Но и воспитатель, учитель и адвокат пациента»

Государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

Учреждение

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПРОСТЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

Но и воспитатель, учитель и адвокат пациента» - student2.ru

Учебное пособие «Технология оказания простых медицинских услуг» /автор-составитель Журавлев В.И.; ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж. Курган: КБМК, 2014г.-429 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО

«Институт развития образования и социальных технологий»

Автор-составитель:

Журавлёв Владимир Иннокентьевич,преподаватель высшей квалификационной категории профессиональных дисциплин ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

Рецензенты:

Булатова Т.Е., кандидат биологических наук, доцент кафедра психологии и здоровьесбережения ГАОУ «Институт развития образования и социальных технологий»

Трохова В.Г., кандидат медицинских наук, преподаватель профессиональных дисциплин ГПБОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

Учебное пособие «Технология оказания простых медицинских услуг» составлен в соответствии с требованиями ФГОС – 3,4 поколения по: ПМ 04 Младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК 04.03. Технологии оказания простых медицинских услуг и ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях для специальности 060109/34.02.01 «Сестринское дело Опробовано на первом, втором и третьем курсе отделения «Сестринское дело» в Курганском базовом медицинском колледже. Рекомендуется в качестве сборника алгоритмов для студентов базового и повышенного уровня колледжей и училищ.

