Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Данный принцип означает, что доказывание виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя входит в обязанность ОГК, а не наоборот, поскольку лицо, в отношении которого проводятся проверки, а может быть, и привлекаемое к ответственности, свою невиновность доказывать не обязано. Кроме этого, данный принцип не позволяет ОГК выдавать предписания ЮЛ, ИП о соблюдении законодательства в дальнейшем, а только на устранение нарушений.

3) открытость и доступность для ЮЛ, ИП нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный принцип направлен на обеспечение необходимой степени прозрачности процедуры государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением случаев, которые относятся к ознакомлению с информацией, распространение которой запрещено или ограничено в силу закона. К такой информации, например, относится информация, охраняемая в силу Закона РФ "О государственной тайне", ФЗ "О коммерческой тайне" и т.д.

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

Процедура проведения контрольных мероприятий должна быть четко обоснована наличием полномочий, компетенции того или иного государственного или муниципального органа или их должностных лиц и ни в коем случае осуществление контрольных или надзорных мероприятий не должно осуществляться самовольно тем субъектом, которому захотелось осуществить проверку. Осуществлять проверку деятельности проверяемых лиц, не отнесенной к их компетенции, прямо запрещено. Как следствие, решения, принятые контролирующими органами при выходе за пределы своей компетенции, подлежат отмене. Другое дело, что при определении компетенции проверяющих субъектов могут быть допущены нечеткие формулировки, позволяющие расширительно истолковывать содержание их полномочий.

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Не должны допускаться дублирующие проверки тех обстоятельств, которые проверялись уже ранее иным проверяющим субъектом. За этим должны следить органы прокуратуры, в первую очередь на стадии согласования заявлений о проведении проверок, и при наличии оснований для этого отказывать в выдаче согласования.

6) недопустимость требования о получении ЮЛ, ИП разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Если действующим законодательством не предусмотрено получение разрешительных документов, то и требовать их наличие у проверяемого субъекта проверяющий субъект не вправе.

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Любой контролирующий субъект должен осознавать, что в случае нарушения им действующего законодательства привлечение его к ответственности подразумевается априори. Данный принцип, безусловно, является сдерживающим фактором, препятствующим осуществлению проверочных мероприятий без наличия соответствующих оснований и согласования, если таковое требуется.

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

Данный принцип гарантирует бесплатность для проверяемого субъекта осуществления в отношении его контрольных мероприятий, то есть он не должен заниматься организацией доставки к нему проверяющих субъектов, например в случае территориальной удаленности, организацией питания проверяющих должностных лиц и т.д.

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю.

Проведение проверочных мероприятий возможно только за счет средств соответствующих бюджетов. Если же в соответствующем бюджете средств на это нет, то и провести соответствующие проверки не будет представляться возможным и в правовом поле изыскать данные денежные средства непосредственно с проверяемого субъекта будет недопустимо. Данный принцип направлен также и на поддержание бюджетной дисциплины и рассматривает проверочную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления как одно из направлений расходования бюджетных средств.

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Принцип основан на позициях конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, позволяющий избегать дублирования функций органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Данный принцип направлен на обеспечение четкого закрепления полномочий по проведению контрольных мероприятий за разными проверяющими субъектами разных уровней власти в Российской Федерации.

Наши рекомендации