За жизнедеятельностью и бытом войск
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
ЗА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И БЫТОМ ВОЙСК
Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих. Состояние здоровья нации имеет общегосударственное значение и рассматривается как один из основных факторов экономического роста, национальной безопасности Российской Федерации (РФ) и боевой готовности ее Вооруженных сил. Право на охрану здоровья военнослужащих закреплено Конституцией Российской Федерации: в главе 1 «Основы конституционного строя» (ст. 7, п. 2); в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 37, п. 3, 5; ст. 41, 43); Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации (УВС ВС РФ)
(ст. 7, 8, 9-12, 20, 75, 78, 81). Глава 8 УВС ВС РФ (ст. 335-367) «Охрана здоровья военнослужащих» содержит как общие положения, ответственность за выполнение которых несут различные должностные лица, так и частные вопросы, возложенные на медицинскую службу и лично на каждого военнослужащего. Подчеркивается, что «сохранение и укрепление здоровья военнослужащих - важная и неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Забота командира (начальника) о здоровье подчиненных является одной из его основных обязанностей в деятельности по обеспечению постоянной боевой готовности воинской части (подразделения)».
В Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) охрана здоровья воинов армии и флота регламентируется федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе»; «Об обороне»; «О статусе военнослужащих»; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей» и др., а также уставами, руководствами, приказами, наставлениями и другими документами.
Таким образом, общая ответственность за укрепление и сохранение здоровья военнослужащих возлагается на командование.
Конкретные санитарные мероприятия в воинских частях разрабатываются командирами, штабами и службами на основе руководящих документов (федеральных законов, нормативных правовых актов, приказов министра обороны РФ и его заместителей, уставов, наставлений и руководств по службам), в которых требования, гигиенические нормы и санитарные правила отражены в виде положений по сохранению здоровья военнослужащих.
Санитарно-гигиеническое обеспечение войск в современных условиях - это комплекс медицинских, инженерно-технических, хозяйственно-бытовых, воспитательных и других мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья личного состава войск, поддержание и повышение их боеготовности, который реализуется путем проведения медицинских и немедицинских мероприятий.
Медицинские мероприятия профилактической (гигиенической) направленности в ВС РФ осуществляются в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора (СЭН) и медицинского контроля. Современная система государственного санитарно-эпидемиологического надзора в ВС РФ представлена на рис. 12.1. Главное отличие от гражданской системы СЭН состоит в том, что функции надзора и его обеспечения объединены.
Рис. 12.1.Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора ВС РФ
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль включает:
• контроль за состоянием здоровья личного состава;
• контроль за соблюдением установленных санитарных норм и правил размещения, питания, водоснабжения, за условиями военного труда и обитаемости, банно-прачечного обслуживания личного состава, захоронения погибших и умерших;
• выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений (поражений) личного состава;
• изучение и оценку санитарно-эпидемического состояния соединений (частей) и районов их расположения (действий);
• разработку предложений командованию по устранению выяв-
ленных недостатков и проведению конкретных (целенаправленных) санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора привлекаются силы и средства санитарно-эпидемиологических учреждений, оперативных объединений, а также войсковой медицинской службы (СЭЛ, СЭВ соединений, врачи медицинских пунктов полков (МПП) и медицинских рот, врачи и фельдшера батальонов и дивизионов).
Медицинская служба по вопросам организации и проведения санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет тесное взаимодействие с органами и учреждениями Роспотребнадзора РФ, медицинской службой союзных армий и др.
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за размещением личного состава воинской части включает:
• участие начальника медицинской службы воинской части (специалистов санитарно-эпидемиологических подразделений и учреждений) в выборе участков (районов) расположения войск при проведении санитарно-эпидемиологической разведки в составе рекогносцировочной группы, организуемой командованием;
• контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований при оборудовании и содержании инженерных сооружений (опорных пунктов, пунктов обогрева, укрытий, землянок, блиндажей и др.);
• контроль за очисткой территории, удалением нечистот и отбросов. Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль
за питанием включает:
• оценку фактического состояния питания личного состава, а также проверку количественной и качественной полноценности, доброкачественности пищевых продуктов, технологии приготовления и качества готовой пищи;
• выявление заболеваний, связанных с неполноценностью питания;
• проверку соблюдения санитарных правил перевозки, хранения пищевых продуктов и доставки готовой пищи в подразделения;
• контроль санитарного состояния продовольственных пунктов и территории их расположения;
• контроль за составлением раскладки продуктов и соблюдением режима питания в соответствии с условиями деятельности личного состава;
• участие в санитарно-эпидемиологической экспертизе продуктов при подозрении на их недоброкачественность, а также трофейного продовольствия;
• медицинское наблюдение за состоянием здоровья личного состава продовольственной службы и контроль за выполнением правил личной гигиены на объектах питания.
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за водоснабжением предусматривает:
• участие в разведке источников воды и определении их пригодности для водоснабжения;
• проверку (по показаниям) качества воды, добываемой на пунктах водоснабжения, водоразборных пунктах и других водоисточниках, а также контроль санитарного состояния средств подвоза, хранения и доставки воды в подразделения;
• оценку эффективности обеззараживания воды путем определения остаточного хлора;
• контроль за доведением до личного состава норм снабжения водой, а также наличием у военнослужащих индивидуальных средств очистки и обеззараживания воды;
• медицинское наблюдение за состоянием здоровья личного состава, привлекаемого к добыче, очистке, хранению и доставке воды;
• проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы воды при подозрении на ее зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, ядовитыми химическими веществами и т.п.
