Тема 1. Система управления проектами в компании
Тема 1. Система управления проектами в компании
Сущность системы управления проектами
Система управления проектами (СУП) определяет цели, границы и содержание работ, организационную структуру проекта, роли участников команды, процедуры управления.
Основой СУП являются перечисленные ниже элементы.
• Определение ответственности менеджера проекта и его полномочий.
• Определение организационной структуры проекта, ответственности, полномочий и системы мотивации его основных участников.
• Согласованный с участниками и утвержденный заказчиком план выполнения работ по проекту, включая календарный план, бюджет, план реагирования на риски, другие планы (при необходимости).
• Согласованные управленческие процедуры, включая планирование, организацию исполнения, управление рисками и изменениями, распределение информации и отчетности, принятие решений и утверждение результатов.
Базовый документ, определяющий целевые показатели и организационные принципы реализации проекта, — его устав. Процедуры управления проектом могут входить в устав (для простых проектов) или разрабатываться и утверждаться отдельно в виде нормативно-регламентных документов.
Рабочие документы, определяющие ответственность исполнителей за конкретные задачи, — сводный план проекта и контракты.
Важными элементами документарного обеспечения проекта являются отчетность, журналы изменений, проблем и поручений.
Эффективная поддержка процессов планирования, организации исполнения работ, координации исполнителей и подготовки отчетности, как правило, предполагает использование специализированного программного обеспечения.
Каждый проект уникален, соответственно система управления им создается с учетом особенностей конкретного проекта. Простые проекты требуют минимальной формализации взаимоотношений участников, и для управления их реализацией нет необходимости в создании сложной системы. Большинство управленческих задач выполняется менеджером проекта на неформальной основе.
Более масштабные и сложные проекты, наоборот, требуют тщательной проработки организационной структуры управления, согласования интересов, ответственности и полномочий участников, детального планирования работ. Затраты на организационное и нормативно-регламентное обеспечение управления такими проектами окупаются за счет минимизации проблем, которые неизбежно будут возникать в ходе реализации сложных проектов. Объем управленческих задач на крупных проектах также становится значительным и непосильным для одного менеджера. Для реализации таких задач управления может создаваться и функционировать офис проекта.
Итак, система УП создается его менеджером для каждого конкретного случая с учетом конкретных особенностей. Создание адекватной системы управления в ограниченные сроки во многом зависит от опыта главного менеджера. Однако быстрое и эффективное построение системы управления конкретным проектом возможно лишь в том случае, если основные элементы данной системы разработаны и утверждены в компании, имеется обученный персонал, информационная инфраструктура УП. Таким образом, полагаться только на опыт отдельных менеджеров было бы для руководства компании слишком рискованно. Даже опытный менеджер не сможет обеспечить эффективного УП, если в компании нет адекватной культуры управления. Эффективное управление предполагает наличие двух неотъемлемых составляющих: индивидуальной компетенции менеджеров и корпоративной зрелости в области проектного менеджмента в компании (рис. 1).
Рисунок 1 - Базовые составляющие эффективного УП в компании
Организационная зрелость в области проектного менеджмента определяется наличием, степенью развития и эффективностью применения на практике корпоративной системы управления проектами (КСУП).