©Журавлев В.И., 2014

© ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», 2014


СОДЕРЖАНИЕ Страница
1. От автора. 6 стр.
2. Этапы сестринского процесса 10 стр.
3. Отличительные признаки больных пациентов 15 стр.
3.1. Заразность больных пациентов 16 стр.
3.2. Динамическое изменение психического состояния больных 17 стр.
3.3. Нарушение адаптации больных пациентов 21 стр.
3.4. Динамическое изменение соматического состояния 22 стр.
3.5. Острые сердечно-сосудистые растройства. 24 стр.
3.6. Острые церебральные расстройства. 43 стр.
3.7. Острые дыхательные растройства 74 стр.
3.8. Геморрагический синдром 84 стр.
3.9. Внезапная смерть. 92 стр.
3.10. Острая печёночная недостаточность 88 стр.
3.11. Острая почечная недостаточность 94 стр.
3.12. Клиническая смерть 99 стр.
4. Уход за пациентом 96 стр.
4.1. Этические проблемы ухода 97 стр.
4.2. Конститутационные и законодательные проблемы ухода. 104 стр.
4.3. Санитарно-гигиенические проблемы ухода 113 стр.
4.4. Проблемы ухода за реконвалесцентами 118 стр.
5. Лечение больных пациентов 119 стр.
5.1. Психотерапия 112 стр.
5.2. Базисная терапия 124 стр.
5.3. Этиотропная (специфическая) терапия 185 стр.
5.4. Неспецифическая (патогенетическая) терапия 192 стр.
5.5. Понятие о дисбактериозе 197 стр.
6. Отдельные диагнозы и их независимое решение. 200 стр.
7. Синдром эмоционального выгорания медсестры (усталости) 290 стр.
8. Алгоритмы отдельных сестринских манипуляций. 293 стр.
8.1. Алгоритм гигиенического уровня обработки рук 276 стр.
8.2. Алгоритм измерения температуры тела пациента 277 стр.
8.3. Алгоритм измерения частоты дыхательных движений 294 стр.
8.4. Алгоритм измерения артериального давления 294 стр.
8.5. Алгоритм подсчета артериального пульса. 295 стр.
8.6. Алгоритм измерения роста пациента 296 стр.
8.7. Алгоритм взвешивание и определение массы тела 297 стр.
8.8. Алгоритм определение водного баланса 280 стр.
9. Медицинский сервис. 298 стр.
9.1. Алгоритмы размещение пациента в постели 281 стр.
9.2. Алгоритмы смены нательного и постельного белья 302 стр.
9.3. Алгоритм оказания помощь в использовании судна 304 стр.
9.4. Алгоритмы санитарной обработки пациента. 305 стр.
10. Алгоритмы кормления пациента. 311 стр.
11. Алгоритмы проведения специальных процедур. 315 стр.
11.1. Алгоритм постановки горчичников. 315 стр.
11.2. Алгоритм постановки банок 316 стр.
11.3. Алгоритм подачи грелки 317 стр.
11.4. Алгоритм подачи пузыря со льдом. 317 стр.
11.5. Алгоритмы постановки компрессов 318 стр.
11.6. Алгоритм проведения оксигенотерапии. 319 стр.
11.7. Алгоритмы нанесения мази и наложения мазевой повязки. 321 стр.
11.8. Алгоритмы закладывания мази 322 стр.
11.9. Алгоритм введения мази. 322 стр.
11.10. Алгоритм применения присыпок 323 стр.
11.11. Алгоритм введения лекарственных препаратов в глаза. 323 стр.
11.12. Алгоритм введения лекарственных препаратов в нос. 324 стр.
11.13. Алгоритм введения лекарственных препаратов в ухо. 324 стр.
11.14. Алгоритм ингаляционного введения препаратов через рот. 325 стр.
11.15. Алгоритмы промывания желудка. 327 стр.
12. Алгоритмы выполнения инъекций. 328 стр.
12.1. Алгоритм набора лекарственных препаратов в шприц 328 стр.
12.2. Алгоритм введения лекарственного препарата внутрикожно 328 стр.
12.3. Алгоритм введения лекарственного препарата подкожно 329 стр.
12.4. Алгоритм введения лекарственного препарата в/мышечно 330 стр.
12.5. Алгоритмы введения лекарственного препарата в/венно 330 стр.
13. Алгоритмы постановки клизм и газоотводной трубки. 333 стр.
13.1. Алгоритм постановки очистительной клизмы 334 стр.
13.2. Алгоритм постановки гипертонической клизмы 334 стр.
13.3. Алгоритм постановки лекарственной клизмы 335 стр.
13.4. Алгоритм постановки сифонной клизмы 336 стр.
13.5. Алгоритм постановки капельной клизмы 337 стр.
13.6. Алгоритм постановки газоотводной трубки 338 стр.
14. Алгоритмы ухода за стомами. 339 стр.
14.1. Алгоритм ухода за трахеостомой 339 стр.
14.2. Алгоритм ухода за колостомой 340 стр.
14.3. Алгоритм ухода за гастростомой 341 стр.
14.4. Алгоритм ухода за эпицистостомой 342 стр.
15. Алгоритмы забора биологического материала 344 стр.
16. Алгоритмы забора биоматериала на микроскопию 345 стр.
17. Алгоритмы забора биологического материала на посев. 354 стр.
18. Алгоритмы забора материала на серологию. 347 стр.
19. Алгоритмы забора материала для биохимии. 348 стр.
19.1. Алгоритм забора крови для биохимического исследования 355 стр.
19.2 Алгоритм забора мочи на биохимическое исследование 350 стр.
19.3. Алгоритм забора кала на биохимическое исследование 357 стр.
20. Алгоритмы забора материала для специсследования 378 стр.
20.1. Алгоритм фракционного забора желудочного содержимого 361 стр.
20.2. Алгоритм проведения дуоденального зондирования 379 стр.
20.3. Алгоритм забора мочи по Зимницкому. 380 стр.
20.4. Алгоритм забора мочи на сахар в суточном количестве 381 стр.
20.5. Алгоритм забора мочи у пациента с сахарным диабетом. 381 стр.
20.6. Алгоритм забора мочи пациентом по Нечипоренко: 382 стр.
20.7. Алгоритм забора кала на скрытую кровь 382 стр.
20.8. Алгоритм забора мокроты на чувствительность к А/Б 383 стр.
21. Чтение полученных анализов 384 стр.
22. Нормальные показатели гомеостаза 427 стр.
23. Литература 429 стр.

От автора

«Медицинская сестра – это не только медицинский работник,

но и воспитатель, учитель и адвокат пациента»

(совещание национальных представителей Международного

совета сестер. Новая Зеландия 1987 год).

Древние врачеватели говорили: «Мы лечим молитвой, ножом и травами». Так продолжалось в течение многих сотен лет. Медицинские сестры до недавнего времени должны были во-первых, иметь достаточно прочные и широкие знания, необходимые для выполнения назначения врача, во-вторых - уметь осуществлять технологию сестринского ухода.

В настоящее время, в связи с большим прогрессом медицины, с учетом деонтологии, медицинской психологии и биоэтики ценится глубина и фундаментальность знаний, умение пользоваться клиническим мышлением и рациональность анализа.

Современная медицинская сестра должна: самостоятельно принят решение, логически обосновать и качественно претворить его в жизнь. Считаю, что профиль современной медицинской, сестры обязательно должен включает в себя компетентность в широком смысле этого слова.

Под компетентностью понимается:

1. Глубокие и прочные знания;

2. Наличие навыков и умений;

3. Культура поведения.

