Понятие САЗ и особенности работы над ними.
Бантова М.А. определяет САЗ,
Решение САЗ для ребенка определенный труд, так как
У школьника должны быть сформированы другие новые учебные умения, которые определяются особенностями работы ССАЗ.
Особенности работы с САЗ
- на подготовительном этапе чаще пользуются не предметными моделями, а приемом выделения из текста САЗ простых АЗ;
- большего внимания требует работа над текстом задачи, поскольку текст становится длиннее, содержит больше данных и больше взаимосвязей;
- в процессе решения САЗ учащиеся должны уметь использовать более широкий комплекс моделей;
- возрастают требования к чтению и осознанию АЗ;
- анализ задачи, подводящий ребенка к плану решения, требует не одномоментного выбора АД, а установления цепочки последовательных АД;
- умение выполнять новые формы записи решения;
- умение решать задачи разными способами выбирать рациональный;
- серьезное внимание уделяется самостоятельной аналитической деятельности младшего школьника.
САЗ в традиционной системе, так же как и простые, используются при ознакомлении с новыми понятиями, свойствами, закономерностями, помогают лучше усвоить другие вопросы курса (взаимосвязь между Ц, К, С). Этими функциями объясняется система их расположения по классам, и методика работы, хотя сроки знакомства с первыми САЗ и уровень их сложности является дискуссионным и ощутимо разнится в разных вариативных системах.
Программа Истоминой Н.Б. – нацелена на обучение семантического и математического анализа текстовых задач, выявление взаимосвязи между условием м вопросом и представления этих связей в виде схематической или символической модели.
В системе Э-Д основной целью является формирование рациональных способов анализа текстов, выделения математической структуры и ее моделирование с помощью знаково-символических средств.
Система расположения САЗ.
Логика введения в традиционной программе САЗ после ПАЗ, система расположения которых объясняется усвоением соответствующих теоретических знаний.
САЗ
нетиповые типовые (с пропорциональными величинами)
К нетиповым задачам относятся тексты, в которых требование выражено повествовательным предложением или текст задачи трансформирован таким образом, что она сформулирована одним предложением или условие разделено на 2 части. Решение большинства нетиповых задач связано со свойствами АД
Типовые задачи – это задачи с величинами. У них есть определенная классификация.
Класс | Нетиповые | Типовые | Форма записи решения | |
Состоящие из ПАЗ известных видов | Помогающие усвоить свойства АД | |||
1-2 кл | В 2 АД на сложение и вычитание (кроме задач, выраженных в косвенной форме) | (а+б)+с (а+б)-с а+(б+с) а-(б+с) | Выражением По действиям с пояснением По действиям без пояснения По действиям (пояснение в вопросительной форме) | |
3 кл. | В 2-3 АД на все арифмет. действия (все виды) | (а+б)*с (а+б):с и ранее изученные | На нахождение 4 пропорционального | Выражением, по действиям |
4 кл | В 3-4 АД | а: (б*с) а*(б+с) а*(б*с) и ранее изученные | На пропорциональное деление На нахождение неизвестного по 2 разностям На движение | Выражением, по действиям |