Таблица 3 - Номенклатура КСУ (по интеграционным бизнес-функциям)
Код | Наименование стандарта |
1. Управление проектами | |
1.1а | Состав и порядок разработки корпоративной инжиниринговой документации |
1.1б | Порядок УП на прединвестиционной стадии |
1.1в | Оборудование, конструкции, материалы, рекомендуемые к применению в корпоративных проектах |
1.2 | Порядок планирования проектов с учетом рисков |
1.3 | Порядок подготовки и проведения торгов |
1.4 | Состав и порядок работ по заключению, исполнению и завершению договоров |
1.5 (10.5) | Порядок корпоративного и проектного управления МТО |
1.6а | Управление инвестиционной фазой проектов. Основные положения |
1.6б | Положение о системе лизинга |
1.7 | Управление эксплуатационной фазой проектов. Основные положения |
2. Управление финансами | |
2.1 | Порядок финансирования инжиниринговых услуг |
2.2а | Система корпоративного планирования. Основные положения |
2.2б | Бюджетирование |
2.4 | Положение о проектном финансировании |
2.5 | Порядок финансирования МТО. Основные положения |
3. Управление качеством | |
3.1а | Руководство по системе качества и пакет методологических инструкций по ISO:9000 |
3.1б | Пакет рабочих и контрольных инструкций, рекомендуемых к разработке и использованию в компании |
3.2 | Порядок планирования мероприятий по контролю и обеспечению качества |
3.6 | Порядок организации контроля и обеспечения качества на объектах компании |
3.7 | Обеспечение требований к качеству в период эксплуатации объекта. Основные положения |
4. Управление рисками | |
4.1а | Руководство по оценке эффективности проектов с учетом рисков |
4.1б | Порядок учета рисков в смете и бюджете проекта |
5. Управление персоналом | |
5.1 | Система профессионально-квалификационных требований в сфере инжиниринга |
5.2 | Планирование работ по управлению персоналом |
5.6а | Система профессионально-квалификационных требований к производственному персоналу компании |
5.6б | Положение о юридическом обеспечении производственной деятельности компании |
6. Управление учетом | |
6.1 | Порядок учета и отчетности в корпоративном инжиниринге |
6.2 | Свод правил по учету и отчетности в компании |
6.5 | Система учета и отчетности по элементам МТО |
6.7 | Система учета и отчетности на эксплуатируемых объектах. Основные положения |
7. Управление контролем и анализом | |
7.1 | Контроль и анализ корпоративной системы инжиниринга |
7.3 | Анализ коммерческих предложений. Состав и порядок работ |
7.4 | Анализ контрактов |
7.5 | Порядок контроля и анализа МТО. Основные положения |
7.6 | Система мониторинга и контроля в производственно-хозяйственной деятельности компании |
8. Управление интеллектуальной собственностью | |
8.1 | Свод правил по управлению интеллектуальной собственностью |
9. Информационные технологии | |
9.1 | Информационные технологии в инжиниринге. Основные положения |
9.2 | Автоматизированная система планирования. Основные положения |
9.3 | Автоматизация процедур подготовки и проведения торгов. Основные положения |
9.4 | Порядок информационного сопровождения контрактинга |
9.5 | Технология логистики |
9.6 | Автоматизированные системы управления производственной деятельностью. Основные положения |
10. Корпоративное управление | |
10.1а | Организация инжинирнга в компании. Основные положения |
10.1б | Управление акционерным взаимодействием. Основные положения |
10.6 | Управление производственно-хозяйственной деятельностью компании |
Таблица 4 - Структура КСУ
Интеграционные бизнесw функции | Бизнес-функции, распределенные по фазам проектного цикла | ||||||
1. Инжи-ниринг | 2. Плани-рование | 3. Торги | 4. Контрактинг | 5. МТО | 6. Произ-водство | 7. Эксплуа-тация | |
I. Управление проектами | 1.1а, 1.1б | 2.1 | 3.1 | 4.1 | 5.1 | 6.1а, 6.1б | 7.1 |
II. Управление финансами | 1.2 | 2.2а, 2.2б | 4.2 | 5.2 | |||
III. Управление качеством | 1.3а, 1.3б | 2.3 | 6.3 | 7.3 | |||
IV. Управление рисками | 1.4а, 1.4б | ||||||
V. Управление персоналом | 1.5 | 2.5 | 6.5а, 6.5б | ||||
VI. Управление учетом | 1.6 | 2.6 | 5.6 | 6.6 | 7.6 | ||
VII. Управление контролем и анализом | 1.7 | 3.7 | 4.7 | 5.7 | 6.7 | ||
VIII. Управление интеллек-туальной собственностью | 1.8 | ||||||
IX. Информационные тех-нологии | 1.9 | 2.9 | 3.9 | 4.9 | 5.9 | 6.9 | |
X. Корпоративное управ- ление | 1.10 | 5.10 | 6.10 |
Тема 4. Подготовка персонала компании в области управления проектами
Наличие квалифицированных кадров – одно из обязательных условий эффективного функционирования любой системы, и корпоративная система УП не является исключением.
