Подразделения постоянной готовности инженерных войск и войск рхб защиты министерства обороны россии

- привлекаются для выполнения задач по ликвидации пожара в интересах территорий по согласованию с командованием соответствующего военного округа на основе плана взаимодействия;

- на время выполнения работ передаются в оперативное подчинение областной (краевой, республиканской) Комиссии по ЧС или региональному центру ГОЧС.

Инженерные подразделения (с учетом их состава):

- ведут инженерную разведку обстановки на заданных маршрутах ввода сил, на участках и объектах спасательных и аварийно-восстановительных работ;

- обеспечивают ввод сил РСЧС на участки и объекты работ;

- выполняют наиболее сложные инженерные работы в зоне пожара, требующие применения специальной техники (расчистку завалов, обрушение и укрепление конструкций зданий, взрывные работы и т.п.);

- оборудуют и содержат временные переправы через водные преграды при разрушении мостов;

- осуществляют оборудование и содержание пунктов водоснабжения, укрепления гидротехнических сооружений и т.п.;

- выполняют аварийно-спасательные работы;

- выполняют работы по локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях.

Подразделения РХБ защиты:

- ведут химическую и радиационную разведку зоны пожара, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами; осуществляют контроль за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;

- осуществляют локализацию источников химического заражения;

- обеспечивают проведение спасательных работ на зараженных участках (объектах);

- осуществляют обеззараживание территории, маршрутов, объектов работ;

- осуществляют специальную обработку техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарную обработку личного состава сил РСЧС.

ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЕ И ГАЗОСПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ:

- привлекаются для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации пожара по решению МЧС согласованному с Министерством топлива и энергетики;

На период выполнения задач передаются в оперативное подчинение соответствующей областной (краевой, республиканской, городской) Комиссии по ЧС.

Выполняют:

- поисково-спасательные работы на разрушенных, заваленных участках и объектах;

- спасение пострадавших из завалов, в том числе зараженных сильнодействующими ядовитыми веществами, задымленных и загазованных, в условиях, требующих применения газозащитных аппаратов (респираторов);

- осуществляют мероприятия по локализации источников заражения, локализации и ликвидации аварий на коммунальных сетях, проводят сложные аварийно-ремонтные работы в газовзрывоопасной среде с применением изолирующих противогазов.

ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИИ И ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ:

- обеспечивают выделение в первоочередном порядке, по заявке Комиссий по чрезвычайным ситуациям, транспортных средств, доставку в зону пожара сил для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, маневр сил в ходе выполнения задач;

- обеспечивают подвоз материальных и технических средств, необходимых для тушения пожара, жизнеобеспечения сил РСЧС и пострадавшего населения;

- обеспечивают эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения, а также вывоз населения и материальных ценностей из опасных районов к местам временного проживания (размещения);

- осуществляют вывоз обрушившихся конструкций, элементов разобранных завалов, к местам складирования (захоронения).

Специальные ремонтно-восстановительные и пожарные поезда осуществляют необходимые аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, тушение пожаров на объектах железнодорожного транспорта, а также в жилой застройке и объектах, расположенных рядом с железной дорогой.

ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ РФ:

- обеспечивают органы управления РСЧС данными о состоянии

погоды, выдают краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды,

предупреждают об угрозе возникновения или усиления гидрометео-

рологических явлений, опасных для спасателей при ведении ава-

рийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;

- обеспечивают органы управления РСЧС прогнозами развития

опасных экзогенных геологических процессов;

- выделяют по заявкам комиссий по ЧС силы авиапожарной

службы баз авиационной охраны лесов для проведения разведки

зоны бедствия.

.

- 35 -

2СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ (МИНАТОМ РФ):

- выполняют спасательные и аварийно-восстановительные ра-

боты на АЭС (АТЭЦ, АСТ);

- при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восста-

новительных работ на АЭС силами воинских частей ГО или терри-

ториальных формирований РСЧС, специальные формирования АЭС вы-

полняют задачи в тесном взаимодействии с ними на основных

участках аварийно-восстановительных работ.

