Медицинская этика и деонтология
УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО
И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Методические рекомендации
По организации самостоятельной работы
Для специальности 060101 Лечебное дело
Нальчик
УДК 616-083 (075)
ББК 51.2 Я73
У89
Рецензент:
доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней
и сестринского дела ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
И.Н. Тотров
Составители: Эльгарова Л.В., Кардангушева А.М.,
Захохов Р.М., Уметов М.А.
У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические рекомендации по организации самостоятельной работы / Л. В. Эльгарова, А. М. Кардангушева, Р. М. Захохов, М. А. Уметов. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2013. – 107 с. – 100 экз.
В издании в краткой и доступной форме предложены алгоритмы освоения компетенций, предусмотренных ФГОС и рабочей программой по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для качественного решения профессиональных задач в соответствии с основными видами лечебно-профилактической деятельности.
Предназначено для студентов, обучающихся по программам ВПО медицинских специальностей.
Рекомендовано РИС университета
УДК 616-083 (075)
ББК 51.2 Я73
|
ã Кабардино-Балкарский
государственный университет, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Под уходом за больными в медицине понимается целая система мер, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений, проведение диагностических мероприятий, подготовку больного к лабораторно-инструментальным исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание первой доврачебной помощи, ведение необходимой медицинской документации.
Уход за больными является обязательной составной частью всего процесса лечения, в немалой степени влияющей на его эффективность. Если врач лечит, то медицинская сестра выхаживает. Четкое выполнение предписаний врача, строгое соблюдение диетического, питьевого и гигиенического режимов, создание благоприятных физических и психологических условий жизни способны восстановить здоровье, казалось бы, безнадежных больных. И наоборот – плохой уход, небрежное (непрофессиональное) отношение медицинской сестры к своим прямым обязанностям могут не только задержать выздоровление больного, но и усугубить его тяжелое состояние.
Основные задачиучебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» состоят в том, чтобы научить студентов способам выхаживания больных, отдельным методам обследования пациентов и наблюдения за ними, доврачебной помощи при неотложных состояниях, санитарно-просветительной работе и оформлению медицинской документации, а также реализации требований этики и деонтологии.
УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
Уход за больными состоит из общих и специальных мероприятий. К общим мероприятиям относятся различные действия, выполняемые независимо от характера болезни, а к специальным – действия, осуществляемые только при определенных болезнях и конкретных ситуациях (детские, нейрохирургические, урологические, гинекологические, кардиологические и другие).
Обязанности и задачи среднего медицинского персонала:
- ознакомление поступивших в стационар больных с правилами внутреннего распорядка и режимом работы отделения, осуществление контроля их соблюдения;
- проверка качества санитарной обработки больного, направление его в палату;
- организация и участие в перекладывании тяжелого больного с носилок на кровать (или сопровождение его в палату до постели);
- оценка санитарного состояния в палатах, регулярности их проветривания (утром, после тихого часа и вечером перед сном) и температуры в них;
- контроль выполнения больными правил личной гигиены и периодичности смены белья (постельного и нательного);
- при поступлении больного и в дальнейшем – измерение температуры тела, подсчет пульса и числа дыхательных движений (ЧДД), суточного количества мочи и мокроты, определение роста и веса (результаты записываются в температурный лист истории болезни);
- участие в обходе врача, заведующего отделением, доцента и заведующего кафедрой, мониторинг состояния больного, выполнения им рекомендаций (диетических, санитарно-гигиенических) и больничного режима;
- строгое выполнение врачебных назначений и регистрация информации об их выполнении в листах врачебных назначений (раздача лекарств, парентеральное введение лекарств, постановка клизм), забор биологического материала и отправка в лабораторию;
- подготовка больных к различным диагностическим исследованиям и сопровождение их в соответствующие подразделения;
- организация питания больных в отделении (выписывание, обеспечение доставки и раздачи пищи, контроль выполнения диетических рекомендаций больными (лечебное питание, осмотр продуктов)), кормление тяжелобольных;
- контроль сохранности медицинского оборудования и оснащения;
- регулярное оформление постовой медицинской документации, составление порционного требования, выборка врачебных назначений, оформление требования на лекарственные средства, составление сводки о состоянии больных, заполнение листка учета коечного фонда, журналов учета лекарственных препаратов списков А и Б, назначений и передачи дежурств, тяжелобольных и т.д.;
- в критических случаях – оказание доврачебной неотложной помощи;
- проведение санитарно-просветительной работы среди больных;
- содействие отказу от вредных привычек и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
В лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) страны принята двухступенчатая система медицинского обслуживания больных: врач и медсестра. Непосредственный уход за больным и выполнение врачебных назначений возлагаются на медсестру, которой обязан помогать младший медицинский персонал.