Вот основные выгоды, которые получают компании, обучая своих руководителей и сотрудников УП:
• повышается успешность реализуемых в компании проектов, сокращаются сроки и бюджеты, повышается качество;
• улучшается имидж компании, появляются дополнительные конкурентные преимущества при участии в тендерах;
• сотрудники в сжатые сроки получают большой объем новых знаний в концентрированной форме, что позволяет им не учиться на собственных ошибках за счет работодателя;
• в ходе практических упражнений и деловых игр участники семинаров и тренингов учатся применять полученные знания на практике;
• на занятиях зачастую удается обсудить наболевшие проблемы реального бизнеса и пути их решения;
• при корпоративном обучении в компании формируется единое
«терминологическое поле»;
• люди учатся «говорить на одном языке» – международном языке проектного менеджмента.
Обучение в корпоративном режиме создает предпосылки для внедрения системы УП в корпоративную культуру компании. Одновременно проходят обучение значительного количества сотрудников, при этом учитываются специфические требования компании, например набор тем, адаптация примеров из практики (так называемых кейсов) и деловых игр.
В процессе внедрения корпоративной системы УП важно не только разработать соответствующие документы и информационную систему, но и обучить сотрудников использовать их в своей повседневной работе. Преимуществом такого обучения является повышение эффективности внедрения системы и дальнейшее снижение совокупных затрат на ее использование: обученный персонал лучше знает возможности системы и допускает меньше ошибок. При этом обучение проводится в привязке к специфике компании. Одновременно происходят обкатка и доработка необходимых стандартов, шаблонов документов и регламентов.
Одним из способов передачи знаний и навыков сотрудникам от профессионалов является консультационное и коучинговое сопровождение проектов. Коучинг подразумевает, что опытный профессионал осуществляет индивидуальное руководство обучаемым в процессе решения реальных задач управления. Это индивидуальный и дорогой вид обучения, особенно популярный у собственников бизнеса и руководителей высшего звена.
Сегодня все больше компаний приходят к выводу, что важно выстроить у себя систему непрерывного развития персонала в области проектного менеджмента. Данная система должна опираться на следующие элементы:
✓ четко прописанную структуру проектных ролей: ведь в рамках каждой роли предъявляются свои требования к знаниям и компетенциям в области проектного менеджмента;
✓ разработанные наборы компетенций для каждой проектной роли, включая профессиональные знания и навыки, а также личные качества. Есть разные подходы к разработке структуры и состава компетенций. Так, соответствие требованиям международных стандартов может быть составной частью корпоративной системы компетенций, но при этом важно учитывать уровень зрелости и особенности реализации проектов в компании;
✓ методы оценки и процедуры ее проведения. Здесь действует основная закономерность: чем точнее метод, тем он более трудоемкий;
✓ систему обучения, которая включает в себя программы обучения, соответствующих преподавателей (тренеров), механизмы оценки эффективности обучения;
✓ регламенты и формы документов, обеспечивающих весь процесс работы данной системы.
Несомненно, базовыми знаниями должны обладать все сотрудники, вовлеченные в процессы УП на предприятии. В то же время любая корпоративная система предполагает наличие нескольких уровней УП и некоторого набора стандартных ролей участников, и как следствие, – различных требований, предъявляемых к знаниям, навыкам и компетенции этих участников. Эффективность корпоративного обучения УП выше, когда программы обучения настроены в соответствии с этими требованиями, и, таким образом, дальнейшее обучение должно быть направлено на получение знаний и навыков, необходимых участникам проекта в соответствии с их ролью в нем.
Кроме того, форма и содержание обучения должны выбираться с учетом уровня организационной зрелости в области УП. Вариант формулирования требований к знаниям и навыкам их участников с учетом уровня зрелости проектного менеджмента в организации представлен в табл. .6.