ш1.3

2ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ПОМОЩИ И СЛУЖБЫ

2ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

2ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1.5

- ведут разведку обстановки в сельских районах, подверг-

шихся воздействию пожара,выявляют места поражения сельскохо-

зяйственных животных и растений;

- информируют Комиссии по ЧС об общей обстановке и состо-

янии сельского хозяйства;

- проводят необходимые мероприятия по защите сельскохо-

зяйственного производства.

2УЧРЕЖДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Обеспечивают бесперебойную связь между пунктами управле-

ния Комиссией по ЧС, их оперативными группами, пунктами управ-

ления воинских частей ГО, привлекаемых к тушению пожара, с со-

ответствующим Региональным Центром ГОЧС с использованием всех

имеющихся, сохранившихся и восстановленных линий, сетей и ка-

налов связи.

ш1.3

26.2.Организация взаимодействия спасателей с зарубежными

2специалистами при ведении спасательных и аварийно-

2восстановительных работ

ш1.5

Взаимодействие спасателей с зарубежными специалистами при

пожарах организуется Региональным Центром ГОЧС или Комиссиями

по ЧС, на территории которых предусматриваются действия зару-

бежных специалистов, на основе положений межгосударственного

соглашения, регулирующего правовое положение указанных специа-

листов на период ведения работ, а также в учетом их квалифика-

ции.

.

- 36 -

Основными задачами,которые могут решать иностранные спе-

циалисты при пожарах, с учетом особенностей их оснащения тех-

никой, являются:

- проведение поисковых работ;

- извлечение отдельных пострадавших из сложных, тяжелых

завалов;

- оказание квалифицированной медицинской помощи постра-

давшим получившим тяжелые травмы;

- снятие пострадавших с поврежденных высотных зданий с

использованием альпинистского снаряжения.

Основным принципом организации взаимодействия с иностран-

ными специалистами при ведении работ по ликвидации ЧС является

выделение им для действий отдельного объекта (участка) спаса-

тельных работ (при достаточной численности и оснащении техни-

кой) или постановка отдельной задачи в комплексе аварийно-спа-

сательных работ (разведка участка, поиск пострадавших на опре-

деленном участке и т.п.).

В целях поддержания взаимодействия с иностранными специа-

листами и оперативного решения всех вопросов, которые могут

возникнуть по ходу действий, от Комиссии по ЧС, на территории

которой действуют иностранные специалисты, выделяется постоян-

ный представитель со средствами связи, а при необходимости и

переводчик.

Непосредственно в ходе проведения аварийно-спасательных

работ, в случае необходимости, взаимодействие между формирова-

ниями РСЧС и иностранными специалистами организуется и поддер-

живается их командирами (начальниками) с участием представите-

ля Комиссии по ЧС.

.

- 37 -

26.3.Основы организации взаимодействия сил РСЧС

Сущность работы по организации и поддержанию взаимодейс-

твия заключается в обеспечении наиболее рационального распре-

деления усилий имеющихся сил и средств по месту действий, за-

дачам и способам их выполнения, с учетом характера, масштабов

ЧС, складывающейся обстановки и возможностей каждого подразде-

ления и формирования, в интересах ликвидации ЧС в короткие

сроки.

Основными организаторами взаимодействия являются Регио-

нальные центры ГОЧС и территориальные Комиссии по ЧС.

Правовой основой для организации взаимодействия сил РСЧС

являются:

- постановление Правительства Российской Федерации от 18

апреля 1992 года N261, утвердившее Положение о Российской сис-

теме предупреждения и действий в ЧС и определившее функции ор-

ганов государственного управления Российской Федерации по пре-

дупреждению и ликвидации ЧС;

- нормативные документы Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий сти-

хийных бедствий и других министерств (ведомств) Российской Фе-

дерации, силы и учреждения которых входят в систему РСЧС, по

организации взаимодействия при решении задач по предупреждению

и ликвидации ЧС./ /

В части организации взаимодействия указанные документы

предусматривают что:

- Региональные Центры по делам гражданской обороны, ЧС и

ликвидации последствий стихийных бедствий организуют взаимо-

действие органов исполнительной власти региона с органами во-

енного управления соответствующих военных округов;

- организуют разработку и реализацию планов взаимодейс-

твия территориальных и ведомственных органов управления в ре-

гионе по предупреждению и ликвидации ЧС;

- им предоставляется право принимать в пределах своей

компетенции решения, необходимые для организации и координации

.