Обязанности младшей медицинской сестры (санитарки):
- обеспечение санитарного режима отделения (уборка помещений и поддержание в них чистоты);
- проведение санобработки больных при поступлении в стационар, их транспортировка или сопровождение;
- проведение гигиенической ванны;
- смена нательного и постельного белья;
- подача судна или подкладного круга тяжелобольным;
- обработка предметов ухода за больными после их использования;
- доставка исследуемого биологического материала в лабораторию;
- меры по уходу за кожей, волосами, ногтями тяжелобольных под наблюдением постовой медсестры.
Существуют следующие должности медсестёр. Главная медицинская сестра –специалист с высшим медицинским образованием, занимающаяся вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и контролем его работы. Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала. Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание. Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований. Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё. Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий. Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.
Функциональные обязанности медицинской сестры определены приказом № 249 от 19.08.1997 г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала». Приводим выдержку из этого документа.
Обязанности медсестры:
- рационально организовывать свой труд в отделении;
- обеспечивать инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, асептики, правильно хранить, обрабатывать, стерилизовать и использовать изделия медицинского назначения);
- осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование и осуществление ухода, оценку достигнутого);
- своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, ассистировать врачу при проведении лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;
- оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее ЛПУ;
- вводить лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии;
- сообщать врачу или заведующему, а в их отсутствие – дежурному врачу обо всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций, или о случаях нарушения внутреннего распорядка учреждения;
- обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами;
- взаимодействовать с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента;
- вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
- проводить санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде ЗОЖ.
При работе в больничных учреждениях медсестра обязана:
- осуществлять прием вновь поступивших пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка и назначенного режима в отделении и контролировать их выполнение;
- обеспечивать безопасную среду для пациента в стационаре;
- принимать непосредственное участие в обходе больных лечащим или дежурными врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья пациентов;
- проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к исследованиям, процедурам, операциям;
- владеть методиками простейших лабораторных исследований (анализ мочи на белок, сахар; определение гемоглобина и скорости оседания эритроцитов);
- контролировать работу младшей медсестры по уходу.
Настоящий документ регламентирует также права среднего медицинского персонала:
- получать информацию, необходимую для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей;
- вносить предложения по совершенствованию работы медсестры и организации сестринского дела в учреждении;
- требовать от старшей медсестры отделения обеспечения поста (рабочего места) оборудованием, оснащением, инструментарием, предметами ухода, необходимыми для качественного выполнения своих функциональных обязанностей;
- повышать свою квалификацию в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий; участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.
Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. В стандартах сестринского дела четко определены знания и умения (общие и специальные), обозначены сестринские манипуляции.
Общие знания медсестры: основы законодательства и права в здравоохранении и медицинского страхования; организация работы медицинских учреждений в новых экономических условиях; статистические показатели; теоретические основы сестринского дела; философия и этика сестринского дела; психология профессионального общения; основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний; основы геронтологии и гериатрии; организация сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; основы паллиативной сестринской помощи и танатологии; виды, формы и методы реабилитации, организация и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения, нормативные документы; основы валеологии, методы и средства санитарного просвещения; основы диетологии; система инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения; основы диспансеризации; учетно-отчетная деятельность; основные виды медицинской документации; охрана труда и техника безопасности в медицинских учреждениях; функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; основы медицины катастроф.