Таблица 6 - Требования к знаниям и навыкам участников проектов с учетом уровня зрелости проектного менеджмента в компании
Уровень зрело сти проектного менеджмента в компании | Группа обуча-емых в соответ- ствии с ролью в КСУП | Требуемые знания | Требуемые навыки |
1. Начальный | Высшее руководство Кураторы проектов | Базовые понятия, принципы и ин-струменты УП Назначение и структура КСУП | Принятие решений и обеспечение поддержки по вопросам создания КСУП Анализ отчетов и принятие решений по проектам и программам |
Функциональ-ные менеджеры | Базовые понятия, принципы и ин-струменты УП. Структура КСУП Проектно-функциональное взаимо- действие в организации | Планирование загрузки ресурсов на проектах. Проектно-функциональные коммуникации | |
Специалисты по УП | Терминология, принципы, методы и инструменты УП Роль, задачи, принципы построения проектного офиса Концепция корпоративного УП: структура, роли участников Базовые возможности программного обеспечения УП | Выполнение базовых функций админи-стрирования проекта (календарное пла- нирование, подготовка отчетности) |
Менеджеры | Базовые понятия и концепции УП | Применение стандартов УП при рабо- | |
проектов | Объекты и субъекты УП. КСУП Участники проекта | те с конкретным проектом | |
Содержание и взаимосвязь процес- | Разработка основных документов при | ||
сов и функций УП | работе в проекте (устав, структура ра- бот, организационная структура, мат- | ||
рица ответственности, календарный | |||
план, бюджет) | |||
Методы и инструменты календар- | Разработка сетевой модели и календар- | ||
ного планирования и контроля про- | ного плана, декомпозиции работ. Анализ | ||
ектов | проекта по методу критического пути | ||
Моделирование проекта, оптимиза- | Анализ бизнесwплана, расчет показатеw | ||
ция плана, актуализация и контроль | лей эффективности. | ||
проекта. Многопроектноепланиро- | Эффективная организация работы | ||
вание, групповая работа над проек- том. Методы анализа и прогнозиро- | команды проекта | ||
вания хода проекта | |||
Методы и показатели оценки эффек- | |||
тивности проектов | |||
Лидерство. Формирование коман- | |||
ды. Переговоры. Совещания |
Члены проект-ных команд | Основы УП, включая взаимосвязь процессов и функций управления | Согласование проектных работ и зада-ний, планирование собственных работ в рамках проекта, подготовка отчетно- сти, взаимодействие в рамках проекта | |
HR-менеджеры (по работе с персоналом) | Методы и инструменты управления человеческими ресурсами проекта | Формирование проектных команд, расwпределение ролей в команде, мотивация на работу в проектах (программах), оценка исполнения, планирование обучения участников проектов | |
Базовые понятия, принципы и инwструменты УП. Структура и содер-жание стандартов по УП | Понимание терминологии УП в про- граммах подготовки, развития и серти- фикации персонала | ||
2. Повторяемый | Высшее руководство Кураторы проекта | Задачи, структура и принципы поw строения КСУП Роль и задачи проектного офиса Современное программное обеспеwчение УП | Принятие решений по вопросам созда-ния КСУП и проектного офиса Выбор соответствующих программных пакетов УП |
Функциональ-ные менеджеры | Терминология, принципы, методы и инструменты УП Проектно-функциональное взаимодействие в организации Особенности работы с персоналом в условиях УП | Планирование функциональной дея-тельности в условиях УП. Проектно- функциональные коммуникации Мотивация, управление конфликтами, формирование команд проектов |
Менеджеры | Базовые понятия и концепции УП | Применение стандартов УП к работе | |
проектов | Объекты и субъекты УП. КСУП Сравнительный анализ стандартов | с конкретным проектом Разработка структуры работ проекта, | |
УП | сетевой модели и календарного плана | ||
Методы и инструменты сетевого и | проекта | ||
календарного планирования и конт- | Разработка бюджета проекта. Контроль | ||
роля проектов | стоимости | ||
Методы и инструменты управления | Разработка планов управления и реа- | ||
стоимостью проекта | гирования на риски | ||
Методы и инструменты управления | Разработка плана коммуникаций в проw | ||
рисками | екте Распределение ролей в команде, моти- | ||
вация | |||
Методы и инструменты управления | Разработка плана управления качест- | ||
человеческими ресурсами | вом проекта | ||
Методы и инструменты управления | Разработка плана управления комму- | ||
качеством проекта Методы и инструменты управления | никациями | ||
коммуникациями |
Содержание и взаимосвязь процес- | Разработка всех ключевых документов | ||
сов и функций УП | при работе в проекте (устав, сводный план, система отчетности) | ||
Структура и содержание стандартов | Ответы на вопросы теоретической и | ||