Под глубокими и прочными знаниями понимаю не только наличие способности понимать и оценивать состояние здоровья пациент, но и способность активно выявлять другие социальные и психологические проблемы.

Современная медицинская сестра должна уметь понимать поведение пациента, анализировать и оценивать его поступки, прогнозировать и предусматривать все возможные психологические и физические реакции на тот или иной раздражитель. Помимо этого современная медицинская сестра должна знать возможности и особенности работы своего ЛПУ и делать все от нее зависящее, чтобы их расширить.

Наличие навыков и умений включает в себя умение работать с пациентом, умение работать с прочей информацией, умение работать с документами и умение пользоваться современной техникой.

Под культурой поведения понимаю не только знаний этики, но и умение работать в коллективе, соотносить свои интересы с интересами общества, уметь подчинятся требованиям коллектива.

Сегодняшняя медицинская сестра должна быть коммуникабельной, уметь правильно передавать смысл и значение своих действий, уметь слушать и правильно реагировать, быть открытой и готовой к изменениям, уметь и желать совершенствоваться, быть ответственной и преданной своему коллективу, быть трудоголиком, любить и уважать свою работу и требовать уважение от других.

Одной из важнейших задач современной медицины является стандартизация деятельности сестринского персонала.

Необходимо чтобы этот стандарт структурно состоял из трёх основных разделов

1. Сестринский диагноз;

2. Сестринские вмешательства;

3. Критерии оценки достигнутых результатов:

Инструментом осуществления стандарта является сестринский процесс, - который считается сердцевиной сестринского дела. В 1993 году американские учёные П. Поттер и А. Перри дали следующее определение этого процесса «Процесс ухода за больным, представляющий собой метод организации практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента».

Основным документов современных медицинской сестры должна являться медицинская карта сестринского ухода, которая должна содержать подробное и последовательное описание всех 5 этапов сестринского процесса ухода.

Первый этап - сестринское обследование и сбор данных о пациенте.

Второй этап – постановка сестринского диагноза.

Третий этап - планирование ухода.

Четвёртый этап – реализация плана.

Пятый этап – оценка эффективности ухода.

Настоящее учебное пособие написано и адаптировано для медицинских сестёр общей практики.

Пособие позволит студентам отделения «сестринское дело» глубже изучить медицинские дисциплины с учетом современного медико-социального подхода к пациенту, основываясь на биоэтических принципах.

В предлагаемом пособии автор попытался последовательно и поэтапно решить все этапы сестринского процесса. Как это получилось - Вам решать.

Аббревиатуры

НЬ — гемоглобин

HBcAg — сердцевинный антиген вирусного гепатита В

HBeAg — внутренний антиген вирусного гепатита В

HBsAg — поверхностный антиген вирусного гепатита В

Н В — внутренний антиген х вирусного гепатита В

АД — артериальное давление

АЛТ — аланинаминотрансфераза

ACT — аспартатаминотрансфераза

ВБИ — внутрибольничная инфекция

ВГА — вирусный гепатит А

ВГВ — вирусный гепатит В

ВГС — вирусный гепатит С

ВГД — вирусный гепатит D

ВГЕ — вирусный гепатит Е

ВГС — вирусный гепатит G

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа

ДВС-синдром — синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания

ДДУ — детское дошкольное учреждение

ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ИВЛ — искусственная вентиляция лёгких

ИТШ — инфекционно-токсический шок

ИФА — иммуноферментный анализ

ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение

ОПН — острая почечная недостаточность

ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция

ПТИ — пищевая токсикоинфекция

ПЦР — полимеразная цепная реакция

РА — реакция агглютинации

РИА — радиоиммунологический анализ

РИФ — реакция иммунофлюоресценции

РН — реакция нейтрализации

РНГА — реакция непрямой гемагглютинации

РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции

РНК — рибонуклеиновая кислота

РПИ — расширенная программа иммунизации

PC-инфекция — респираторно-синцитиальная инфекция

РСК — реакция связывания комплемента

РТГА — реакция торможения гемагглютинации

СГМ — социально-гигиенический мониторинг

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита

УЗИ — ультразвуковое исследование

ЦНС — центральная нервная система

ЭАКП — энтероадгезивная кишечная палочка

ЭГКП — энтерогеморрагическая кишечная палочка

ЭИКП — энтероинвазивная кишечная палочка

ЭКГ — электрокардиография

Наши рекомендации