Специальные знания медсестры:система организации больничной помощи населению; нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности больничного учреждения; оснащение, организация, режим работы структурных подразделений больничного учреждения; организация сестринского дела; лечебно-охранительный режим; система больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности; охрана труда и техника безопасности; организация сестринского ухода; основные синдромы острых нарушений функций систем и органов; современные методы интенсивной терапии и реанимации; организация восстановительного лечения и реабилитации; основы рационального и сбалансированного питания; учетные формы медицинской документации.
Общие умения медсестры: анализировать ситуацию и принимать решения в пределах своей компетенции; владеть навыками общения; выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией; осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентом; при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных, оказывать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; оценивать действие лекарственных средств; готовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий; владеть методами и средствами санитарного просвещения, планировать и оценивать комплексные программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения, сохранение и укрепление здоровья; соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств, правила техники безопасности и охраны труда; вести медицинскую документацию; выполнять требования инфекционного контроля; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
Специальные умения медсестры: осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса; выполнять требования больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности; проводить профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом; готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций; владеть техникой подготовки больных к диагностическим исследованиям; проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и их родственников, обучение методам ухода и первой медицинской помощи, здоровому образу жизни.
Сестринскими манипуляциями являются: санитарная обработка больного, приготовление дезинфицирующих растворов, дезинфекция предметов ухода за больным, предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов, пользование стерильным биксом, обеззараживание рук, накрытие стерильного стола, транспортировка и перекладывание больного, пользование функциональной кроватью, приготовление постели, смена нательного и постельного белья, гигиенические мероприятия и кормление больного в постели, введение питательной смеси через зонд, профилактика пролежней, подмывание тяжелобольного, измерение температуры тела, пульса, артериального давления (АД), определение ЧДД, суточного диуреза, постановка банок, горчичников, согревающего компресса, грелки и пузыря со льдом, приготовление лечебной ванны, подача кислорода, судна и мочеприемника, постановка газоотводной трубки, всех видов клизм, катетеризация мочевого пузыря, ведение документации по учету лекарственных средств, применение мази, пластыря, присыпки, закапывание капель в нос, уши и глаза, закладывание мази за веко, пользование ингалятором, набор инсулина, все виды инъекций, сбор системы для капельного введения, венепункция, снятие электрокардиограммы (ЭКГ), взятие мазка из зева, сбор мокроты, мочи, кала, забор крови на исследование, зондирование желудка, двенадцатиперстной кишки, подготовка больного и участие в проведении эндоскопии, пункций, проведение искусственного дыхания, наложение всех видов повязок, определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость, остановка кровотечений из поверхностно расположенных сосудов.
Здравоохранение –совокупность государственных и общественных мер социально-экономического медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Меры по охране здоровья строятся на принципах профилактики, общедоступности медицинской помощи, обязательного медицинского страхования, неразрывной связи медицинской науки и практики здравоохранения, активного участия государства и общественности в деле здоровья населения. Выделяют три основных компонента здравоохранения: лечебно-профилактическая помощь, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, укрепление здоровья населения. В Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов; финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (Конституция Российской Федерации, ст. 41). Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны.
Все виды медицинской помощи в зависимости от места и условий, где эта помощь оказывается, от особенностей организации и квалификации специалиста подразделяются на следующие разновидности.
1. Первая медицинская помощь: самопомощь, взаимопомощь, помощь санинструктора, помощь специально обученных представителей ряда «социальных» профессий (так называемых парамедиков) – полицейского, пожарного, стюардессы.
2. Доврачебная (фельдшерская) помощь оказывается средним медицинским персоналом.
3. Первая врачебная помощь – простейшие врачебные лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия.
4. Квалифицированная медицинская помощь– сложные врачебные манипуляции терапевтического или хирургического профиля, осуществляемые врачом-специалистом: терапевтом, хирургом, педиатром.
5. Специализированная медицинская помощь – помощь «узких» специалистов в предназначенных для этих целей лечебных учреждениях.
