Цель и задачи освоения дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине: "История экономики"

по направлению подготовки: "38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)"

факультет: "экономический"

семестры: "2 семестр, (1 курс)"

профили подготовки: "Управление малым бизнесом", "Управление проектами"

вид промежуточной аттестации: 2 семестр, весенний (1 курс) – экзамен

трудоемкость с разбивкой по семестрам:

Вид учебной работы 2 семестр  
Трудоемкость в часах
Базовая Вариативная Вариативная по выбору Базовая Вариативная Вариативная по выбору
Лекции 24
Практические занятия 28
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа 54
Контроль самостоятельной работы 2
Экзамен 36
Итого          
 
Семестр: 2 семестр    
Трудоемкость в зачетных единицах
  Базовая Вариативная Вариативная по выбору Базовая Вариативная Вариативная по выбору
Итого 3          
             
Программу и задание составил: к.э.н., доцент Ахметов В.Я.
 
Программа утверждена на заседании кафедры бухгалтерского учета « ___ » ________ 2014 г. (Протокол № 1) Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Барлыбаев У.А.
                           

Сибай – 2014

Гарант дисциплины:

Ахметов В.Я., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Рабочую программу дисциплины осуществляют:

Лекции и практические занятия: к.э.н., доцент Ахметов В.Я.

Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» и включает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

2. Цель и задачи освоения дисциплины «История экономики»

3. Место дисциплины «История экономики» в структуре основной образовательной программы ВПО

4. Результаты освоения дисциплины «История экономики»

5. Структура и содержание дисциплины «История экономики»

5.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины

5.2. Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности (для студентов очной формы обучения сроком обучения 4 года)

5.3. Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности (для студентов заочной формы обучения сроком обучения 5 лет)

5.4. Индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа

5.5. Планы семинарских занятий

5.6. Задания для самостоятельной работы студентов

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Методические указания для студентов

6.2. Экзаменационные вопросы по курсу «История экономики»

6.3. Тестовые задания для самопроверки

6.4. Задания для контрольной работы (для студентов заочной формы обучения)

6.5. Перечень заданий на практических занятиях (для студентов заочной формы обучения)

7. Дидактические материалы преподавателя

8. Описание материально-технической базы по дисциплине

9. Приложения к рабочей программе по дисциплине «История экономики»

10. Литература

11. Электронные интернет-ресурсы

12. Словарь основных терминов по истории мировой экономики

1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы  
2011 / 2012 учебный год
1) Внесены дополнения в список рекомендуемой литературы.
2)
3)
Утверждено на заседании кафедры Протокол № __ от «__» ___ 20__ г.  
Заведующий кафедрой
 
2. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы  
2012 / 2013 учебный год
1) Внесены изменения в перечень вопросов на экзамен.
2)
3)
Утверждено на заседании кафедры Протокол № __ от «__» ___ 20__ г.
Заведующий кафедрой
 
3. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы  
2014 / 2015 учебный год
1)
2)
3)
Утверждено на заседании кафедры Протокол № __ от «__» ___ 20__ г.
Заведующий кафедрой
 
4. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы  
2015 / 2016 учебный год
1)
2)
3)
Утверждено на заседании кафедры протокол № __ от «__» ___ 20__ г
Заведующий кафедрой

Цель и задачи освоения дисциплины

В учебные планы высших учебных заведений в качестве обязательного предмета включен курс “История экономики”. История экономики является важной составной частью экономической теории с одной стороны и основой истории человечества с другой. Свидетельство этому то, что курс истории экономики включен в программу не только экономических, гуманитарных, но и многих технических вузов.

Изучение истории экономики, наряду с основами экономической теории и историей экономических учений, ставит целью формирование фундамента экономического мышления будущих менеджеров, бухгалтеров, маркетологов и представителей других экономических специальностей. Изучение истории экономики существенно расширяет экономическую эрудицию будущих специалистов, прививает навыки сравнительного анализа экономического развития стран мира, способствует умению грамотно ориентироваться в выборе экономических решений.

Основные разделы программы курса «Истории экономики» изучаются на лекциях (20 часов) и разбираются на практических занятиях (20 часов). Контроль за текущей успеваемостью студентов осуществляется выполнением 3-5 небольших тематических контрольных работ. Также согласно учебному плану предусмотрено по данному курсу проведение одной деловой игры. Она, как правило, проводится после изучения основных тем данного курса в форме мини-олимпиады.

Отдельные темы и вопросы, не представляющие особой трудности для усвоения и достаточно хорошо освещенные в современной научно-популярной литературе и периодике, вынесены для самостоятельного изучения студентами (СРС), подготовки ими рефератов, сообщений, докладов. Такое построение рабочей программы обеспечивает экономию аудиторного времени и привитие навыков самостоятельной работы студентов с литературой и обобщения теоретического и практического материала по данной дисциплине.

Программа данного курса воплощает концепцию вопросно-ответной методики изучения экономических дисциплин, которая ориентирует не на автоматическое запоминание фактов, в данном случае из истории экономики, а на выработку умения в нужный момент обратиться к соответствующим источникам информации или посредством ассоциативного мышления найти искомый ответ. Благодаря такому подходу обучающийся быстрее осваивает науку поиска нужной информации и формулирования правильного ответа.