- 38 -

работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории региона,

обязательные для исполнения органами исполнительной власти,

организациями и предприятиями, независимо от форм собственнос-

ти, а также должностными лицами и гражданами.

Территориальные Комиссии по ЧС координируют деятельность

Комиссий по ЧС на подведомственной территории по предупрежде-

нию и ликвидации ЧС, а также организуют взаимодействие с Ко-

миссиями по ЧС соседних территорий, военным командованием,об-

щественными организациями по вопросам сбора и обмена информа-

цией, а в случае необходимости - направления сил и средств для

ликвидации ЧС.

В ходе ликвидации ЧС взаимодействие уточняется и поддер-

живается оперативными группами Комиссий по ЧС. На них возлага-

ется координация действий сил различной подчиненности и назна-

чения по оказанию пострадавшим необходимой помощи и выполнению

других неотложных мер по ликвидации ЧС.

Им предоставляется право:

- привлекать для решения задач по ликвидации ЧС все силы

и средства, находящиеся в зоне бедствия, не зависимо от их ве-

домственной принадлежности;

- задействовать для обеспечения аварийно-спасательных и

аварийно-восстановительных работ выделенный в установленном

порядке транспорт и другие материально-технические средства;

- в случае необходимости отдавать распоряжения на эвакуа-

цию людей и материальных ценностей из опасной зоны, приоста-

навливать работу цехов и объектов.

Командиры и штабы воинских частей и подразделений ГО, а

также командиры формирований организуют взаимодействие между

подразделениями части (формирования), а при совместном выпол-

нении задач с формированиями других Министерств и ведомств -

также с ними.

Основой для организации взаимодействия являются решения

начальников региональных центров, Председателей Комиссий по ЧС

на проведение первоочередных экстренных мер и ликвидацию ЧС, а

также их указания по организации взаимодействия.

Взаимодействие с формированиями и службами Министерств и

ведомств Российской Федерации организуется через представите-

лей указанных Министерств и ведомств.

.

- 39 -

Содержание взаимодействия определяется характером пожаров

и задачами, решаемыми силами РСЧС при их ликвидации, а также

предназначением и возможностями формирования (службы) с кото-

рой организуется взаимодействие.

Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные форми-

рования постоянной готовности, созданные на базе военизирован-

ных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и

пожарных подразделений, медицинских формирований, строительных

и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных

служб различных Министерств и ведомств, по согласованию с ни-

ми, привлекаются для выполнения задач РСЧС Комиссиями по ЧС на

контрактной основе с возмещением произведенных затрат.

Воинские части и подразделения гражданской обороны в шта-

тах мирного времени привлекаются к решению задач по тушению

пожаров в границах региона решением Начальников соответствую-

щих Региональных Центров ГОЧС по согласованию с МЧС.

На период тушения пожара, исходя из сложившейся обстанов-

ки и поставленной задачи, воинские части и подразделения ГО

передаются в оперативное подчинение определенной Комиссии по

ЧС и действуют в составе территориальной группировки сил во

взаимодействии с другими, входящими в ее состав формирования-

ми.

Взаимодействие с воинскими частями ГО организует Комиссия

по ЧС, которой части приданы в оперативное подчинение.

Подразделения постоянной готовности, созданные на базе

соединений и частей войск РХБ защиты и инженерных войск Минис-

терства обороны РФ, привлекаются к проведению мероприятий по

тушению пожаров в интересах территории по решению Командующего

войсками соответствующего военного округа и решают задачи в

соответствии с планами взаимодействия Регионального Центра

ГОЧС и военного округа.

