Основные цели, которые должны быть достигнуты в соответствующих фазах проекта

· В фазе Определение сформулированы совокупные бизнес-требования Заказчика. Впоследствии они могут уточняться и видоизменяться в ходе отображения на функциональность Oracle E-Business Suite, но появления новых бизнес-требований не происходит.

· В фазе Анализ операций зафиксированы будущие бизнес-процессы и определено, как они будут реализованы с помощью Oracle E-Business Suite; установлено, какие бизнес-требования не могут быть удовлетворены с помощью стандартной функциональности и какая дополнительная разработка необходима.

· В фазе Дизайн решения получены детальные спецификации для дополнительной разработки (функциональный и технический дизайн) и разработаны сценарии тестирования.

· В фазе Разработка завершены все дополнительные разработки, проведены приемочные тесты, разработана пользовательская документация для эксплуатации решения.

· В фазе Переход завершено обучение конечных пользователей, проведена конвертация данных, система введена в эксплуатацию.

· В фазе Эксплуатация - обеспечение поддержки Заказчика в работе с системой; устранение выявленных недостатков в работе системы.

Основные цели, которые должны быть достигнуты в соответствующих фазах проекта - student2.ru


Рис. 2.1.Организация проекта внедрения согласно AIM

Каждый из выделенных процессов подразумевает выполнение определенного комплекса работ.

· Определение бизнес-требований (RD). Результатом выполнения задач, входящих в данный процесс, является описание требований Заказчика к развертываемой системе. В ходе этого процесса создаются детальные описания выполнения бизнес-процессов Заказчика в заданной области автоматизации (модели "как есть"). Затем разрабатываются модели бизнес-процессов Заказчика, которые будут реализованы после развертывания системы (модели "как должно быть"). Последние затем детализируются до уровня конкретных функций, выполняемых системой для каждого элементарного шага бизнес-процесса.

· Отображение бизнес-требований (BR). В ходе выполнения задач этого процесса выясняется, какая функциональность Oracle E-Business Suite и каким образом может применяться для реализации необходимых Заказчику функциональных возможностей информационной системы. Окончательно определяются бизнес-процессы "как должно быть" и состав используемой в системе информации. Фиксируются значения параметров настройки программных модулей Oracle E-Business Suite и перечень необходимых доработок.

· Разработка архитектуры (TA). В ходе этого процесса происходит построение технической архитектуры, необходимой для работы системы, а также определяются значения ключевых параметров настройки Oracle E-Business Suite, касающихся архитектуры.

· Разработка дополнительной функциональности (MD). В рамках этого процесса разрабатывается программное обеспечение, которое необходимо для реализации функциональности, отсутствующей в Oracle E-Business Suit.

· Конвертация данных (CV). Процесс охватывает задачи, связанные с переносом данных из унаследованных систем в новую. Выявляются объекты, содержащие необходимые данные, определяются методы преобразования и загрузки этих данных в систему. Разрабатывается вспомогательное программное обеспечение.

· Документирование (DO). В этом процессе создается документация на систему.

· Тестирование функциональности (TE). На основе бизнес-требований разрабатываются сценарии тестирования и проводится проверка реализации этих требований в системе.

· Тестирование производительности (PT). Проверяется работоспособность системы в условиях реальной нагрузки (по количеству пользователей, документов, транзакций и пр.).

· Обучение (TR). Процесс включает в себя две основные задачи: обучение проектной группы (с него начинается проект по внедрению) и обучение конечных пользователей (им проект заканчивается).

· Ввод в эксплуатацию (PM). В ходе этого процесса рассматриваются все вопросы, связанные с организацией промышленной эксплуатации системы и ее сопровождением.

Процессы в AIM формируются из задач. Задача - элементарный (неделимый) объем работ, который обязательно заканчивается формально фиксируемым (документируемым) результатом. Если результат естественным образом в ходе выполнения задачи сформирован в электронной форме (например, выполнены настройки программного модуля), то он должен быть оформлен соответствующим документом, согласован и утвержден (обычно в бумажной форме). Если результатом задачи является выполненная работа, то он документируется в виде акта. Выполнение задачи дает результат либо полезный для целей проекта сам по себе, либо используемый для выполнения (в качестве входа) другой задачи. Задачи в AIM обозначаются двумя буквами (обозначение процесса) и двумя-тремя цифрами через точку.

В методологии приводится описание типовых ролей, которые исполняются участниками проекта при выполнении задач.

Описание выполняемых работ заключается в формировании цепочек задач, которые необходимо выполнить для достижения целей проекта.

Внедрение готового приложения заключается в одновременном согласовании возможностей приложения и организации исполнения автоматизируемых бизнес-процессов. Это приводит к необходимости настройки (доработки) приложения и модификации бизнес-процессов. Рекомендуемая последовательность действий определяется следующей цепочкой задач:

RD.020 - RD.030 - RD.070 - BR.020 - BR.080 - MD.020 - MD.060 - DO.070 - TE.110 - PM.050 - CV.140 - PM.080, где

· RD.020 - изучение существующих бизнес-процессов;

· RD.030 - моделирование будущих бизнес-процессов;

· RD.070 - выявление детальных требований к будущим бизнес-процессам;

· BR.020 - отображение бизнес-процессов в функциональность приложения;

· BR.080 - тестирование принятых решений;

· MD.020 - оценка решений по доработке функциональности приложения;

· MD.060 - дизайн расширений функциональности приложения;

· DO.070 - разработка инструкций для пользователя;

· TE.110 - тестирование приложения;

· PM.050 - установка приложения на систему периода эксплуатации;

· CV.140 - ввод начальных данных;

· PM.080 - запуск новой системы.