по УП | практической частей сертификацион-ного экзамена | ||
Администра- | Содержание и взаимосвязь процес- | Разработка основных документов при | |
торы проектов | сов и функций УП | работе в проекте | |
Методы и инструменты сетевого и | Разработка сетевой модели и календар- | ||
календарного планирования и конт- роля проектов | ного плана | ||
Моделирование проекта, оптимиза- | Разработка структур работ, ресурсов | ||
ция плана, актуализация и контроль | проекта, оптимизация календарного | ||
проекта. Многопроектноепланиро- | плана, контроль проекта. Работа | ||
вание, групповая работа над проек- | с мультипроектом. Групповая работа. | ||
том. Аналитические возможности | Работа с фильтрами, кодировками, представлениями, шаблонами | ||
Члены проект- | Содержание и взаимосвязь процес- | Участие в разработке основных управ- | |
ных команд | сов и функций УП | ленческих документов, подготовка от- четности по проекту |
3. Интегриро- ванный (объ- единяет уровни 3, 4 и 5 модели СММI) | Высшее руко-водство, функ- циональные менеджеры, менеджеры портфеля про-ектов, менедже- ры программ проектов, со- трудники про- ектного офиса | Современные концепции управления проектами. КСУП Управление портфелем проектов Требования к стандартизации управ-ления проектами | Лучшие практики управления портфе-лем проектов и программ. Ведение ре-естра проектов. Формирование про- граммы. Разработка ключевых управ-ленческих документов |
Определение целей, допущений и факторов риска проектов и программ | Определение показателей достижения целей и методов измерения показателей | ||
Структура и содержание стандартов по УП | Ответы на вопросы теоретической и практической частей экзамена | ||
Администратоwры проектов, члены проектwных команд | Методы и инструменты управления человеческими ресурсами | Управление портфелем проектов и пу- лом ресурсов, отдельным проектом, коллективная работа над проектом Работа в команде, мотивация, лидер- ство, управление конфликтами | |
Методы и инструменты управления качеством | Разработка мероприятий по планиро- ванию, контролю и обеспечению ка-чества |
Методы и инструменты управления коммуникациями | Взаимодействие в проекте, с функцио-нальными подразделениями, другими участниками проекта (программы) | ||
Сотрудники HRwслужбы организации | Методы и инструменты управления человеческими ресурсами | Формирование проектных команд, рас-пределение ролей в команде, мотивация на работу в проектах (программах), оценка исполнения, планирование обучения участников проектов |
Таблица 2 - Относительные характеристики передачи информации по различным каналам коммуникации
Информационный канал | Надежность | Точность | Уровень искажений |
Устный | Низкая | Низкая | Высокий |
Письменный | Высокая | Средняя | Средний |
Электронный | Средняя | Высокая | Низкий |
Важная форма рабочего взаимодействия менеджера и исполнителей проекта — совещание. Так, по статистике, совещания могут занимать от 30 до 80% времени контакта руководителя проекта с участниками команды. Без применения специальных навыков подготовки и проведения совещаний существует серьезная опасность неэффективного расходования рабочего времени участников, а в итоге — снижения эффективности взаимодействия и ухудшения морального климата в команде.
Параллельно выполняется документирование хода работ — сбор, обработка и организация хранения формальной документации по проекту.
Основные промежуточные результаты хода работ должны быть задокументированы. Документация проекта может включать переписку, докладные записки и т.д. Эту информацию нужно содержать, насколько это возможно, в систематизированном виде. Члены команды проекта могут вести персональные записи в единой книге записей по проекту. Документирование результатов хода работ включает:
• оформление и верификацию окончательных данных;
• сохранение результатов с целью дальнейшего использования.
Компьютерные системы ведения электронных архивов позволяют автоматизировать процессы хранения и кодирования текстовых и графических документов, значительно облегчить доступ к архивной информации.
Отчетность об исполнении включает сбор информации и ее распространение участникам проекта. Это информация о текущем состоянии дел, прогноз по исполнению оставшихся работ, об использованииресурсов, рисках, проблемах, изменениях. Отчетность может включать информацию, описывающую:
• в каком состоянии находится проект (например, соответствие фактических показателей по срокам и бюджету плановым);
• достигнутые результаты или степень достижения целей проекта в соотношении к произведенными затратами, или отношение того, что уже завершено, к тому, что все еще выполняется;
• прогнозы — моделирование будущего состояния и успешности проекта с учетом достигнутых результатов.
