Порядок обеспечения формирований и учреждений мсго медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
«Утверждаю» Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф __________Н.Н. Апечкин «__»_____________2009 г. . |
Тема № 10. «Организация медицинского снабжения формирований и учреждений МСГО»
Методическая разработка для проведения занятий
со студентами фармацевтического факультета)
Обсуждена на заседании кафедры «____» ___________ 2009 г. Протокол № _____ |
Казань- 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение | |
1.Порядок обеспечения формирований и учреждений МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. | |
2. Организация обеспечения медицинским имуществом формирований и учреждений медицинской службы гражданской обороны в военное время. | |
3.Базы снабжения медицинским имуществом. | |
4. Использование имущества центральных и местных аптек, складов и материальных ресурсов других ведомств. 5.Организация защиты медицинского имущества. | |
Заключение |
ЛИТЕРАТУРА
а) Использованная автором при подготовке текста лекции:
1. Гражданская оборона. Учебное пособие. Под ред. Завьялова В.Н. / М.: Медицина, 1989. – 271 с.
2. Лобанов А.И., Аветисов П.В. Система медицинского обеспечения населения в современной войне: проблемы, пути совершенствования. // Гражданская защита, 2002, № 5. – С. 31-33.
3. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы) / М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 560 с.
4. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Учебник. Под ред. Погодина Ю.И. и Трифонова С.В. / М.: 2005. – 211 с.
5. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф: Пособие для провизоров и врачей. – М., ВЦМК «Защита», 2003. – 112 с.
6. Организация медицинского обеспечения населения в условиях вооруженных конфликтов. – М., ВЦМК «Защита», 2003. – 77 с.
б) Рекомендуемая студентам для самостоятельной работы по теме лекции (Слайд 2):
1. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы) / М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 560 с.
2. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Учебник. Под ред. Погодина Ю.И. и Трифонова С.В. / М.: 2005. – 211 с.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Слайд 1. Тема лекции и учебные вопросы.
Слайд 2. Литература, рекомендуемая студентам.
Слайд 3. Медицинское снабжение.
Слайд 4. Задачи медицинского снабжения.
Слайд 5. Источники снабжения медицинских формирований и учреждений МСГО.
Слайд 6. Структура плана медицинского снабжения.
Слайд 7. Задачи ЦГА и ЦРА.
Слайд 8. Состав штаба по делам ГО и ЧС на аптечных складах и аптеках.
Слайд 9. Обязанности заведующего аптекой.
Слайд 10. Организация обеспечения медицинским имуществом формирований и учреждений МСГО в военное время.
Слайд 11. Оснащение санитарной дружины медицинским имуществом.
Слайд 12. Опись сумки санитарной дружинницы.
Слайд 13. Мероприятия по защите медицинского имущества.
ВЕДЕНИЕ
Анализ опыта медицинского обеспечения населения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и военных действий за последние 20 лет свидетельствует о том, что их эффективность невозможна без правильной и четкой организации обеспечения медицинским имуществом и техникой формирований и учреждений, участвующих в этих работах. Оказание медицинской помощи и лечение пострадавших сопровождаются постоянным потреблением и использованием различного медицинского имущества, причем определенному виду и объему медицинской помощи всегда должны соответствовать его конкретные номенклатура и количество.
Поэтому накопление и содержание в готовности к использованию запасов медицинского имущества является важным мероприятием по обеспечению готовности МСГО к выполнению задач в военное время.
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ МСГО МЕДИЦИНСКИМ, САНИТАРНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Медицинское снабжение(Слайд 3) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение потребности формирований и учреждений МСГО различными видами имущества и создание условий для устойчивого функционирования службы в условиях военного времени.
В военное время применение противником современных средств поражения может вызвать не только разрушение инфраструктуры городов и массовые санитарные потери среди населения, но и привести к потере значительной части материальных ресурсов МСГО. Разрушение аптек, складов, баз, магазинов может вызвать появление резкого дефицита медицинского имущества, необходимого для оказания медицинской помощи пораженным. Поэтому медицинское снабжение является важнейшим видом медицинского обеспечения в системе ГО.
Снабжение медицинским имуществом учреждений и формирований СМК и МС ГО организуется органами управления через учреждения и подразделения медицинского снабжения (склады и аптеки).
Непосредственное наблюдение за медицинским снабжением осуществляют:
На федеральном уровне - начальник департамента обеспечения населения лекарственными средствами и медицинской техникой МЗ РФ, который является помощником председателя межведомственной координационной комиссии (МКК) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (для военного времени – помощником начальника штаба МС ГО РФ по медицинскому снабжению;
На территориальном (областном) уровне – начальник фармацевтического отдела Главного управления здравоохранением области, который является помощником председателя МКК области по медицинскому снабжению (для военного времени – помощник начальника МС ГО области ( начальника ГУЗО).