Пример корпоративной методологии внедрения

В настоящем разделе рассмотрен ряд примеров достаточно интенсивно применяемых методологий внедрения информационных систем. Следует учитывать, что в "чистом" виде эти методологии используются весьма редко. Обычно на их основе компаниями создаются свои внутренние, корпоративные методики, которые концентрируют опыт и особенности работы компании. Поэтому корпоративные методики рассматриваются как разновидность коммерческого продукта компании, и доступ к их содержанию ограничен.

В качестве примера можно привести краткое описание одной из корпоративных методик внедрения информационных систем.

Проекты внедрения включают в себя шесть этапов:

· Подготовка проекта.

· Анализ операций.

· Дизайн системы.

· Построение системы.

· Переход.

· Эксплуатация.

Цели и задачи этапов приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Характеристика этапов внедрения корпоративной методологии

Этап проекта Цели этапа Выполняемые работы (пакеты работ)
Подготовка проекта Формирование проектных документов и команды проекта · Организовать проект o Сформулировать ожидаемые результаты проекта o Создать инфраструктуру проекта o Построить команду внедрения · Создать модель автоматизации o Определить финансовую и операционную структуры компании o Определить текущие бизнес-процессы и учетные процедуры · Создать детальный план проекта Результаты: · Общее описание деятельности · Анализ текущих бизнес-процессов · Модель управленческого планирования и учета · Предварительный концептуальный дизайн системы · Обученная команда внедрения · Детальный план проекта внедрения
Анализ операций Оценка специфики и создание детального рабочего плана проекта · Анализ бизнес-процессов o Сбор информации о бизнес-процессах o Разработка модели для каждого бизнес-процесса o Внесение в существующие бизнес-процессы изменений и дополнений, необходимых для соответствия модели системы · Разработка требований к оборудованию, программному обеспечению и коммуникациям · Определение задания на дополнительные разработки в системе · Разработка дополнительных моделей o Разработка моделей тестирования o Разработка модели перехода на новую систему Результаты: · Утвержденная модель будущих процессов · Анализ реализации процессов в системе · Анализ достаточности структуры базы данных · Концептуальный дизайн системы · Требования к изменению или расширению функциональности системы
Дизайн системы Проектирование системы · Преобразование бизнес-процессов o Определение сценариев работы в системе o Проектирование параметров системы o Подготовка первой версии рабочих инструкций · Разработка детальных схем дополнительных разработок · Разработка материалов для обучения · "Техническое" проектирование системы o Проектирование архитектуры ПО, o Проектирование системы безопасности, o Определение требований к оборудованию, o Проектирование организации базы данных · Разработка средств конвертации данных · Подготовка инфраструктуры тестирования системы Результаты: · Описание настройки системы · Техническое задание на разработку модулей системы · Описание соответствия данных существующей системы с данными системы · Сценарии бизнес-тестирования системы · Сценарии тестирования интеграции с другими системами · План обучения пользователей
Построение системы Создание рабочей версии системы · Разработка дополнительного программного обеспечения o Функциональное расширение модулей и базы данных o Разработка интеКЗейсов с существующими системами o Разработка программ конвертации данных · Тестирование o Работоспособности модулей и системы в целом в соответствии с требованиями o Средств конвертации данных o ИнтеКЗейсов o Производительности системы · Разработка документации для пользователей, системных администраторов и технической поддержки · Разработка и тестирование процедур инсталляции Результаты: · Установлена рабочая версия системы · Настроены параметры системы · Проведена тестовая конвертация данных · Созданы инструкции для пользователей · Проведено бизнес-тестирование системы · Проведено тестирование интеграции системы с другими системами · План перехода на новую систему
Переход Запуск системы в эксплуатацию · Установка системы конвертации данных, загрузка и проверка данных в системе · Обучение пользователей · Подготовка рабочего пространства в системе · Окончательная настройка системы · Организация поддержки системы · Обеспечение нормальной работы пользователей · Определение статуса готовности системы · Переход к эксплуатации системы Результаты: · Конвертированные и проверенные данные · Результаты окончательного тестирования · Подготовленные пользователи · Рабочая система · Инфраструктура поддержки системы
Эксплуатация Поддержка и развитие системы · Начало эксплуатации системы · Аудит системы · Измерение производительности · Прекращение использования старой системы · Поддержка системы · Определение новых направлений Результаты: · Работающая система · Результаты проверки эффективности использования системы · Рекомендации по дальнейшему развитию системы

Дополнительно следует отметить, что в рассмотренных методологиях процедуры управления проектом присутствуют в усеченном варианте. Полная технология управления проектами рассматривается в последующих разделах книги.

Лекция 3

Наши рекомендации