Семинарско-практическое занятие № 3
Тема:«Сестринский процесс при нарушении функций дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем у инкурабельных пациентов».
Продолжительность занятия: 4 часа.
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Цели:после изучения темы студент должен
знать:
Ø симптомы наиболее распространённых нарушений функций органов дыхания, пищеварения, мочевыделения;
Ø типичные проблемы пациента при нарушении функций органов дыхания, пищеварения, мочевыделения.
уметь:
Ø осуществлять сестринский процесс при нарушении функций органов дыхания, пищеварения, мочевыделения;
Ø оказать помощь пациентам при развитии нарушений функций органов дыхания, пищеварения, мочевыделения;
Ø осуществить уход за стомированными пациентами;
Ø консультировать пациента и его близких по вопросам оказания помощи при нарушении функций органов дыхания, пищеварения, мочевыделения.
Задание для самоподготовки:
1) Изучить теоретический материал, представленный в лекции и учебнике по теме занятия.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):
1. Какие причины могут вызвать одышку у пациента с онкозаболеванием?2. В чём заключается сестринское вмешательство при одышке у пациента?3. Какие причины могут вызвать кашель у пациента с онкозаболеванием?4. Как можно увлажнить воздух в палате у пациента с кашлем?5. В чём заключается сестринское вмешательство при кашле у пациента?6. Какие причины могут вызвать икоту у пациента с онкозаболеванием?7. Какие рекомендации можно дать пациенту для устранения икоты?8. Какие факторы способствуют развитию кахексии у пациента с онкозаболеванием?9. Какими способами можно стимулировать аппетит у пациента?10. Каким способом можно увеличить калорийность пищи без увеличения объёма порции?11. Какие продукты наиболее часто вызывают отрыжку у пациентов?12. Какие рекомендации можно дать пациенту при отрыжке?13. Какие причины могут вызвать тошноту у пациента с онкозаболеванием?14. Какие рекомендации можно дать пациенту при тошноте?15. Какие причины могут вызвать запор у пациента с онкозаболеванием?16. Какие рекомендации по питанию можно дать пациенту при запоре?17. Какие причины могут вызвать диарею у пациента с онкозаболеванием?18. Какие рекомендации по питанию можно дать пациенту при диарее?19. Какие лекарственные препараты используются при запоре и диарее?20. Какие причины могут вызвать непроизвольное мочеиспускание у пациента с онкозаболеванием?21. В чём заключается сестринское вмешательство при недержании мочи?22. Какие причины могут вызвать задержку мочи у пациента с онкозаболеванием?23. В чём заключается сестринское вмешательство при задержке мочи?24. В чём заключается сестринское вмешательство при асците?25. Что такое «стома»?26. Какие виды стом вы знаете?27. Какие рекомендации по питанию можно дать пациенту со стомой?28. Какие рекомендации можно дать пациенту по уходу за стомой?29. Что такое «свищ»?30. Какими способами можно уменьшить выделение жидкости из свища?3) Повторить из дисциплины «Сестринское дело в хирургии»:
ü уход за стомой
4) Повторить из раздела «Манипуляционная техника»:
ü постановка клизм;
ü катетеризация мочевого пузыря
5) Решить ситуационную задачу (письменно в дневниках):
Пациент 63 лет госпитализирован в стационар с диагнозом рак желудка. Отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Пациент начал отказываться от еды (последние два дня пьёт только воду). Пониженного питания. Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36,8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
ЗАДАНИЕ:
1. Определить нарушенные потребности.
2. Определить все проблемы пациента.
3. Выбрать приоритетную проблему и сформулировать цель сестринского вмешательства.
4. Спланировать сестринское вмешательство с учётом всех проблем.
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал по теме.
2. Липтуга М.Е. «Паллиативная помощь», 2006 г., стр. 26 – 39, 55 – 56, 58 – 62.
Оснащение занятий:
Иметь сестринскую карту пациента, ручку, простой карандаш, ластик, дневник семинарско – практических занятий, халат, сменную обувь.
Рейтинговая оценка занятий: 0 – 10 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическое использование учебно – методического пособия для самоподготовки студентов позволяет повысить качество, как проведения аудиторных занятий, так и организацию самостоятельной работы студентов. Этому способствует активность студентов, обусловленная предварительной самоподготовкой по каждой теме.
Использование учебно-методического пособия помогает преподавателям более рационально использовать аудиторное время. Единые требования, представленные в пособии, позволяют сделать более объективной оценку знаний студентов. Информация, приведённая в пособии, дополняет материал лекций и учебников.