В зависимости от характера и масштабов пожара взаимодейс-

твие организуется по этапам его ликвидации и задачам.

.

- 40 -

Между подразделениями, формированиями, группами спасате-

лей, при их совместных действиях взаимодействие организуют их

командиры в интересах формирования (подразделения), выполняю-

щего главную задачу. При этом действия согласовываются по за-

дачам, способам и технологии их решения, согласно роли каждого

подразделения (формирования) в их выполнении, с учетом профиля

их специализации.

Поддержание взаимодействия в ходе тушения пожара достига-

ется:

- твердым знанием всеми участниками поставленных задач и

способов их выполнения;

- своевременным и точным выполнением поставленных задач;

- своевременным уточнением задач с учетом складывающейся

обстановки;

- наличием надежной связи, устойчивой достоверной взаим-

ной информации.

.

- 41 -

27. СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

2СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

27.1. Условия прекращения горения

Задача подразделений пожарной охраны заключается в том,

чтобы конкретными действиями добиться такого понижения темпе-

ратуры в зоне пожара , при которой горение прекратится. Абсо-

лютный предел такой температуры называется температурой поту-

хания. В процессе тушения пожара условия потухания создаются:

охлаждением зоны горения или горящего вещества; изоляцией ре-

агирующих веществ от зоны горения; разбавлением реагирующих

веществ; химическим торможением реакции горения.

В практике тушения пожаров чаще всего используют сочета-

ние приведенных принципов, среди которых один является в лик-

видации доминирующим, а остальные способствующими.

Вид и характер выполнения боевых действий в определенной

последовательности, направленных на создание условий прекраще-

ния горения, называют способом тушения пожара. Способы туше-

ния пожаров по принципу, на котором основано условие прекра-

щения горения, подразделяются на четыре группы:

1) способы, основанные на принципе охлаждения зоны горе-

ния или горящего вещества;

2) способы, основанные на принципе изоляции реагирующих

веществ от зоны горения;

3) способы, основанные на принципе разбавления реагирую-

щих веществ;

4) способы, основанные на принципе химического торможения

реакции горения.

27.2. Огнетушащие средства

Огнетушащие средства по доминирующему принципу прекраще-

ния горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего,

изолирующего, разбавляющего и ингибирующего действия.

Наиболее распространенные огнетушащие средства, относящи-

еся к конкретным принципам прекращения горения, приведены в

табл. 7.1. /14/

.

- 42 -

Таблица 7.1.

Огнетушащие средства, применяемые для тушения пожаров

Л+

─────────────────────────┬──────────────────────────────────

Огнетушащие средства ох- │Вода, раствор воды со смачивателем,

лаждения │твердый диоксид углерода (углекис-

│лота в снегообразном виде), водные

│растворы солей

Огнетушащие средства изо-│Огнетушащие пены: химическая, воз-

ляции │душно-механическая; огнетушащие по-

│рошковые составы (ОПС); ПС, ПСБ-3,

│СИ-2, П-1А; негорючие сыпучие ве-

│щества: песок, земля, шлаки, флюсы,

│графит; листовые материалы: покры-

│вала, щиты.

Огнетушащие средства раз-│Инертные газы: диоксид углерода,

бавления │азот, аргон; дымовые газы, водяной

│пар, тонкораспыленная вода, газово-

│дяные смеси, продукты взрыва ВВ,

│летучие ингибиторы, образующиеся

│при разложении галоидоуглеродов

Огнетушащие средства хи- │Галоидоуглеводороды: бромистый

мического торможения ре- │этил, хладоны;114В2 (тетрафтордиб-

акции горения │ромэтан) и 13В1 (трифторбромметан);

│составы на основе галоидоуглеводо-

│родов: 3,5, 4НД, 7, БМ, БФ-1, БФ-2;

│водобромэтиловые растворы (эмуль-

│сии), огнетушащие порошковые соста-

│вы.

