Cитуационные задачи с примерами решения

1 При микроскопическом исследовании спинного мозга обнаружена дегенерация (перерождение) нервных волокон дорсальных канатиков. В результате повреждения каких нервных клеток это возможно? Какие отростки этих нервных клеток образуют осевые цилиндры нервных волокон дорсальных канатиков?

Решение: дорсальные канатики относятся к задним рогам спинного мозга, у которых заходят аксоны чувствительных нейронов соматических рефлекторных дуг. Повреждения этих клеток и ведет к дегенерации, аксоны этих клеток образуют осевые цилиндры нервных волокон дорсальных канатиков.

2 На двух микрофотографиях видны интрамуральный и экстраорганальный нервные ганглии с нервными клетками мультиполярного типа. Какие эти ганглии по своему значению? Какие типы нервных клеток в них различают согласно функциональной классификации?

Решение: экстраорганальные нервные ганглии относятся к симпатической нервной системе, в них выделяют нейроны двух типов: эффекторные нейроны симпатической нервной системы (основная масса), МИФ(мелкие, интенсивно флюоресцирующие) клетки, участвующие в ограничении симпатической реакции, тормозят эффекторные нейроны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как осуществляется связь между органами центрального и периферического отделов нервной системы?

2. Как построен периферический нерв, какие виды нервных волокон входят в его состав?

3. Как построен спинномозговой ганглий и его нейроциты? Какова их роль и место в рефлекторной дуге?

4. Где располагаются и как устроены вегетативные ганглии?

5. Каково строение спинного мозга? Какое место в простых и сложных рефлекторных дугах занимают нейроны серого вещества?

6. Как построены передние и задние корешки спинного мозга? Какие отростки и каких нейронов входят в их состав?

7. Какие нейроциты входят в состав соматической рефлекторной дуги? Каковы места их локализации?

8. Какие нейроциты входят в состав вегетативной рефлекторной дуги? Каковы места их локализации?

Тема

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Нервная система обеспечивает регуляцию всех жизненных процессов организма и его взаимодействие с внешней средой. В основе структурной организации нервной системы лежат рефлекторные дуги, которые представляют собой цепи нейронов (афферентных, ассоциативных, эфферентных), расположенных в ее периферическом и центральном отделах. Знание гистофизиологии органов нервной системы необходимо для понимания ее интегрирующей, координирующей и регулирующей функций, а также для диагностики заболеваний, связанных с их нарушением.

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Из предшествующих тем

1. Морфологическая и функциональная классификация нейроцитов.

2. Виды нервных волокон.

3. Принцип строения и функции синапсов.

4. Представление о строении сложных рефлекторных дуг.

5. Структурная характеристика серого и белого вещества ЦНС.

6. Функциональное значение основных ядер спинного мозга.

По теме занятия

1. Общая гистофункциональная характеристика ядер и проводящих путей ствола головного мозга.

2. Представление о строении и роли ретикулярной формации ствола головного мозга.

3. Понятие о нейросекреции.

4. Представление о функции мозжечка.

5. Общая характеристика строения коры мозжечка.

6. Состав нейроцитов в слоях коры мозжечка и их функциональная характеристика.

7. Представление о рефлекторной деятельности мозжечка – афферентные и эфферентные пути.

8. Представление о модульной организации коры больших полушарий головного мозга.

9. Цитоархитектоника коры больших полушарий головного мозга.

10. Понятия о гранулярном и агранулярном типах коры больших полушарий головного мозга.

11. Представление о миелархитектонике коры больших полушарий головного мозга.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Быков В.Л. Частная гистология человека (краткий обзорный курс). – СПб: СОТИС, 2004, 2007 г. (с. 252- 275)

2. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005, 2007 г (с. 232-249).

3. Гистология, цитология и эмбриология. под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М: «Медицина», 2002 г. (с. 310 - 331)

4. Гистология, эмбриология и цитология. под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. 3-е издание переработанное и дополненное. – М: ГЭОТАГ – Медицина, 2007 г. (с. 92 -101)

ЗАДАНИЯ

1.Определите структуры, образующие ядра, ретикулярную формацию и проводящие пути в продолговатом мозге. Составьте таблицу.

Отделы продолговатого мозга Морфологический тип нейроцитов Виды нервных волокон
Ядра Ретикулярная формация Проводящие пути    

2. Составьте таблицу цитоархитектоники коры мозжечка.

Слои коры мозжечка Виды (названия) нейроцитов
   

3.Подумайте и запишите, чем представлены в мозжечке его афферентные и эфферентные пути.

1. Назовите слои коры больших полушарий головного мозга и характерные для них нейроциты. Укажите знаком «+», какие из них образуют эфферентный кортико-спинальный пирамидный путь.

Слои коры головного мозга Характерные для слоев коры головного мозга нейроциты Участвуют в образовании пирамидного пути
       

2. Назовите основные виды нервных волокон больших полушарий головного мозга и укажите их роль. Составьте таблицу.

Виды нервных волокон коры больших полушарий головного мозга Функциональное значение
     

3. Зарисуйте гематоэнцефалический барьер и подпишите структуры, участвующие в его построении.

4. Составьте таблицу «Оболочки мозга»

Виды оболочек Ткани их образующие Функции

5. Дайте определение «нервного центра» и перечислите типы нервных центров с примерами.

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Предложено изучить в продолговатом мозге состояние спинно-мозжечковых и кортико-спинальных проводящих путей. Где они проходят в продолговатом мозге и какими структурами представлены?

2. На схеме строения коры мозжечка мелкие клетки – зерна обычно изображают одним цветом, а все остальные нейроциты мозжечка – другим. Чем отличаются в мозжечке клетки-зерна от других его нейроцитов и в чем сходство других нейроцитов между собой?

3. Исследователю предложили изучить в мозжечке аксодендритические синапсы, в которых пресинаптический отдел образован моховидными волокнами. Чем образован постсинаптический отдел этих синапсов?

4. На дендритах грушевидных клеток мозжечка выявлено много различных синапсов. Чем могут быть представлены пресинаптические отделы этих синапсов?

5. На двух микрофотографиях представлена кора головного мозга, но не указано каких отделов — мозжечка или больших полу­шарий. Какой формы нейроциты наиболее характерны для коры мозжечка и коры больших полушарий?

6. На микрофотографии представлена пирамидная клетка раз­мером около 120 мкм, от основания которой отходит нейрит. Ука­жите, к какой зоне головного мозга она принадлежит, в состав каких проводящих путей входит ее аксон, где он может заканчиваться в спинном мозге?

7. На трех рисунках изображены нейроциты: на первом — пирамидной формы, на втором — грушевидной, на третьем — с гранулами секрета в нейроплазме. К каким отделам ЦНС относятся эти нейроциты?

8. На микрофотографии представлен крупный нейроцит грушевидной формы, на теле которого расположен синапс в виде корзинки. Какая клетка образует такого вида синапс с грушевидной клеткой? Где эта клетка располагается?

9. В научной статье речь идет об отделе ЦНС, в котором закан­чиваются моховидные и лазящие нервные волокна. Какой это отдел ЦНС? На каких нейроцитах в нем заканчиваются эти волокна?

10. Известно, что мозжечок выполняет функции равновесия и координации движения. Начальное эфферентное звено мозжечка представлено ганглиозными клетками, их дендриты имеют многочисленные синаптические связи, через которые получают информа­цию о состоянии двигательного аппарата и положении тела в пространстве. Назовите, какие ассоциативные клетки и какими отростками связаны с дендритами грушевидных клеток в продольном на­правлении извилин?

Наши рекомендации