Отчетность обычно должна представлять информацию о содержании, расписании, издержках и качестве проекта. Для многих проектов требуется также информация о рисках и поставках. Отчеты могут как отражать полную информацию по проекту, так и концентрироваться только на отклонениях.
Отчеты о выполнении суммируют и организуют собранную информацию и представляют результаты аналитической работы. Отчеты должны представлять те виды информации и с той степенью подробности, которая требуется различным участникам проекта в соответствии с планом коммуникации.
Значительное количество отчетов базируется на обработке фактических результатов состояния работ проекта, сравнении их с плановыми показателями, анализе причин отклонении и тенденций к отклонениям в будущем, прогнозировании с учетом тенденций.
Анализ отклонений включает сравнение фактических результатов с плановыми или ожидаемыми. Наиболее часто анализируются отклонения по затратам и календарному плану, но отклонения от плана по содержанию, ресурсам, качеству и рискам часто также важны.
Анализ тенденций включает исследование зависимости результатов проекта от времени, для того чтобы определить, улучшилось или ухудшилось исполнение.
В процессе реализации проекта менеджерам приходится оперировать значительными объемами данных, которые могут быть собраны и организованы с использованием компьютера. Кроме того, многие аналитические средства, например, расчет графика по методу критического пути» ресурсный и стоимостной анализ, подразумевают достаточно сложные для неавтоматизированного расчета алгоритмы. Таким образом, решение данных задач подразумевает использование компьютерного моделирования.
В настоящее время на рынке представлено значительное количество программных пакетов, автоматизирующих функции планирования и контроля календарного графика выполнения работ. В основе данных пакетов лежат методы сетевого планирования и анализа критического пути. Кроме того, существуют специализированные пакеты для планирования и контроля затрат по проекту. Пакеты календарного планирования — основа для создания информационной системы УП.
Проект и его фазы после достижения поставленных целей либо при остановке проекта должны быть формально завершены.
Административное завершение состоит в подтверждении и документировании результатов и формальной приемке продуктов проекта заказчиком, инвесторами и пользователями. Административное завершение также включает создание полного архива проектных материалов в том виде, который позволяет проводить анализ эффективности проекта и использовать накопленную информацию в будущем.
Полный набор документов должен быть подготовлен к архивации участниками проекта. Если в компании ведутся нормативные базы данных, то они должны быть обновлены по результатам проекта. Если проект исполнен по контракту или если осуществлялись значительные закупки, особое внимание следует обратить на архивацию коммерческих и контрактных документов.
Структура ИСУП
Основная цель процессов УП — повышение эффективности:
• за счет разработки и оптимизации моделей проектов, программ и портфелей проектов;
• обеспечения единого информационного пространства, коммуникаций,сбора, обработки и анализа данных о ходе выполнения работ по проекту;
• аналитических и прогнозных расчетов, а также моделирования ситуаций в ходе реализации проектов для обеспечения принятия управленческих решении.
ИСУП может быть структурирована по этапам проектного цикла, функциям управления, уровням управления.
Рисунок 1 – Обобщенный цикл проекта и типы ПО для поддержки различных управленческих функций
На рис. 1 показаны обобщенный жизненный цикл проекта и управленческие функции, связанные с различными его стадиями. Для поддержки различных управленческих функций используется разное информационное и программное обеспечение.
Для укрупненного описания и анализа проекта на прединвестиционной стадии в большей степени подходит специализированное ПО бизнес-планирования, которое позволяет выполнить оценки основных показателей проекта в целом и обосновать эффективность инвестиций.
Для детального планирования и контроля за исполнением графика работ необходимо использовать ПО календарного планирования и УП, ПО бюджетирования, ПО управления рисками.
На стадии выполнения проекта особую важность приобретает обеспечение эффективного обмена информацией и оперативного взаимодействия между участниками проекта и соответственно ПО поддержки коммуникаций, документооборота и формирования отчетов.
ПО УП может классифицироваться по основным функциональным областям проекта:
· временным параметрам;
· стоимостным параметрам;
· ресурсам;
· коммуникациям;
· рискам.