На местном уровне – в городах областного подчинения, городских и сельских районах – заведующий городской (районной) аптекой, который является помощником начальника МС ГО города (городского района) по медицинскому снабжению.
В формированиях и учреждениях СМК и МСГО – начальник аптеки, а в тех формированиях, где по штату начальник аптеки не положен, - любое должностное лицо, назначенный приказом начальника формирования.
Снабжение формирований и учреждений СМК МСГО осуществляется за счет создаваемых в лечебно - профилактических учреждениях неснижаемых запасов («НЗ») медицинского имущества, создаваемых территориальных резервов в аптеках, медицинских складах, центре медицины катастроф (ЦМК) области и за счет имущества длительного хранения (мобилизационного резерва страны) - баз хранения специального медицинского имущества.
Снабжение специальным имуществом предусмотрено органами здравоохранения через штабы МС ГО районов городов, областей.
На сегодняшний день централизованной системы медицинского снабжения ЛПУ не существует, с каждым днем государственных фармацевтических учреждений становится все меньше, аптекоуправлений нет, почти все фармацевтические учреждения являются самостоятельными. На основании постановлений Правительства РФ и постановлений Губернаторов областей, фармучреждения заключают договора с администрацией области, где обязуются содержать запасы медицинского имущества по установленной номенклатуре и освежать имущество формирований и учреждений СМК и МС ГО в соответствии с планом медицинского снабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
В сложнейших условиях военного времени успех проведения комплекса лечебно-эвакуационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранения жизни и здоровья населения, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным для их возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности, а также санитарно-эпидемиологический надзор, немыслимы без четкой и правильной организации обеспечения медицинским имуществом и техникой формирований и учреждений МС ГО. Об этом свидетельствует опыт медицинского обеспечения населения, находящегося в зонах вооруженных конфликтов.
Особую значимость для медицинского обеспечения населения в военное время приобретают вопросы медицинского снабжения при применении оружия массового поражения по крупным административно-политическим и промышленным центрам. Анализ опыта ликвидации последствий атомной бомбардировки Хиросимы показывает, что медицинскую помощь пострадавшим начали оказывать лишь к концу первых суток, и одной из основных причин этого был острый дефицит в лекарственных и перевязочных средствах, а также другом медицинском имуществе. Несмотря на то, что перед нанесением ядерного удара около 85% всех запасов медицинского имущества находилось в ближайших городах и населенных пунктах и вследствие этого сохранилось, для оказания медицинской помощи более чем 100 тыс. человек, пострадавшим при взрыве, их количество не удовлетворяло одновременно возникшей потребности.
Следовательно, основная трудность для медицинского снабжения формирований и учреждений МС ГО и населения в военное время обусловлена в первую очередь резким несоответствием между наличием медицинского имущества, особенно специального назначения, и потребностью в нем. Это несоответствие может еще больше увеличиться вследствие потерь медицинского имущества от воздействия поражающих факторов современных видов оружия. По некоторым ориентировочным данным, для проведения спасательных работ в большом городе потребуется такое количество медицинского имущества, которого ему хватило бы на 3 года мирного времени. Кроме того, в военное время при разрушении или повреждении систем тепло-, водо-, электроснабжения и других коммуникаций в населенных пунктах условия работы подразделений и учреждений медицинского снабжения значительно ухудшатся, а объем и интенсивность их работы существенно увеличиться.
Таким образом, для успешного решения задач по обеспечению медицинским имуществом и техникой формирований и учреждений МС ГО и населения в военное время необходима заблаговременная подготовка, задачи которой отражаются в «Плане медицинского обеспечения населения в военное время». В нем отражаются вопросы по определению потребности в медицинском имуществе, планирование перевода учреждений медицинского снабжения на военное положение, выявление местных ресурсов, организация взаимодействия, организация специальной подготовки фармацевтических кадров, создание и содержание запасов, определение порядка рассредоточения запасов и мероприятия по их защите от ОМП.
Снабжение учреждений и формирований МС ГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом является неотъемлемой частью системы медицинского обеспечения населения страны в военное время. Непосредственное выполнение мероприятий по медицинскому снабжению учреждений и формирований МС ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
Основными задачами медицинского снабжения являются (Слайд 4):
- определение потребности в имуществе для проведения формированиями и учреждениями МСГО лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- создание, накопление, хранение и своевременное освежение запасов имущества, необходимого для табельного оснащения формирований и учреждений МСГО;
- выявление, ведение заготовок и использование местных материальных ресурсов;
- разработка плана медицинского снабжения;
- обеспечение имуществом формирований и учреждений МСГО, пополнение их необходимым имуществом в процессе работы;
- ведение установленного учета и отчетности по медицинскому снабжению;
- организация защиты медицинского имущества от поражающих факторов современного оружия.