─────────────────────────┴───────────────────────────────────

Добавка смачивателей позволяет значительно снизить по-

верхностное натяжение воды. В таком вид она обладает хорошей

проникающей способностью, за счет чего достигается наибольший

эффект в тушении пожаров и особенно при горении волокнистых

материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволя-

.

- 43 -

ют уменьшить расход воды на 30...50%, а также продолжитель-

ность тушения пожара. Виды смачивателей и их оптимальная кон-

центрация приведены в табл.7.2.

Таблица 7.2. /13/

Оптимальные концентрации смачивателей в воде

Л+

──────────────────────────┬───────────────────────────────────

Смачиватель │ Оптимальная концентрация

│───────────┬───────────────────────

│ % к воде │по массовому содержанию

──────────────────────────┼───────────┼───────────────────────

Смачиватель ДБ │0,2...0,25 │ 0,002...0,0025

Сульфанол: │ │

НП-1 │0,3...0,5 │ 0,003...0,005

НП-5 │0,3...0,5 │ 0,003...0,005

Б │1,5...1,8 │ 0,015...0,018

Некаль НБ │0,7...0,8 │ 0,007...0,008

Вспомогательное вещество: │ │

ОП-7 │1,5...2,0 │ 0,015...0,02

ОП-8 │1,5...2,0 │ 0,015...0,02

Эмульгатор ОП-4 │1,95...2,1 │0,0195...0,021

Пенообразователь: │ │

ПО-1 │3,5...4,0 │ 0,035...0,04

ПО-1Д │6,0...6,5 │ 0,06 ...0,065

──────────────────────────┴───────────┴──────────────────────

Вещества и материалы, при тушении которых опасно приме-

нять воду и другие огнетушащие средства на ее основе, приведе-

ны в табл.7.3. /13/

Таблица 7.3.

Л+

────────────────────────┬────────────────────────────────────

Вещество, материал │ Степень опасности

────────────────────────┼────────────────────────────────────

1 │ 2

────────────────────────┼────────────────────────────────────

Азид свинца │Взрывается при увеличении влажности

│до 30%

.

- 44 -

Продолжение табл. 7.3.

────────────────────────┬────────────────────────────────────

1 │ 2

────────────────────────┼────────────────────────────────────

Алюминий, магний, цинк, │При горении разлагают воду на кисло-

цинковая пыль │род и водород

Битум │Подача компактных струй воды вдет к

│выбросу и усилению горения

Гидриды щелочных и щело-│Реагируют с водой с выделением водо-

чно-земельных металлов │рода, возможен взрыв

Гидросульфит натрия │Самовозгорается и взрывается от дей-

│ствия воды

Гремучая ртуть │Взрывается от удара водяной струи

Железо кремнистое (фер- │Выделяется фосфористый водород, само-

росилиций) │воспламеняющийся на воздухе

Калий, кальций, натрий, │Реагируют с водой с выделением водо-

рубидий, цезий металли- │рода, возможен взрыв

ческие │

Кальций и натрий (фосфо-│Реагируют с водой с выделением фосфо-

ристые) │ристого водорода,самовоспламеняющего-

│ся на воздухе

Калий и натрий (переки-│При попадании воды, возможен взрывооб-

си) │разный выброс с усилением горения

Карбиды алюминия, бария │Разлагаются с выделением горючих га-

и кальция │зов,возможен взрыв

Карбиды щелочных метал- │При контакте с водой взрываются

лов │

Магний и его сплавы │При горении разлагают воду на водород

│и кислород

Натрий сернистый и гид- │Сильно разогревается (свыше 400 С),

росернокислый │может вызвать возгорание горючих ве-

│ществ, а также ожог при попадании на

│кожу, сопровождающийся труднозаживаю-

│щими ранами

.

- 45 -

Продолжение табл. 7.3.