Отдельно развивается класс ПО формирования и мониторинга портфелей проектов.
Для поддержки корпоративного стандарта УП может использоваться специализированное ПО регламентации процессов УП.
Основные типы и примеры ПО представлены на рис.2.
Рисунок 2 – Примеры основных типов ПО УП
ПО управления по временным параметрам проекта предназначено для разработки, анализа и управления календарными планами, временного анализа. Включает следующие основные функции:
· определение состава и последовательности выполнения работ;
· определение ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;
· расчет календарного плана и определение критического пути проекта;
· оптимизацию календарного плана с учетом ограничении на ресурсы;
· временной анализ;
· фиксацию базовых планов проекта;
· ввод фактических данных по проекту и отображение состояния проекта;
· расчет прогнозных показателей по реализации проекта;
· графическое отображение календарного плана и формирование отчетов по проекту.
Пакеты также могут включать следующие дополнительные возможности:
· мультипроектное планирование и контроль;
· планирование с учетом рисков;
· оповещение исполнителей;
· удаленный доступ к календарным планам.
ПО управления стоимостными параметрами предназначено для оценки стоимости проекта, разработки, контроля и анализа исполнения его бюджета. Включает следующие основные функции:
· оценку затрат и подготовку предложений по стоимости проекта;
· разработку бюджета проекта;
· прогнозирование изменений бюджета (анализ «что если...»);
· контроль затрат;
· контроль исполнения проекта по стоимости;
· анализ отклонений.
Специализированные пакеты могут также обладать следующими дополнительными функциями:
· возможностью настройки пользовательских схем расчетов;
· использованием календарей финансовой отчетности;
· генерацией финансовых отчетов;
· импортом-экспортом данных во внешние финансовые системы.
Специализированные пакеты управления стоимостью проекта, как правило, имеют средства интеграции с ПО календарного планирования. Пакеты календарного планирования в свою очередь обычно содержат базовые функции управления стоимостью.
ПО управления ресурсами поддерживает как процессы планирования, организации и контроля обеспечения проектов необходимыми ресурсами, так и распределение доступных ресурсов организации между проектами.
В основном функции пакетов ориентированы на управление воспроизводимыми ресурсами и включают следующие основные функции:
· описание и ведение пулов доступных ресурсов;
· описание ресурсов по типам, квалификациям, подразделениям и другим параметрам;
· согласование привлечения ресурсов на проекты;
· управление потребностью и распределением ресурсов с учетом текущих и будущих проектов;
· контроль за использованием ресурсов;
· обобщенную отчетность по использованию ресурсов на проектах.
Специализированные пакеты управления ресурсами, как правило, имеют средства интеграции с ПО календарные планирования.
ПО управления коммуникациями предназначено для организации взаимодействия участников проектной команды, процессов сбора, хранения, распространения (оповещения участников) и публикации информации (документов) по проекту.следующие основные функции:
· поддержку процессов формирования отчетности о ходе выполнения работ;
· ведение и обеспечение доступа к спискам текущих задач, проблем и т.п.;
· управление документацией проекта;
· обеспечение коммуникаций между участниками проекта;
· публикацию досок обсуждения, оповещений, списков текущих работ.
В отдельные группы коммуникационных продуктов часто выделяют ПОучета рабочего времени исполнителей проекта и ПО ведения порталов проектов в Интернете.
ПО управления проектными рисками предназначено для идентификации анализа и документирования рисков проекта, прогнозирования последствий, планирования реагирования на риски. В ПО управления рисками используются различные методы анализа:
• PERT;
• методы моделирования (Монте-Карло);
• анализ «что если ...»;
• экспертные методы;
•вероятностный анализ на основе исторической информации.
ПО управления рисками включает следующие основные функции:
· описание рисков;
· расчет и анализ прогнозов;
· использование архива; планирование реагирования на риски;
· документирование рисков.
ПО регламентации процессов УП предназначено для организации и хранения в едином формате нормативно-методологической информации о процессах реализации и УП, обеспечения доступа к этой информации участников проекта. ПО регламентации процессов УП включает следующие основные возможности:
· базы общепринятых (отраслевых) методологий УП;
· средства структурированного описания корпоративной методе логии и процессов УП;
· средства раз