Все имущество, предназначенное для формирований и учреждений МСГО, принято делить на медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное.
К медицинскому имуществу относятся: медикаменты, кровь и кровезаменители, биологические препараты, медицинские аппараты и приборы, перевязочные материалы, дезинфицирующие средства и дезинфекционная аппаратура, хирургические инструменты, оборудование специализированных отделений, лабораторное и аптечное имущество.
К санитарно-хозяйственному имуществу относятся: нательное и постельное белье, хозяйственная и больничная мебель, производственное и кухонное оборудование, инвентарь, столовая и чайная посуда, одежда, обувь и др.
К специальному имуществу относятся: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов, дозиметрическая аппаратура, приборы химической, бактериологической разведки и питание к ним, технические средства связи и оповещения, медицинские средства индивидуальной защиты, электроосветительные средства, съемное оборудование для транспортных средств, типовое санитарное оборудование (ТСО), универсальное санитарное приспособление для грузовых автомобилей (УСП-Г) и др.
Основными источниками снабжения медицинских формирований и учреждений МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом являются (Слайд 5):
1. Имущество длительного хранения – запасы медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества целевого назначения и централизованного обеспечения МСГО. Оно накапливается по решению Правительства РФ за счет федерального бюджета и хранится на складах длительного хранения Медицинских центров «Резерв» в загородной зоне.
Ответственность за его хранение возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Это имущество выдается со складов с введением общей готовности ГО.
2. Неснижаемые запасы основных видов медицинского имущества – имущество, накапливаемое медицинскими учреждениями для нужд МСГО в строго определенном объеме и номенклатуре из расчета на больничную койку мирного времени для работы на определенный срок.
3. Медицинское имущество текущего довольствия - это имущество отпускается медицинским учреждениям для повседневной работы. В мирное время медицинское имущество текущего довольствия находится в основном в аптечной сети (аптека, аптечные склады, базы). Каждая аптека имеет определенный запас медикаментов, перевязочного материала в пределах двух-трех месячной потребности.
4. Запасы медицинского имущества, накапливаемые ЛПУ для медицинского обеспечения при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
5. Имущество, приписанное к МСГО по решению суженного заседания (СЗ) соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления от других служб ГО и учреждений.
6. Местные ресурсы народного хозяйства.
Основными требованиями, предъявляемыми к имуществу МСГО, являются комплектность и удобство в обращении. Комплектность предусматривает создание наборов необходимых медикаментов, инструментов и аппаратов, другого имущества по видам медицинской помощи или функциональным подразделениям.
Руководство деятельностью аптечных учреждений, осуществляется органами управления фармацевтической деятельностью, функционирующими в системе здравоохранения.
На уровне субъектов Российской федерации органы управления фармацевтической деятельностью представлены по разному: фармацевтическими комитетами в составе органов исполнительной власти, подразделениями в структурах органов управления здравоохранением, оптово-производственными предприятиями. Они осуществляют руководство деятельностью подчиненными аптечными учреждениями и снабжением аптечной сети через аптечные склады, которые могут быть как самостоятельными предприятиями, так и входить в состав государственных, оптово-производственных предприятий или акционерных обществ.
На местном уровне управление фармацевтической деятельностью осуществляется центральными городскими (в Москве – окружными) и районными аптеками.
Общее руководство медицинским снабжением осуществляют начальники МСГО. Основным документом, определяющим действия работников медицинского снабжения, является план медицинского снабжения.
Он включает в себя (Слайд 6): содержание, объем и сроки проведения мероприятий, ответственных исполнителей и их дублеров, силы и средства, вопросы и объемы взаимодействия имеющимися запасами медицинского имущества с медицинской службой Вооруженных Сил. В плане должен быть разработан также вопрос защиты всех видов имущества от оружия массового поражения (от загрязнения РВ, ОВ и БС). План медицинского снабжения в мирное время корректируется не реже одного раза в год.
Оснащение медицинских формирований и медицинских учреждений ГО производится согласно табелям оснащения.
Табелем называется перечень имущества, предназначенного для оснащения формирований и учреждений МСГО с указанием количества его по каждому предмету. Наличие имущества по табелю оснащения полностью обеспечивает работу того или иного формирования или учреждения МСГО по оказанию предусмотренного вида медицинской помощи определенному количеству пораженных за определенный срок.