────────────────────────┬─────────────────────────────────────

1 │ 2

────────────────────────┼─────────────────────────────────────

Негашенная известь │Реагирует с водой с выделением большо-

│го количества тепла

Нитроглицерин │Взрывается от удара струи воды

Селитра │Подача струи воды в расплав ведет к

│сильному взрывообразному выбросу и

│усилению горения

Серный ангидрид │При попадании воды возможен взрывооб-

│разный выброс

Сесквилхлорид │Взаимодействует с водой с образованием

│взрыва

Силаны │Реагируют с водой с выделением водоро-

│дистого кремния, самовоспламеняющегося

│на воздухе

Термит, титан и его спла│Реагируют с водой с выделением боль-

вы, титан четыреххлорис-│шого количества теплоты, разлагают

тый, электрон │воду на кислород и водород

Триэтилалюминий и хлор- │Реагируют с водой с образованием взры-

сульфоновая кислота │ва

────────────────────────┴─────────────────────────────────────

Воздушно-механическая пена (ВМП) получается смешением в

пенных стволах или генераторах водного раствора пенообразова-

теля с воздухом. Краткая характеристика пенообразователей при-

ведена в табл. 7.4./14/

Таблица 7.4.

Л+

─────────────┬───────────────────────────────────────────────

1 │ 2

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

ПО-1 │Водный раствор нейтрализованного керосинового

│контакта 84+3%, костный клей для стойкости пены

│5+1%, синтетический этиловый спирт или концент-

│рированный этиленгликоль 11+1%. Температура за-

.

- 46 -

Продолжение табл. 7.4.

─────────────┬───────────────────────────────────────────────

1 │ 2

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

│мерзания не превышает -8 С. Является основным

│пенообразующим средством для получения воздуш-

│но-механической пены любой кратности.

│При тушении нефтей и нефтепродуктов концентра-

│ция водного раствора ПО-1 принимается 6%. При

│тушении других веществ и материалов используют

│растворы с концентрацией 2...6%

─────────────┼──────────────────────────────────────────────

ПО-1Д │Представляет собой ПО-1 на основе детергента Д

│путем сульфирования сернистым газом фракции ке-

│росина с температурой кипения 150...300 С. По-

│лученные натриевые соли разбавляют водой до

│концентрации 26...29% активного вещества. Раст-

│вор активного вещества в дальнейшем используют

│в качестве пенообразователи с температурой за-

│мерзания не выше -3 С. Для получения пены при-

│меняют водный раствор ПО-1Д с концентрацией

│4...6%

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

ПО-1С │Паста из рафинированного алкиларилсульфоната

│(РАС) с добавлением концентрированного раствора

│альгината натрия (3,5%) и 1% высшего синтети-

│ческого жирного спирта фракции С ...С . Темпе-

│ратура замерзания -4 С. Применяют при тушении

│полярных жидкостей (спирта, эфира и др.). Рас-

│четную концентрацию водного раствора принимают

│не менее 10...12%

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

.

- 47 -

ш1.4

Продолжение табл. 7.4.

─────────────┬───────────────────────────────────────────────

1 │ 2

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

ПО-2А │Водный раствор вторичных алкилсульфатов натрия.

│Выпускается с содержанием активного вещества

│30+1%. Температура замерзания не выше -3 С. При

│применении разбавляют водой (1 ч. продукта на 2

│ч. воды) с использованием дозирующей аппарату-

│ры, рассчитанной на пенообразователь ПО-1. Для

│получения пены применяют водный раствор с кон-

│центрацией 6%

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

ПО-3А │Водный раствор смеси натриевых солей вторичных

│алкилсульфатов. Содержит 26+1% активного ве-

│щества. Температура замерзания не выше -3 С.

