CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ. 1. Многие люди потребляют большое количество сахара

1. Многие люди потребляют большое количество сахара. Какие клетки поджелудочной железы в этих условиях функционируют с большим напряже­нием?

Решение: В таких условиях наиболее активно функционируют В-клетки островков Лангерганса, которые синтезируют инсулин, гормон который обеспечивает всасывание клетками организма глюкозы.

2. На микрофотографии виден однослойный призматический каемчатый эпителий. Один из студентов утверждал, что он относится к слизистой оболоч­ке тонкой кишки, а другой доказывал, что он является составной частью желч­ного пузыря. Кто из студентов прав?

Решение: Правы оба, однослойный призматический каемчатый эпителий входит в состав слизистой, как тонкой кишки, так и желчного пузыря.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как построены экзокринные отделы поджелудочной железы, и какими цитохимическими особенностями характеризуются ацинарные клетки?

2. Какие типы клеток входят в состав эндокринного отдела поджелудочной железы и в чем их функциональное значение?

3. Какие существуют представления о дольках печени?

4. Каковы особенности внутриорганного кровообращения в печени?

5. Что входит в "печеночную триаду"?

6. Какое строение имеют печеночные балки и внутридольковые синусоидные капилляры?

7. Чем характеризуется строение гепатоцитов, каковы их цитохимические особенности и функция?

8. Что такое перисинусоидальные пространства в печени? Их строение и значение.

9. Что характерно для звездчатых макрофагов, ямочных клеток и липоцитов печени?

10. Каков смысл понятия "двусторонняя секреция гепатоцитов"?

11. Чем образованы желчевыводящие пути, каково строение их стенки в раз­личных отделах?

12. Каково строение стенки желчного пузыря?

13. Каковы строение и расположение миндалин, их значение в защитных реакциях?

14. Какое строение имеют ткани зуба — эмаль, дентин, цемент, пульпа?

15. Из чего развиваются эмаль, дентин, цемент и пульпа зуба?

Тема

МОЧЕВАЯ СИСТЕМА

Мочевая система состоит из органов мочеобразования (почка) и органов мочевыделения (мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал). Из организма с мочой выводится около 80 % вредных продуктов обмена ве­ществ — шлаков, а также часть воды и электролитов. Почки как мочеобразующие органы играют важную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма — гомеостаза. При их заболевании нарушается гомеостаз и может произойти накопление воды в тканях организма (отеки), самоотравле­ние вредными продуктами азотистого обмена (уремия) и др.

С целью правильной диагностики и успешного лечения заболеваний орга­нов мочевой системы в нефрологической и урологической практике широко используют методы лабораторного анализа, клинических проб и прижизненно­го взятия материала из органов для гистологического исследования. Все они ос­нованы на твердых знаниях гистофизиологии здоровых (нормальных) органон мочевой системы.

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Из курса анатомии

1. Анатомия и топография почек, мочеточников и мочевого пузыря.

2. Кровоснабжение и иннервация почек.

Из предыдущих занятий

1. Строение кровеносных капилляров фенестрированного типа и их участие в обме­не веществ.

2. Строение и роль щеточной (всасывающей) каемки клеток.

3. Строение переходного эпителия.

По теме занятия

1. Основные стадии эмбрионального развития мочевой системы.

2. Понятие о нефроне как структурно-функциональной единице почки.

3. Строение и кровоснабжение различных видов нефронов.

4. Строение и участие основных отделов нефронов и собирательных трубочек в мочеобразовании.

5. Строение и функция эндокринного аппарата почек.

6. Общий план строения мочевыводящих путей.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Зайцев В. Б., Крылов П.А., Резцов О.В., Коледаева Е. В. «Мочеполовая система с основами эмбриологии». учебное пособие для студентов медицинских вузов. – кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии КГМА, 2006 г. (с. 6-55)

2. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005, 2007 г (с. 492-513).