Охрана здоровья и медицинская помощь населению осуществляются в ЛПУ амбулаторного и стационарного типов. Принцип работы амбулаторно-поликлинического звена – территориально-участковый. Задачами амбулаторно-поликлинического звена являются: оказание квалифицированной медицинской помощи в поликлинике и на дому; диспансеризация; профилактические мероприятия (снижение заболеваемости, инвалидности и смертности); экспертиза временной нетрудоспособности; санитарно-гигиеническое воспитание населения; пропаганда ЗОЖ. Выделяют несколько основных типов амбулаторно-поликлинических учреждений.
Амбулатория (лат. ambulatorius – подвижной) – медицинское учреждение с 3–5 врачами, в котором осуществляется минимальный объем лечебной помощи населению сельского участка, поселка городского типа, промышленного предприятия. В амбулатории работают врач, фельдшер, акушерка, медицинские сестры и санитарки. От поликлиники амбулатория отличается числом специалистов, объемом деятельности.
Поликлиника (police – город, klinike – врачевание, уход за лежачими больными) – специализированное ЛПУ, обеспечивающее квалифицированную медицинскую помощь по основным профилям (терапия, хирургия, гинекология, неврология, глазные болезни, эндокринология, урология, кардиология, аллергология). В поликлинике оказывают медицинскую помощь приходящим больным, а также больным на дому, выполняют комплекс мероприятий по выявлению, лечению и учету больных, проведению профилактических осмотров, изучению заболеваемости. Амбулаторно-поликлинические учреждения также осуществляют диспансеризацию – активное наблюдение за здоровьем определенного контингента больных.
Здравпункт (врачебный или фельдшерский) – ЛПУ на промышленных, автотранспортных и других предприятиях, учреждениях. В здравпункте оказывают первую квалифицированную медицинскую помощь при травмах, острых и внезапных болезнях, отравлениях. Кроме того, осуществляются санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Медико-санитарная часть – лечебное учреждение при промышленных предприятиях для медицинского обслуживания рабочих. В состав медико-санитарной части входят поликлиника, стационар, здравпункт и профилакторий. В настоящее время созданы специализированные консультативно-диагностические и лечебно-диагностические центры на базе крупных многопрофильных больниц, клиник, медицинских университетов, научно-исследовательских институтов, в которых проводят высококвалифицированное амбулаторное обследование и стационарное лечение больных.
Станции скорой помощи обеспечивают население медицинской помощью в случаях острой необходимости. Специализированную медицинскую помощь оказывает бригада, которую возглавляет врач, а фельдшер помогает ему в оказании медицинской помощи и транспортировке больных.
Женская консультация – медицинское учреждение, в котором осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными.
Современное отечественное здравоохранение уделяет большое внимание службе семейного врача (врача общей практики) как перспективному звену в оказании первичной медико-санитарной помощи. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 237 (от 26 августа 1992 г.) предусмотрено создание специальных врачебных офисов (помещений) семейной медицины, оборудованных современной диагностической аппаратурой, и регламентирован штат сотрудников такого офиса семейной медицины (семейный врач и три средних медицинских работника, в том числе лаборант и фельдшер). Фактически врач общей практики выступает правопреемником участкового терапевта.
Если состояние пациента требует систематического наблюдения, применения сложных диагностических и лечебных процедур, специализированной медицинской помощи, его направляют в лечебное учреждение стационарного типа.
Стационар (лат. stationarius– стоящий, неподвижный) – структурное подразделение ЛПУ (больницы, медсанчасти, диспансера), предназначенное для обследования и лечения больных в условиях круглосуточного (за исключением дневного стационара) их пребывания в данном учреждении под наблюдением медицинского персонала. Задачами стационарного звена выступают: диагностика и лечение заболеваний; оказание неотложной помощи; реабилитация больных; профилактика заболеваний; научно-исследовательская деятельность; учебная деятельность (подготовка медицинского персонала). Существует несколько видов стационарных учреждений.
Дневной стационар– промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. Это форма организации медицинской помощи населению, структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения, предназначенное для проведения пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, лечебных, реабилитационных, диагностических и профилактических мероприятий в дневное время.
