Общие цели прохождения производственной практики

Клинические навыки (студент должен уметь):

— при написании истории болезни и проведении объективного обследования сосредоточить внимание на основных клинических симптомах заболевания;

— выделить основной синдром для проведения дифференциального поиска;

— написать план обследования пациента, оформить индивидуальный лист врачебных назначений при заболеваниях терапевтического профиля;

— диагностировать осложнения заболеваний, сопровождающихся временной и стойкой потерей трудоспособности и обсуждать эти проблемы с позиций пациента, семьи, общества;

— владеть практическими навыками, предусмотренными программой обучения;

— уверенно разговаривать с пациентами и их родственниками.

Административные навыки:

— разборчивое и аккуратное ведение истории болезни стационарного больного;

— оформление направления к специалисту;

— заполнение листа назначений;

— оформление больничного листа;

— заполнение истории болезни вновь поступившего больного;

— оформление эпикриза и выписных листов;

— заполнение свидетельства о смерти;

— планирование госпитализации и выписки пациентов.

Информационные навыки (на основе принципов доказательной медицины):

— уметь работать с источниками медицинской информации (библиотека, электронная библиотека, электронные базы данных, Медлайн, Интернет);

— уметь найти и клинически оценить медицинскую информацию, помогающую в выборе клинических решений;

— знать основы доказательной медицины.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПИИ

Производственная практика по терапии включает три блока общей продолжительностью 18 дней.

Блок I. Стационар (терапевтическое отделение). Длительность практики 14 дней в режиме 6-ти дневной рабочей недели (с 8.00 до 14.00 без перерыва на обед).

Работа основывается на теоретических знаниях и практических навыках, приобретенных студентами за предыдущее время обучения в университете, но с большей ответственностью за результаты самостоятельной работы, с использованием дневника производственной практики для контроля за обучением. Студенты в стационаре распределяются по палатам для работы под руководством врачей-ординаторов и должны не только наблюдать за течением болезни, но и помогать врачу-ординатору в исполнении таких обязанностей как организация исследований и направление к врачу-специалисту. Они также курируют пациентов (под наблюдением), оформляют истории болезни при поступлении и выписке из стационара, обсуждают и заполняют план обследования пациента и лист назначений. Студенты имеют возможность присутствовать на всех экстренных и плановых лечебных процедурах стационара и посещают утренние и паталого-анатомические конференции, присутствуют при проведении секционных исследований.

Дневник ежедневно подписывается заведующим отделением и врачом-ординатором.

В стационаре также выполняются два ночных дежурства, которые фиксируются в дневнике с указанием аналогичных данных (см. «Станция скорой медицинской помощи»).

Студент должен знать (основные цели обучения):

— идентификацию жалоб пациента и выделение основного клинического синдрома;

— формулировку предварительных диагнозов заболевания;

— правильное оформление окончательного диагноза заболевания;

— организацию необходимого лабораторного и инструментального дообследования пациента;

— интерпретацию полученных при обследовании результатов;

— ориентировочный алгоритм посиндромной диагностики;

— показания и противопоказания для проведения специальных методов диагностики (велоэргометрия, фармакологические пробы для верификации ИБС и др.);

— правильное прописывание лекарственных средств, предусмотренных программой обучения, побочные реакции;

— показания и противопоказания для проведения трансфузий плазмы и препаратов крови;

— основные практические навыки, указанные в программе обучения IV курса;

— показания к госпитализации в стационар при основных терапевтических заболеваниях.

Студент должен уметь (существенные цели обучения):

— распознать тяжелобольного пациента и направить его к соответствующему специалисту;

— выполнять некоторые административные задачи (под руководством, см. перечень, приведенный выше);

— объяснить организацию медицинской помощи в стационаре;

— прокомментировать этические аспекты оказания медицинской помощи;

— проявить знание принципов здорового образа жизни и профилактических мероприятий;

— реализовать теоретические знания на практике;

— чутко общаться с пациентами и их родственниками, умело выслушивать их;

— объяснить манипуляции пациентам и/или их родственникам, убедиться в их понимании;

— преодолевать трудные ситуации, включая жалобы, сообщение плохих известий, общение с напористыми и раздраженными пациентами.

Студент должен иметь практический навык:

— оценки и описания состояния закрепленных за ними больных в палатах;

— участия в оказании неотложной помощи, включая реанимацию;

— интерпретации результатов исследований и назначения соответствующего плана лечения пациента;

— овладения основными практическими навыками, предусмотренными программой обучения;

— посещения утренних ежедневных врачебных конференций и обходов сотрудников кафедры;

— ведения больных в палатах (под наблюдением);

— выполнения административных функций (под наблюдением).

Манипуляции, выполняемые студентом:

— снятие ЭКГ;

— измерение артериального давления;

— контроль и обеспечение трансфузий плазмы и препаратов крови.

Процедуры для наблюдения:

— ЭКГ при нагрузке;

— эхокардиография с допплером;

— введение дренажа в грудную полость;

— катетеризация мочевого пузыря;

— дуплексное сканирование сонной артерии;

— бронхоскопия;

— аспирация жидкости из плевральной или брюшной полости;

— эзофагогастродуоденоскопия;

— компьютерная томография;

— вскрытие трупа.

Блок II. Поликлиника (терапевтическое отделение). Длительность практики 3 дня. Включает работу с участковым терапевтом на приеме и на участке (посещение больных на дому). Выполненная работа заносится в дневник производственной практики, который подписывается участковым терапевтом.