В условиях, когда решающее значение имеет вопрос о путях дальнейшего развития России и стран СНГ, о методах преобразований в народном хозяйстве, обстоятельства свидетельствуют о бесперспективности копирования экономического развития стран Запада: Россия всегда развивалась особым путем, отличным от развития других стран, и этот особый исторический опыт необходимо всемерно учитывать в ходе дальнейших преобразований. В этом состоит практическая значимость изучения данного курса.

Необходимо сделать несколько замечаний по ведению и изучению данного курса. На лекциях рекомендуется использовать структурно-логические схемы. Содержание лекций должно варьироваться с учетом реальных экономических, политических, социальных ситуаций. В ходе лекций рекомендуется использовать и дополнительную информацию, статистические и хронологические таблицы, а также текущую журнальную и газетную информацию.

Семинары могут быть трех типов: «опросно-беседные» с использованием «контрольных вопросов»), «контрольные» с написанием «контрольных работ» по разделам курса (обычно 2-3 раза в течение семестра, с использованием «контрольных вопросов» и «тестов». Обычно для группы в 20-25 человек даются задания по 5-6 вариантам каждый в составе 3-4 тем) и «семинары-конференции» (обычно в объеме 6-8 аудиторских часов. На «семинарах-конференциях» студенты делают сообщения-рефераты и отвечают на вопросы группы. Рефераты готовятся в письменной форме в обычной школьной тетради. Темы определяются для студентов в основном по темам 3-8. Каждый студент готовит рефераты самостоятельно, по свободно выбранной теме или из списка рекомендованных преподавателем. Кроме материалов из основных учебников, рекомендуются к использованию 4-5 источников из текущих журнальных и газетных публикаций. В дополнение к этому для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендовались (с правом свободного, но обязательного выбора) монографии фундаментального типа корифеев экономической истории (российских и зарубежных). По этим монографиям проводятся коллоквиумы-собеседования.

Рекомендуемая к каждой теме литература, а также общий список литературы позволяют студентам самостоятельно подготовиться к контрольным работам, сдаче тестов и решению задач. Кроме указанных, при подготовке к семинарским занятиям, докладам и написании рефератов рекомендуется широко использовать материалы периодической печати.

Целью освоения учебной дисциплины «История экономики» привить обучающемуся взгляд на экономическую теорию как на предмет, пребывающий в постоянном движении, развить кругозор, общую культуру экономических исследований, позволяющую успешно работать в быстро меняющейся обстановке.

Цель предполагается достичь при решении следующих основных задач:

- изучение особенностей, функций и видов бизнес-планирования;

- определение содержания и основных методик бизнес-планирования;

- освоение навыков разработки отдельных разделов бизнес-плана предприятия;

- ознакомление с методиками анализа различных видов бизнес-планов.

Изучение данной дисциплины должно обеспечить решение двух взаимосвязанных задач: познание теоретических основ планирования бизнес-процессов и приобретение практических навыков по разработке бизнес-планов для малого и среднего предпринимательства.

Курс предусматривает систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проблемам планирования.

Методика изучения курса предполагает использование таких форм проведения занятий, как лекции, семинары, самостоятельное изучение ряда вопросов, глубокое и творческое исследование отдельных тем, отраженных в реферативной работе.

Итоговой формой контроля знаний студентов является сдача экзамена.

Пререквизиты дисциплины: Курс «История экономики» тесно взаимосвязан с такими учебными дисциплинами как: «История России», «Экономика Башкортостана», «Менеджмент», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг», «Экономика организации (предприятия) малого бизнеса», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные отношения», «Теория отраслевых рынков» и др.

Кореквизиты дисциплины: Для успешного освоения дисциплины «История экономики» параллельно должны изучаться дисциплины (кореквизиты): «История управленческой мысли», «История экономических учений», «Финансовый менеджмент», «Организация предпринимательской деятельности», «Менеджмент в малом и среднем бизнесе», «Управление малым бизнесом», «Управление инвестиционной деятельностью», «Инновационный менеджмент» и др.

Постреквизиты дисциплины:Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для успешного выполнения выпускных квалификационных работ по соответствующей тематике и последующей практической деятельности.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО

Дисциплина «История экономики» относится к дисциплинам профилей «Управление малым бизнесом» и «Управление проектом» и входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по выбору подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» (Б3. ДВ. 1), изучается в течение одного семестра на I курсе.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе школьного курса «Обществознание» и дисциплины «История».

Дисциплина «История экономики» является основой для изучения дисциплин: «Экономическая теория», «История экономических учений», «Мировая экономика», для последующего изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы, выполнении научных студенческих работ.

Методика освоения дисциплины базируется на самостоятельном изучении студентами теоретического материала с помощью рекомендуемой учебно-методической литературы, закреплении его в ходе аудиторных занятий в форме лекций, семинаров и практических занятий по наиболее сложным темам, консультаций с преподавателем и обучающих тестов по темам.

Наши рекомендации