Диспансер(лат. dispense – распределять) – специализированное ЛПУ, работающее по диспансерному методу. Диспансер предназначен для активного раннего выявления и учёта больных с определёнными группами болезней, систематического динамического наблюдения за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и её причин, разработки и осуществления мероприятий по предупреждению болезней, проведения санитарно-просветительной работы. Таким образом, диспансер – самостоятельное специализированное ЛПУ, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определённому контингенту больных. В настоящее время в системе отечественного здравоохранения предусмотрены следующие виды диспансеров: кардиологический, противотуберкулёзный, онкологический, кожно-венерологический, психоневрологический, наркологический, эндокринологический, врачебно-физкультурный. Задачами диспансера являются: активное раннее выявление больных соответствующего профиля; наблюдение за выявленными больными (патронаж); оказание специализированной врачебной помощи; реабилитация больных; профилактика заболеваний; изучение заболеваемости и условий развития и распространения заболевания; санитарно-просветительная работа.
Больница– ЛПУ, обеспечивающее высококвалифицированное обслуживание населения в стационарных условиях. Больницы подразделяются по профилю на однопрофильные (психиатрические, инфекционные и другие) и многопрофильные (в составе больницы имеются терапевтическое, хирургическое, гинекологическое и другие отделения); по задачам – на районные, городские, краевые, областные, республиканские. В зависимости от числа коек больницы разделяются на категории. Основными структурными единицами больницы являются: приемное отделение, стационар со специализированными отделениями или палатами, вспомогательные отделения (рентгеновское, патологоанатомическое, лаборатории и другие), аптека, кухня, административные и другие помещения.
Госпиталь представляет собой больницу для лечения военнослужащих или инвалидов войны.
Клиника – ЛПУ, в котором проводится лечебная, преподавательская и научно-исследовательская работа.
Санаторий (лат. sanatum – лечить) – стационарное учреждение, в котором проводят долечивание больных.
Этика и деонтология. Термин «этика» впервые был предложен Аристотелем как наука о человеческой морали и нравственности. В XVIII веке английский философ Бентам ввел понятие деонтологии – учения о должном в поведении, поступках, образе действия. Деонтология – наука, определяющая принципы поведения и взаимоотношения медицинского персонала, соблюдение которых обеспечивает благоприятные условия для лечения больных. По мнению пациентов, профессиональное мастерство медицинских работников в сочетании с чуткостью, внимательностью и сердечной добротой ускоряет выздоровление, делает боль менее ощутимой. Доброта побеждает болезнь!
Остановимся на деонтологических принципах работы медсестры терапевтического отделения. Главная роль в процессе лечения принадлежит медсестре, которая сочетает в себе не только аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, но и образование, интеллект, организаторские способности, порядочность, творческое мышление, профессиональную компетентность.
Внешний вид медсестры:
- строгое соблюдение личной гигиены (ногти стричь коротко, применять косметику умеренно, исключить резкие запахи духов, табака);
- халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды;
- под халат необходимо надевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей;
- волосы должны быть убраны под шапочку;
- обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться.
Взаимоотношения медсестры и врача:
- недопустимы грубость и неуважительное отношение в общении;
- необходимо исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;
- срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;
- при возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствие больного.
Взаимоотношения медсестер между собой:
- недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;
- замечания должны делаться тактично в отсутствие больного;
- опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;
- в сложных ситуациях должны помогать друг другу.
Взаимоотношения медсестер и младшего медперсонала:
- соблюдать взаимоуважение;
- тактично контролировать деятельность младшего медперсонала;
- недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;
- недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.
Отношение медсестры к больным:
- всегда должно быть доброжелательным;
- недопустимы грубые замечания;
- необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности;
- уметь выслушать, понять переживания пациента;
- перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна в доступной форме разъяснить значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.
Отношение медсестры к родственникам и близким больного:
- необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;
- лицам, ухаживающим за тяжелобольными, разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;
- беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет права рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);
- отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.
Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий – профессии медицинской сестры, учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении, руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциация медицинских сестер России принялаЭтический кодекс.Он состоит из следующих основных частей: общие положения, медицинская сестра и пациент, медицинская сестра и ее профессия, медицинская сестра и общество, действие Этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра. Также принят устав медсестры.