медицинскую экспертную оценку, которая является в юридической практике одним из видов доказательств. Практическая реализация судебно-медицинских знаний осуществляется в виде судебно-медицинской экспертизы – научно-практического исследования, предусмотренного и регламентированного законом и предпринимаемого для решения конкретных медицинских вопросов, возникающих при расследовании преступления или подозрении на совершение преступления. В процессе проведения судебно-медицинской экспертизы устанавливаются также фактические данные, которые могут быть полезными органам здравоохранения в деле профилактики отдельных видов смертельного и несмертельного травматизма, внезапной и скоропостижной смерти, при выявлении и изучении причин дефектов оказания медицинской помощи и др.

Преподавание судебной медицины в ВУЗах является неотъемлемой частью подготовки врача, предмет судебной медицины, включая в себя практически все направления медицинской науки и практики, помогает формированию у студента клинического мышления, оттачивает навык постановки и обоснования клинического диагноза. Кроме того необходимость изучения судебной медицины обусловлена «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», УПК РФ, ГК РФ, которые предусматривают привлечение врача любой специальности, в качестве специалиста при проведении экспертиз в пределах своей компетенции.

Врач педиатр должен обладать знаниями в области судебной медицины. Его роль как потенциального эксперта состоит в решении конкретного круга вопросов, а именно – участие в комплексных судебно-медицинских экспертизах в качестве специалиста педиатрического профиля, участие в осмотре трупа на месте его обнаружения в качестве специалиста в области судебной медицины.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи освоения дисциплины

Основной целью преподавания судебной медицины является подготовка врача-педиатра по теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве следственных действий, ознакомление с морфологическими особенностями течения патологических процессов при механической травме (особенностям диагностики и оценки повреждений в детском возрасте в случаях механической травмы, огнестрельных повреждений, действия физических и химических факторов); установления факта и диагностика причин наступления насильственной смерти; определения степени тяжести вреда причиненного здоровью человека; правовой регламентации и организации судебно-медицинской экспертизы, основным проблемам медицинской биоэтики, вопросам ответственности врачей за причинение вреда здоровью и за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения.

Задачамидисциплины является обучение студентов:

- теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей врача-специалиста при производстве первоначальных следственных действий;

- ознакомление и судебно-медицинская оценка морфологических особенностей течения патологических процессов и летального исхода при различных видах внешних воздействий;

- ознакомление и судебно-медицинская оценка морфологических особенностей течения болезни и летального исхода при экстремальных состояниях;

- ознакомление с Федеральным законом «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

- ознакомление с правовой регламентацией (УК РФ; УПК РФ) и организацией судебно-медицинской экспертизы, об ответственности врача за причинение в процессе оказания медицинской помощи вреда здоровью, совершение профессиональных или профессионально-должностных правонарушений и др.

- ознакомление с нормативно-правовыми документами, регулирующими порядок определения степени тяжести вреда, причиненному здоровью человека (приказ МЗ и СР РФ №194н, 2008 г.);

- ознакомление с приказом №346н Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 г. «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

Наши рекомендации