Студент должен знать:

— критерии стойкой и временной нетрудоспособности;

— показания для направления пациентов на МРЭК, ВКК;

— правила выдачи и оформления больничного листа;

— принципы фармакотерапии терапевтических заболеваний, предусмотренных программой;

— безопасное и рациональное назначение следующих групп лекарственных средств: антигипертензивные (β-адреноблокаторы, симпатолитики, ингибиторы АПФ, антагонисты рецепторов ангиотензина II, блокаторы кальциевых каналов); средства, применяемые при нарушениях ритма и проводимости; антиангинальные препараты (периферические вазодилататоры; препараты, увеличивающие продолжительность потенциала действия; антиагреганты, антикоагулянты); средства, применяемые при хронической сердечной недостаточности (диуретики, сердечные гликозиды); антибиотики; стероидные и нестероидные противовоспалительные препараты; противоязвенные и противодиарейные лекарства; препараты, нормализующие микрофлору кишечника.

Студент должен уметь:

— проводить клиническое обследование, направленное на выявление физических нарушений, способствующих потере трудоспособности;

— проводить оценку, лечение и организацию ухода на дому при хронических заболеваниях (ИБС, бронхиальная астма и др.);

— объяснить организацию медицинской помощи в поликлинике;

— верифицировать критерии временной и стойкой потери трудоспособности;

— оформить больничный лист.

Студент должен иметь практический навык:

— каких пациентов следует лечить и когда начинать амбулаторное лечение;

— какие лекарства применять в первую очередь и как они прописываются;

— как следует контролировать эффективность и токсичность лекарственных средств;

— когда следует прекратить или изменить лечение, или прибегнуть к дополнительным лекарственным средствам.

Блок III. Станция скорой медицинской помощи.Одно дежурство с бригадой (линейной или специализированной, например, кардиологической) в качестве третьего члена команды длительностью 12 часов (с 8.00 до 20.00).

В дневнике отмечается: Ф.И.О. пациента; возраст; адрес; причина вызова; время, затраченное на обслуживание пациента; диагноз заболевания; оказанная неотложная помощь; тактика врача (госпитализация в стационар; амбулаторное лечение).

Оформленный дневник подписывается врачом скорой помощи.

Студент должен знать экстренную медицинскую помощь при нижеперечисленных состояниях и заболеваниях.

Состояния:

— острая боль в груди (оценка и контроль);

— приступ бронхиальной астмы;

— острое желудочно-кишечное кровотечение;

— острый коронарный синдром;

— острый инфаркт миокарда;

— диабетические комы;

— интоксикационный синдром;

— острый живот;

— сосудистая недостаточность/шок;

— анафилактический шок;

— острое отравление;

— боль в груди;

— одышка;

— стридор;

— спутанность и потеря сознания;

— сильная головная боль;

— анурия;

— болезненная и(или) отечная нижняя конечность.

Общие проявления заболевания:

— утомление и недомогание;

— потеря и(или) увеличение веса;

— потеря аппетита;

— жажда, полиурия;

— лихорадка;

— лимфоаденопатия;

— зуд.

Желудочно-кишечная система:

— дисфагия;

— диспепсия;

— тошнота и рвота;

— гематомезис и мелена.

Боль в животе:

— желтуха;

— опухолевидное образование;

— изменения в кишечных оправлениях;

— запор/диарея;

— ректальное кровотечение.

Респираторная система:

— дисфония и изменение голоса;

— острая и хроническая одышка;

— свистящее дыхание, хронический кашель;

— кровохарканье.

Сердечно-сосудистая система:

— гипертензия;

— боль в груди, учащенное сердцебиение;

— отек суставов;

— динамическое нарушение кровообращения в конечности и боль, возникающая в покое.

Мочевыделительная система:

— дизурия, полиурия;

— учащенное мочеиспускание;

— недержание мочи;

— острая задержка мочи;

— протеинурия;

— гематурия;

— отек мошонки.

Умирающий пациент:

— сообщение плохих новостей;

— паллиативное лечение, включая снятие болевого синдрома.

Студент должен уметь:

— выделить основной клинический синдром при обследовании пациента, предполагающий неотложную помощь;

— выполнить сбор анамнеза, используя все доступные источники информации;

— обсудить диагноз ургентного заболевания с врачом скорой и неотложной медицинской помощи;

— оказать неотложную помощь в экстренных ситуациях;

— обсуждать диагноз и лечение острых и хронических заболеваний внутренних органов;

— давать советы по профилактике заболеваний;

— объяснить организацию работы станции скорой медицинской помощи.

Студент должен иметь практический навык:

— оценки состояния пациента и распознавания основного клинического симптомокомплекса;

— идентификации жалоб больного, позволяющих поставить диагноз неотложного состояния;

— проведения объективного обследования;

— оказания ургентной помощи при заболеваниях терапевтического профиля;

— обсуждения диагностического поиска и плана дальнейшей медикаментозной коррекции.

Кроме того, производственная практика предполагает приобретение коммуникативных навыков, использование на практике медицинской этики, основ доказательной медицины, знание организации здравоохранения, стандартов лабораторной и инструментальной диагностики (интерпретация общего анализа мочи, крови, биохимических анализов, рентгенограмм и пр.).

Наши рекомендации