3. Быков В.Л. Частная гистология человека (краткий обзорный курс). – СПб: СОТИС, 2004, 2007 г. (с. 149- 164)

4. Гистология, цитология и эмбриология. под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М: «Медицина», 2002 г. (с. 656 - 672)

5. Гистология, эмбриология и цитология. под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. 3-е издание переработанное и дополненное. – М: ГЭОТАГ – Медицина, 2007 г. (с. 92 -101)

ЗАДАНИЯ

1. Укажите расположение основных отделов нефрона в почке и процессы (функции), которые в них происходят при мочеобразовании. Составьте в тетра­ди таблицу.

Вещество почки Отделы нефрона Функции
Корковое Мозговое внутренняя зона наружная    

2. Укажите особенности кровоснабжения почек в связи с их мочеобразовательной функцией. Составьте таблицу.

Название сосудов (по току крови) Вещество почки Участие в фильтрации и реабсорбции
     

3. Укажите отдел нефрона, где фильтруется первичная моча; назовите структуры почечного фильтра. Составьте таблицу.

Отдел нефрона Структуры почечного фильтра Функции
     

4. Укажите, какой эпителий выстилает различные канальцы нефрона и со­бирательные трубочки в связи с их функцией. Составьте таблицу.

Название канальцев почек Вид эпителия Функция
     

5. Продумайте, в чем заключается эндокринная функция почек, и с какими структурами она связана. Составьте таблицу.

Название клеток эндокринного аппарата Топография в почке Функция Эффект их действия
       

6. Укажите особенности строения мочевыводящих путей (мочеточников и мочевого пузыря). Составьте таблицу.

Особенности строения мочевыводящих путей

Оболочки Пластинки, слои Тканевый состав
     

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. На микрофотографии представлена часть почки, в которой видны почеч­ные тельца и канальцы. Какое это вещество почки и какие канальцы?

2. На рисунке кровоснабжения почки изображены гемокапилляры. Какие сосуды дают начало этим капиллярам?

3. Возникла необходимость изучить фильтрационный барьер почки. Какой участок надо выбрать для исследования?

4. При микроскопии препарата почки было обращено внимание на разру­шение щеточной каемки клеток почечных канальцев. О каких канальцах нефрона идет речь?

5. При сравнительном анализе гистологических препаратов стенок мочево­го пузыря обнаружили значительные вариации толщины эпителия. Можно ли объяснить этот факт индивидуальными различиями?

6. Известно, что в почках эндокриноцитами вырабатывается ренин. Где он поступает в кровь?

7. Один студент утверждал, что приносящая артериола сосудистых клубоч­ков почки больше выносящей, другой утверждал обратное. Помогите этим сту­дентам решить спор.

8. Для статьи нужно получить микрофотографию мезангиоцитов. В каких отделах почки находятся эти клетки?

9. Известно, что при стрессе в кровь выбрасываются антидиуретический гормон и адреналин. На какие структуры почек действуют эти гормоны? Как это влияет на мочеобразование?

10. На микрофотографии представлены два почечных тельца: у одного из них приносящие и выносящие артериолы сосудистого клубочка имеют одина­ковый размер, у другого — приносящая артериола заметно больше, чем выно­сящая. К каким нефронам относятся данные почечные тельца? Какой из этих нефронов образует больше мочи?

11. В анализе мочи больного отмечено присутствие эритроцитов. Обследова­ние мочевыводящих путей не выявило в них кровотечения. При нарушениях в каких отделах нефронов могли появиться в моче эритроциты?

12. В анализе мочи больного обнаружен сахар. Мочу для анализа собрали ут­ром натощак. В каких отделах нефронов можно предполагать нарушение в этом случае? Какие структуры клеток этих отделов поражены?

13. Врачи установили, что у больного в результате заболевания почек подня­лось общее кровяное давление — "почечная гипертензия". С нарушением, ка­ких структур почек можно связать это осложнение?

14. На вопрос о том, где в почках находится плотное пятно, один студент от­ветил, что оно входит в состав юкстагломерулярного комплекса, а другой сту­дент сказал, что оно в дистальном отделе нефрона. Кто из студентов прав?

Наши рекомендации