CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ. 1. Объем легких при выдохе уменьшается, в результате чего они освобождаются от воздуха, насыщенного СО2
1. Объем легких при выдохе уменьшается, в результате чего они освобождаются от воздуха, насыщенного СО2. Какие структуры межальвеолярных перегородок легких принимают активное участие в уменьшении объема альвеол легких?
Решение: Основное участие в изменении объема альвеол принимают эластические волокна межальвеолярных перегородок. При эмфиземе легких происходит уменьшение эластических волокон, в результате легкие находятся в как бы раздутом состоянии.
2. У больного бронхиальной астмой временами возникают приступы удушья вследствие сильного сжатия, главным образом мелких бронхов. Какие структурные элементы бронхов обусловливают их спазм? Почему сильнее сжимаются именно мелкие бронхи?
Решение: Спазм обуславливают мышечные элементы мышечной пластинки слизистой оболочки. Так как она наиболее развита у малых бронхов, то сжимаются сильнее всего именно мелкие бронхи.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ
1. Какие клетки вырабатывают слизь, покрывающую внутреннюю поверхность трахеи и бронхов?
2. В чем особенность соединительной ткани, входящей в состав стенок воздухоносных путей и респираторного отдела легкого?
3. Какой из бронхов содержит в своей стенке железы и хрящ в виде островков?
4. Какие отделы воздухоносных путей наиболее способны к изменению просвета и почему?
5. Из каких отделов состоят ацинусы легкого? Какие структуры являются общими для всех отделов ацинуса?
6. Какие структуры составляют воздушно-кровяной барьер?
7. Какими видами тканей выстланы воздухоносные пути и альвеолы легкого?
8. Что такое сурфактант, в чем его значение и какие клетки вырабатывают его составные компоненты?
Тема
Пищеварительная система
Многообразие функций отличают одну из ведущих систем человека – пищеварительную систему. Гистофизиология различных отделов пищеварительной системы, понимание тесной взаимосвязи её с иммунной системой необходимо будущему врачу для эффективной диагностики и последующего лечения заболеваний ЖКТ.
ОРГАНЫ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ.
НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Из курса анатомии
1. Анатомия и топография органов переднего отдела пищеварительной системы.
2. Иннервация и васкуляризации органов пищеварительной системы.
Из предшествующих тем
1. Морфофункциональные и гистогенетические особенности многослойных эпителиев.
2. Строение и классификация экзокринных желез.
3. Строение вкусовых почек.
4. Строение поперечнополосатой и гладкой мышечной тканей.
5. Строение вегетативных ганглиев и периферических нервов.
6. Строение и функциональное значение лимфатических узелков.
По теме занятия
1. Общий план строения полых органов пищеварительной системы.
2. Эмбриональные источники развития органов переднего отдела пищеварительного аппарата.
3. Понятие "слизистая оболочка", ее строение.
4. Строение и функциональное значение миндалин.
5. Общий план строения мелких и крупных слюнных желез.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Быков В.Л. Частная гистология человека (краткий обзорный курс). – СПб: СОТИС, 2004, 2007 г. (с. 71- 88, 108-113)
2. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005, 2007 г (с. 394-417).
3. Гистология, цитология и эмбриология. под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М: «Медицина», 2002 г. (с. 514 - 550)
4. Гистология, эмбриология и цитология. под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. 3-е издание переработанное и дополненное. – М: ГЭОТАГ – Медицина, 2007 г. (с. 92 -101)
ЗАДАНИЯ
1. Заполните таблицу строения слизистой оболочки органов пищеварительной системы, отметив ее слои и их тканевый состав.
Отделы | Пластинки слизистой оболочки | Тканевый состав |
Язык Пищевод |
2. Сопоставьте крупные слюнные железы ротовой полости по строению и характеру выделяемого ими секрета. Укажите количество различных типов секреторных клеток (мало, среднее число, много) в этих железах.
Слюнные железы | Типы секреторных клеток | Количество секреторных клеток | Характер секрета, выделяемого железой |
3. Назовите образования, входящие в лимфоэпителиальное глоточное кольцо.
4. Отметьте в таблице составные компоненты оболочек органов переднего отдела пищеварительной системы. Поставьте в соответствующей графе знак "+", если указанные структуры присутствуют, или знак “-“ если они отсутствуют в составе органа.
Слизистая оболочка | Подслизистая оболочка | Мышечная оболочка | Серозная оболочка | Адвентициальная оболочка | ||||
Органы | эпителий | Собственная пластинка | Мышечная пластинка | гладкая мышечная ткань | Поперечнопол.мы-шечная ткань | |||
Губа (кожная часть) | ||||||||
Губа (слизистая часть) | ||||||||
Язык (спинка) | ||||||||
Десна | ||||||||
Глотка | ||||||||
Пищевод (верхняя треть) | ||||||||
Пищевод (нижняя треть) |
5. Заполните таблицу «Клеточный состав органа вкуса»
Клетки вкусовой луковицы | Ультрамикроскопическое строение клеток | Функции |
1. 2. 3. |
6. Заполните таблицу по строению сосочков языка.
Типы сосочков | Место локализации | Количество | Особенности строения | Какой вкус определяют |
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. На гистологическом рисунке представлен один из полых органов пищеварительного канала. Но каким признакам можно определить принадлежность органа к переднему отделу пищеварительной системы?
2. Слизистая оболочка покрыта слизью, выполняющей защитную функцию. Какие структуры вырабатывают слизь в пищеводе?
3. В ротовой полости под влиянием ферментов начинают расщепляться углеводы пищи. Какие клетки в ротовой полости секретируют пищеварительные ферменты?
4. В биоптатах, взятых из ротовой полости, обнаружены рудиментарные сальные железы. Какие это могут быть участки ротовой полости?
5. На рисунке поперечного среза языка не обозначены его верхняя и нижняя поверхности. По каким гистологическим признакам можно определить верхнюю и нижнюю поверхность языка?
6. В связи с разнообразной микрофлорой в ротовой полости происходят антигензависимая пролиферация и дифференцировка лимфоцитов. В каких образованиях ротовой полости осуществляются эти процессы?
7. При образовании "налета" на языке в случаях заболеваний пищеварительной системы у больных нарушается чувство вкуса. С чем это связано?