│При применении разбавляют водой в пропорции 1:1

│с использованием дозирующей аппаратуры, рассчи-

│танной на пенообразователь ПО-1. Для получения

│пены применяют водный раствор с концентрацией

│4...6%

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

ПО-6К │Изготовляют из кислого гудрона при сульфирова-

│нии гидроочищенного керосина. Содержит 32% ак-

│тивного вещества. Температура замерзания не вы-

│ше -3 С. Для получения пены при тушении нефтеп-

│родуктов используют водный раствор с концентра-

│цией 6%, в других случаях концентрация водного

│раствора может быть меньше

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

│Содержит 25% синтетического поверхностно-актив-

ПО-ЗАИ("Ива")│ного вещества и ингибитор коррозии. Температу-

│разамерзания -2 С. Обладает низкой коррозийной

│активностью по отношению к емкостям из малоуг-

│леродистой стали, сохраняет пенообразующие

│свойства при замерзании и оттаивании. Хранится

│в виде концентрата и рабочих растворов. Для по-

│лучения пены используют водный раствор с кон-

│центрацией от 3% и более

─────────────┼──────────────────────────────────────────────

.

- 48 -

Продолжение табл. 7.4.

ш1.5

─────────────┬───────────────────────────────────────────────

1 │ 2

─────────────┼───────────────────────────────────────────────

"Сампо" │Состоит из синтетического поверхностно-активно-

│го вещества (20%), стабилизатора (15%), анти-

│физной добавки (10%) и вещества, снижающего

│коррозионное действие состава (0,1%). Темпера-

│тура застывания -10 С. Для получения пены ис-

│пользуют водный раствор с концентрацией 6%.

│Применяют при тушении нефти, неполярных нефтеп-

│родуктов, резино-технических изделий, древеси-

│ны, волокнистых материалов, в стационарных сис-

│темах пожаротушения и для защиты технологичес-

│ких установок

─────────────┴───────────────────────────────────────────────

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсаль-

ными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнитель-

но незначительных удельных расходах. ОПС применяют для тушения

горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния,

электроустановок под напряжением, металлов, в том числе метал-

лоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся

тушению водой и пенами, а также пожаров при значительных ми-

нусовых температурах. Они способны оказывать эффективные

действия на подавление пламени комбинированно: охлаждением

(отнятием теплоты), изоляцией (за счет образования пленки при

плавлении), разбавлением газообразными продуктами разложения

порошка или порошковым облаком, химическим торможением реакции

горения.

Основным недостатком ОПС является склонность их к слежи-

ванию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют

значительное количество пыли, что обуславливает необходимость

работы в специальной одежде, а также с предохранительными для

органов дыхания и зрения средствами. Виды и краткая характе-

ристика наиболее распространенных отечественных порошков при-

ведены в табл.7.5. /22/

.

- 49 -

Таблица 7.5.

Характеристика огнетушащих порошковых составов

Л+

────────┬─────────────────────────────┬───────────────────────

Порошок │ Состав │ Область применения

────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────

1 │ 2 │ 3

────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────

ПСБ-3 │Механическая смесь бикарбона-│Для тушения ЛВЖ, ГЖ,

│та натрия с химически осаж- │растворителей сжиженных

│денным мелом (углекислым каль│газов, газовых фонта-

│цием), тальком и аэросилом │нов, электроустановок

│АМ-1-300 (кремнийорганическая│под напряжением до 1000

│добавка). Бывают трех марок -│В. Можно применять для

│А, Б, В: │пожаротушения в сочета-

│ Марка А: 97...98% бикарбо- │нии с огнетушащей пеной

│ ната натрия и 1,5...2,5% │

│ аэросила; │

│ Марка Б: 91...94% бикарбона│

│ та натрия, 4...6% углекисло│

│ го кальция и 1,5...2,5% │

│ аэросила; │

│ Марка В: 91...94% бикарбона│

│ та натрия, 1,5...2,5% аэро-│

│ сила и 4-6% талька │

П-1А │99% фосфорно-аммонийные соли │Для тушения твердых го-

│и 1% аэросила АМ-1-300 │рючих материалов (дре-

│ │весины, бумаги, пласт-

│ │масс, угля и др.), неф-

│ │тепродуктов, сжиженных

│ │газов, газовых фонтанов

│ │и электроустановок под

│ │напряжением до 1000 В

────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────

Наши рекомендации