Принципы и эффективность контроля
1. Заблаговременность- должен преобладать упреждающий тип контроля. 2. Объективность – Должен опираться на точные и объективные нормы, стандарты и планы и не зависеть от личных симпатий и антипатий. 3. Разумность (оптимальность) – не д.б. тотальным и мелочным, нужно точно определять ключевые объекты контроля, минимальное кол-во параметров и частоту контроля. 4. Экономичность – контроль д. оправдывать затраты на его осущ-е. 5. Открытость – контролируемые должны знать, что и как контролируется и каковы результаты контроля. 6. Результативность – по результатам контроля д. приним реш-я и меры воздействия на обстоятельства и контролир-х лиц. 7. Индивидуальность – при осущ-ии контроля след учитывать индивидуальные качества работников.
Соблюдение принципов обеспечивает эффективность контроля
Общая функция - мотивация. Основные методы мотивации результатов труда персонала. Мотивация специалистов и менеджеров
Мотивация – это целенаправленное формирование мотивов работника или группы, побуждающих их к более эффективной работе для достижения целей организации. Мотив – побудительная причина, повод к какому-л. действию. Мотивация работников невозможна, если достижение целей организации не обеспечивает достижение его личных целей.
Маслоу: потребности у людей разные, в этой связи нужно общаться с работниками, используя это в управлении. Теория ожидания Врума: планы должны быть напряженными, но реальными; необходимо устанавливать известное сотрудникам соотношение между результатами и вознаграждением; размер и форму вознаграждения необходимо устонавливать с учетом потребностей подчиненных. Модель Портера-Лоулера: высокая результативность труда – причина удовлетворения ожидания работников; работник увеличивает усилие, если считает вознаграждение справедливым; менеджерам необходимо общаться с подчиненными, чтобы понять их личную философию и определить правильно набор критериев мотивации. Необходимо снижать уровень неудовлетворенности регуляторами и повышать уровень удовлетворенности главными мотивами. Главные мотивы способствуют выделению энергии у людей.
Основные методы мотивации: 1) эк-кие (денежное поощрение и наказание); 2) целевые (постановка новых интересных трудовых целей); расширение масштаба и обогащение работ; реализация патрисипативного управления.
Требования к механизму мотивации: 1) должен обладать действенностью на протжении всего времени деятельности объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения его потребностей. 2) стимулировать получение наилучших результатов, т.е. увязывать уровень вознаграждения со степенью достижения конечных целей.
Партисипативное управление – вовлечение сотрудников в процесс принятия решения по поводу их работы и работы организации вцелом.
Мотивация специалистов и менеджеров. Установлено, что лучших результатов и карьеры достигают люди, которые получают внутреннее удовлетворение. Эту способность называют самомотивацией. Именно из людей, обладающих самомотивацией, необходимо формировать резерв менеджеров. Внешняя мотивация – способность получать удовлетворение от результатов работы подчиненных вам людей.
Контроль. Типы контроля
Контроль-процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.
Для осущ-я контроля нужны: 1. Наличие сущ-х пок-лей, кот. контролируются;2. Наличие объективных критических отклонений от нормы; 3. Наличие системы и процедуры контроля.По характеру возд-я на объект котроля 2 вида: 1. Упреждающий – направлен на выявление отклонения и предупреждение возм. сбоев в работе. 2. Регулирующий – констат-ет фактич вып-е и внести какие-то поправки в действие невозможно, но результаты можно учесть в будущем. Сроки осущ. контроля д. совпадать с планом.
Контроль тесно связан с с функцией планирования. Сроки осуществления контроля должны совпадать со сроками, указанными в плане. Выделяют стратегический, тактический и оперативный контроль. Стратегическийконтроль оценивает действия с позиции достижения долгосрочных целей. Внимание концентрируется не на том, что и как делают конкретные лица, а на сколько их действия способствуют достижению целей. Стратегич контроль связан с вопросами адаптации. Тактический направлен на выполнение тактических планов орг-ии и контролирует динамику изменения пок-лей деят-ти орг-ии, её рес-в, орг. стр-ры и культуры. Его главная задача – устранение отклонений от целевых установок норм и правил и внесение корректировок. Оперативныйвкл контроль за выполнением работ и методами их исполнения при реализации всех видов процессов в орг-ии.
3 вида оперативного контроля: 1. Предварительныйосущ до фактич выполн работ на предмет обеспеченности ресурсами в широком смысле (включая квалификацию). 2. Текущийосущ в ходе проведения работ. 3. Заключительныйцель – помочь предотвратить ошибки в будущем, сравниваются полученные результаты с планируемыми. Предворительный и текущий – это упреждающие типы контроля.
Сферы и объекты контроля
Сферы | Ключевые показатели деят-ти конкретных подсистем. |
Маркетинг | Объём продаж, торг. издержки, продажа в кредит, з-ты на рекламу, удовлетвор. потребителей. |
Произ-во | Качество, производительность – з-ты времени на единицу продукции; уд. издержки (нормвы сырья и мат-в), производительность оборуд и ур-нь его использования. |
Финансы | Прибыль, ликвидность, запасы, расход на покупку оборудования, капитал влож-я, и источник их поступлений, ден наличность. |
Персонал | Потери раб времени из-за труд споров, прогулы, потери РВ по болезни, ЗП, безопассность труда, соц. выплаты. |