Цель и задачи освоения дисциплины

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра детских болезней

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ____________/ Павлов В.Н./

«____»____________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___________________________педиатрия__________________________________

Цель и задачи освоения дисциплины - student2.ru

Направление подготовки (специальность, код) медико-профилактическое дело, 060105_________________________________________________________

Форма обучения очная ______

Срок освоения ООП 6 лет ______

Курс IV-V Семестр VIII-IX

Лекции − 27 часов

Практические занятия – 63 часа

Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 45 часов

Зачет 9 часов (IX семестр)

Всего 135 часов

(3,75 зачетных единиц)

Уфа

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

медико-профилактическое дело__________________

утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» августа 2010 г.

Учебный план по специальности ___ медико-профилактическое дело,

утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО БГМУ «31» мая 2011 г.,

протокол № 7.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры детских болезней от «26» апреля 2013 г., протокол № 5.

Заведующий кафедрой

детских болезней Эткина Э.И.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом __________медико-профилактического факультета_________________________

от «30» мая 2013 г., протокол № 9

Председатель

Ученого совета факультета Галимов Ш.Н.

Разработчики:

доцент кафедры

детских болезней Фазылова А.А.

доцент кафедры

детских болезней Бикташева А.Р.

Рецензенты:

Заведующий кафедрой госпитальной педиатрии

ГБОУ ВПО «Самарский государственный

медицинский университет Минздрава России», профессор Мазур Л.И.

Заведующий кафедрой пропедевтики

детских болезней и педиатрии

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный

медицинский университет» Минздрава РФ, профессор Узунова А.Н.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка……………………..……………………………….……….……….... 4

2. Вводная часть ………………………………………………………..………………………..…5

2.1.Цель и задачи освоения дисциплины………………………………………………………….5

2.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП университета ………………………………5

2.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины……………………………..…..13

3. Основная часть……………………………………..…………….………………………….…..29

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.………………………………...….29

3.2.1.Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть

освоены при их изучении………………………………………………………………………......30

3.2.2.Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и

формы контроля………………………………………………………………...………………....32

3.2.3.Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения

учебной дисциплины…………………………………………………………..………………....32

3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по

семестрам изучения учебной дисциплины………………………….……………………....….33

3.3. Самостоятельная работа студентов………………………………………………………...34

3.3.1. Виды СРС…………………………………………………………………………………..34

3.3.2. Примерная тематика контрольных вопросов……………….…………………………...34

3.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения

учебной дисциплины……….…………………………………………...…….……………..…...36

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств………...………………...….36

3.4.2.Примеры оценочных средств………………………………………………………..…….36

3.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины ……..….46

3.5.1. Основная литература…………………….……………………………...…………………46

3.5.2. Дополнительная литература………….…………………………………………………...47

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины………………………..…50

3.7. Образовательные технологии……………………………………..…………………...……50

3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с

последующими дисциплинами…………………………………………….……………….…...50

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………….……....51

  1. Пояснительная записка

Педиатрия – наука, которая изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и профилактики. Освоение дисциплины «Педиатрия» возможно только на основе знаний и умений, полученных студентами при прохождении медико-биологических и клинических дисциплин. Принимая во внимание основной социальный заказ - готовить специалиста широкого профиля, преподаватели кафедры детских болезней строят процесс обучения на основе формирования у студентов врачебного поведения и основ клинического мышления. Основное внимание должно уделяться профилактическим принципам педиатрии, социальным факторам, влияющим на здоровье детей, экологию семьи и общества в целом. Необходимо также определить важную роль врача-специалиста медико-профилактического дела в создании условий для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни и осуществления системы профилактических мероприятий.

Педиатрия, являясь важной областью медицинской науки, включает: вопросы антенатальной охраны плода, физиологии и патологии новорожденных, анатомо-физиологические особенности детей от периода новорожденности до наступления половой зрелости, методику обследования ребенка и общую семиотику заболеваний детского возраста, диететику здоровых и больных детей, вопросы частной патологии и профилактики детских заболеваний, вопросы гигиены, социальной гигиены, воспитания детей и организации детского здравоохранения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32, ПК-33, ПК-34, ПК-35, ПК-36.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

1. Собрать и оценить анамнез жизни и заболевания ребенка.

2. Собрать генеалогический анамнез, определить наследственную отягощенность.

3. Провести физикальное обследование ребенка и оценить полученные данные в соответствии с возрастной нормой.

4. Оценить данные лабораторных (клинических, биохимических, иммунологических) и инструментальных (рентгенологического и ультразвукового) методов исследования в возрастном аспекте.

5. Назначить рациональное вскармливание ребенку первого года жизни и питание ребенку старше года.

6. Проводить диагностику и дифференциальную диагностику, составлять планы лечения, реабилитации, профилактики следующих заболеваний и состояний: аномалии конституции и обмена веществ, анемии, дистрофии, рахит, острые респираторные инфекции, острая пневмония, хронические неспецифические заболевания лёгких, острая ревматическая лихорадка, диффузные заболевания соединительной ткани, хронические заболевания органов пищеварения, гломерулонефрит, пиелонефрит, корь, коклюш, менингококковая инфекция, паротитная инфекция, ветряная оспа, краснуха, скарлатина, дифтерия, инфекционный мононуклеоз, острые вирусные гепатиты, острые кишечные инфекции.

7. Оказывать неотложную помощь при следующих состояниях: гипертермический синдром, судорожный синдром, инфекционно-токсический шок, острая сердечная, сосудистая, дыхательная, почечная, печёночная недостаточность, кровотечение, синдром дегидратации, острые аллергические реакции.

8. Подготовить беременную женщину к материнству.

9. Проводить дородовую профилактику заболеваний периода новорожденности и раннего детства.

10. Оказывать помощь семье в организации здорового образа жизни и гармоничного физического и психического развития детей.

11. Оказывать поддержку проведения и сохранения грудного вскармливания.

12. Обучать родителей уходу за новорожденным ребенком.

13. Проводить последовательную профилактику заболеваний посредством проведения закаливающих мероприятий и коррекцию дефицита витаминов, микро- и макроэлементов.

14. Общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями, соблюдать деонтологические нормы и принципы.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины _______педиатрия___________________________

состоит в овладении знаниями анатомо-физиологических особенностей детского организма; семиотики поражений различных органов и систем; принципов контроля гармоничности развития ребенка, диспансеризации детского населения; этиопатогенеза, эпидемиологии, клинических проявлений основных нозологий детского возраста, а также принципами диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний у детей.

При этом задачами освоения дисциплины являются:

- обучение студентов распознаванию ведущих клинических симптомов и синдромов при осмотре больного, определению тяжести течения патологического процесса,

- обучение студентов выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при заболеваниях у детей и составлению алгоритма дифференциальной диагностики;

- обучение проведению полного объема лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий среди пациентов с различными нозологическими формами заболеваний;

- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний детям различных возрастных групп;

- ознакомление студентов с принципами организации и работы детских лечебно-профилактических учреждений различного типа;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических источников;

- формирование навыков общения студентов с коллегами, больными детьми и их родителями с учетом основ этики и деонтологии.

Наши рекомендации