Клятва врача Республики Беларусь
26 апреля 1994 г. постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь.
Получая с глубокой признательностью дарованное мне медицинской наукой и практикой звание врача, перед моими учителями и коллегами КЛЯНУСЬ:
― в любое время помогать каждому больному, независимо от его социального происхождения, вероисповедания и национальности;
― всегда хранить профессиональную тайну;
― постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное искусство, содействовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
— обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к своим коллегам и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
― беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины;
― всегда помнить о высоком признании врача, об ответственности перед белорусским народом и государством.
Верность этой клятве обещаю пронести через свою жизнь.
Огромное влияние на развитие этики оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) – создатель «Канона врачебной науки» рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медицинской помощью: «…Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудрости змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового.
Примечательно, что издавно проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу – аль Фарадж, живший в 13 веке, сформулировал следующее обращение к заболевшему «Нас трое - ты, болезнь и я; Если ты будешь с болезнью вас будет двое, я останусь один - вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна-мы ее одолеем».
В России вопросы этики получили правовое отражение в ряде документов Древней Руси. Так, в «Изборнике Светослава»(11 век) имеется указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11-12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В Морском уставе Петра 1 сформулированы требования врачу, однако его обязанности рассматривались в отрыве от врачебных прав.
Многое для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые медики. С.Г. Зыбелин, Д.С.Самойлович, И.Е.Дядьковский, С.П.Боткин.
Характерной особенностью развития медицинской этики является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX века, предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В 1803 году английский врач Т. Персиваль издал книгу «Медицинская этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов» (хирурги в те времена к врачам не относились). Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне можно использовать для служебных инструкций врачам XX века. «Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось впечатление важности их службы, что покой, здоровье и жизнь тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности. Они должны усвоить также, что в их манере держаться следует соединить нежность с твердостью, снисходительность с авторитетом, чтобы пробудить в умах своих пациентов чувства благодарности, уважения и доверия... Чувства и эмоции больных в критических обстоятельствах следует знать и принимать во внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни... Поскольку неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, приглашенным в больницу... В больших палатах больницы с пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса, чтобы не было слышно окружающим. Тайна, когда того требуют особые обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к женщинам следует относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами жестоко... Никакие предосторожности при приеме больных, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей природе, или имеющих тенденцию усугубляться в нечистой атмосфере не могут устранить то зло, которое приносят тесные палаты и ложная экономия... Разграничение болезней, с которыми принимают в больницу, состояние воздуха, питание, чистота, лекарства — все это следует подвергать внимательной проверке в определенные периоды времени...».
Своеобразным «механизмом» контроля соблюдения этических норм в большинстве стран мира стали сегодня этические комитеты, создаваемые в научно-исследовательских учреждениях, которые проводят эксперименты на человеке и на животных. На сегодняшний день существует достаточно большое количество нормативных документов, разработанных и принятых различными международными организациями, которые, собственно говоря, и являются руководством, на которые должны опираться в своей деятельности члены этических комитетов.