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за условиями военного труда и обитаемости осуществляется путем:
• выборочного контроля за соблюдением гигиенических норм и параметров обитаемости на объектах военной техники и в инженерных сооружениях;
• проведения в межбоевой период медицинских осмотров и, по показаниям, лабораторных исследований в целях наблюдения за состоянием здоровья личного состава, подвергающегося воздействию вредных факторов (ионизирующих и неионизирующих излучений, агрессивных и токсических жидкостей, компонентов ракетного топлива и др.);
• выборочной (совместно с психологами, а при необходимости - психиатрами) проверки состояния нервно-психического статуса личного состава.
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за банно-прачечным обслуживанием личного состава включает:
• контроль за своевременностью и полнотой помывок личного состава, качеством стирки (дезинфекции, дезинсекции) белья, обмундирования и химической чистки специальной одежды;
• проверку санитарного состояния дивизионных и полковых бань (санитарных пропускников), наличия мыла, порядка обеззараживания мочалок и дезинфекции помещений бань (санитарных пропускников).
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за захоронением погибших (умерших) предусматривает:
• участие представителя медицинской службы части (соединения) в выборе мест (пунктов захоронения, братских могил) для захоронения погибших в бою, умерших от ран и болезней и контроль за соблюдением санитарных правил при захоронении;
• проверку обеспеченности подразделений, выделенных для проведения захоронения и уничтожения опасных в санитарном отношении материалов дезинфекционными средствами, специальной одеждой, а также организацией помывки личного состава этих подразделений после окончания работ.
Немедицинские мероприятия санитарно-гигиенического характера осуществляют следующие службы ВС РФ: радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ); инженерная; продовольственная; вещевая; ветеринарно-санитарная и квартирно-эксплуатационная.
В соответствии с законодательством, уставами ВС и руководящими документами Министерства обороны комплекс немедицинских мероприятий проводится командованием и указанными службами, осуществляющими материальное обеспечение жизни и быта личного состава.
Медицинская служба ВС РФ контролирует выполнение немедицинских мероприятий санитарно-гигиенической направленности другими службами и органами управления, а также несет моральную и юридическую ответственность за выполнение медицинских мероприятий.
Основной формой реализации медицинских мероприятий в мирное время продолжает оставаться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и требований, выполнением
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий продовольственной, вещевой, квартирно-эксплуатационной, инженерной и другими службами, от результатов деятельности которых зависят здоровье личного состава и санитарно-гигиеническое благополучие войск.
Обязанности медицинской службы ВС РФ при санитарно-гигиеническом обеспечении войск:
• гигиенический анализ заболеваемости, физического развития и других показателей здоровья военнослужащих;
• гигиеническое нормирование воздействия механических, физических, химических, биологических и социальных факторов в условиях военной службы;
• санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарных правил;
• разработка мероприятий ускоренной адаптации военнослужащих к экстремальным условиям среды и коррекции ее нарушений;
• гигиеническое воспитание личного состава.
Должностные обязанности по медицинскому контролю за жизнедеятельностью и бытом войск в части (например, полку, отдельном батальоне и т.д.) определены Уставом внутренней службы ВС РФ, Руководством по медицинскому обеспечению ВС РФ, приказами Министерства обороны и возложены на начальника медицинской службы части.
Начальник медицинской службы части при осуществлении медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом личного состава в мирное время и в полевых условиях обязан:
• организовывать санитарно-эпидемиологическую разведку и медицинское наблюдение за районом дислокации (боевых действий) части;
• контролировать соответствие экипировки личного состава времени года и выполняемой задаче, состояние и использование средств индивидуальной медицинской защиты;
• контролировать выполнение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания личного состава;
• контролировать санитарное состояние территории воинской части, размещение личного состава в полевых и стационарных условиях, участвовать в выборе участка местности для развертывания воинской части;
• контролировать банно-прачечное обслуживание личного состава, своевременность помывки, смены нательного и постельного белья, регулярность осмотра военнослужащих на педикулез;
• контролировать состояние здоровья военнослужащих, обеспечивать их средствами фармакологической коррекции психофизиологического состояния и обучать правилам пользования ими;
• проводить санитарно-радиологические и токсикологические исследования воды и продовольствия табельными средствами медицинской службы;
• организовывать при необходимости отбор проб из объектов окружающей среды на заражение отравляющими веществами, радиоактивными веществами, бактериологическими средствами и их доставку в санитарно-эпидемиологическое учреждение ВС РФ;
• участвовать в гигиеническом обучении и воспитании личного состава части;
• при ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки, появлении инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава организовывать проведение соответствующих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
• докладывать командиру воинской части результаты медицинского контроля за условиями жизни и быта личного состава и предлагать меры по снижению неблагоприятного воздействия на военнослужащих факторов боевой обстановки и окружающей среды.
Результаты медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава оформляются начальником медицинской службы части в виде ежемесячного доклада командованию о санитарном состоянии части.
Особенности медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в военное время и чрезвычайных ситуациях. Наиболее характерными условиями, осложняющими санитарно-эпидемиологическую обстановку в военное время и при чрезвычайных ситуациях, являются:
• массовые санитарные потери как ранеными (пораженными), так и соматическими, психическими и инфекционными больными;
• разрушения промышленных и коммунальных объектов, содержащих опасные биологические, химические и радиоактивные вещества;
• выбросы, выпуски патогенных микроорганизмов в водоисточники и воздушную среду;
• массовая миграция населения из зоны чрезвычайных ситуаций и боевых действий на неприспособленные для размещения территории;
• снижение в районах чрезвычайных ситуаций и боевых действий возможностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, оказывающих соответствующие медицинские услуги по организации захоронения погибших людей и животных с высокой степенью эпидемической и эпизоотологической опасности;
• недостаточность запасов медикаментозных средств, предназначенных для лечения и профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений);
• распространение паники и других неадекватных психологических реакций населения, препятствующих проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.