Теория управления и организации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
Направленность (профиль):
Управленческое консультирование
Направление подготовки:
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Уровень образования:
высшее образование -- уровень бакалавриата
Наименование квалификации:
Бакалавр
Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Целями учебной дисциплины «Теории управления и организации» заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основных тенденциях развития управленческой мысли, о теории и практике функционирования и развития системы управления, о закономерностях развития организаций, навыков разработки планов развития организаций, осуществления конфликтологического сопровождение деятельности организаций, способностей анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрежения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении
Задачи учебной дисциплины:
В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, коммуникативной, организационно-регулирующей и исполнительно-распорядительной деятельности):
- способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций;
- способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Теория управления и организации» реализуется в базовой части цикла дисциплин основной профессиональной образовательной программы «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки 37.03.02«Конфликтология» (бакалавр) очной и заочной формам обучения.
Изучение учебной дисциплины «Теория управления и организации» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала учебной дисциплины: «Философия», «Введение в специальность».
Изучение учебной дисциплины «Теория управления и организации» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Основы научно-исследовательской деятельности в конфликтологии», «Социальное проектирование в системе управления», «Социология управления».
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций:
способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация (ПК-13);
способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрежения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-14)
в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки 37.03.02 «Конфликтология» (бакалавр).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ПК-13 | способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация | Знать: историю и основные тенденции развития управленческой мысли, уметь анализировать и разрабатывать планы развития организаций, знать особенности и разновидности конфликтов в организации. |
Уметь: провести оценку проблемной ситуации в сфере управления, выявить основные закономерности и тенденции развития организаций, находить и использовать информацию, необходимую для анализа текущих управленческих ситуаций и проблем. | ||
Владеть: владеть методами реализации основных управленческих функций (планирование, организация, мотивирование и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение; современными методами управления человеческими ресурсами. | ||
ПК-14 | способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрежения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении | Знать: основные особенности, принципы и методы управленческой деятельности; принципы построения и развития организаций, особенности проведения анализа деятельности организаций. |
Уметь: самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования профессиональной деятельности и организации управления; анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации, проводить анализ конфликтогенного потенциала организаций | ||
Владеть: методами прогнозирования развития социальных и организационных процессов в объектах управления; методами прикладных исследований и технологиями разрешения конфликтных ситуаций. |
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 14 зачетных единиц.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц | Семестры | ||
1 сем | 2 сем | 3 сем | ||
Аудиторные учебные занятия, всего | 3,4 | 0,8 | 1,3 | 1,3 |
В том числе: | ||||
Учебные занятия лекционного типа | 1,2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Учебные занятия семинарского типа | 2,2 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
Лабораторные занятия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся, всего | 7,9 | 2,5 | 2,7 | 2,7 |
В том числе: | ||||
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | ||||
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | 2,2 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
Рефераты, эссе, др. творческие работы | ||||
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен | экзамен | |
Общая трудоемкость учебной дисциплины | 2,98 | 5,93 | 5,09 |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц | Семестры | ||
1 сем | 2 сем | |||
Аудиторные учебные занятия, всего | 3,4 | 0,8 | 1,3 | |
В том числе: | ||||
Учебные занятия лекционного типа | 1,2 | 0,4 | 0,4 | |
Учебные занятия семинарского типа | 2,2 | 0,4 | 0,9 | |
Лабораторные занятия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся, всего | 7,9 | 2,5 | 2,7 | |
В том числе: | ||||
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | ||||
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | 2,2 | 0,4 | 0,9 | |
Рефераты, эссе, др. творческие работы | ||||
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен | ||
Общая трудоемкость учебной дисциплины | 2,98 | 5,93 |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем контактной работы составляет 128 часа.
Объем самостоятельной работы –268 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, академических часов | ||||||
Всего | Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация | Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | |||||
1 семестр | ||||||||
1. | Раздел 1. Теория управления | |||||||
2. | Тема 1.1 Сущность и содержание теории управления | |||||||
3. | Тема 1.2 Этапы развития теории управления | |||||||
4. | Раздел 2. Методы управления | |||||||
5. | Тема 2.1. Научные школы управления | |||||||
6. | Тема 2.2 Методы управления. | |||||||
7. | Раздел 3. Функции управления | |||||||
8. | Тема 3.1 Планирование как функция управления | |||||||
9. | Тема 3.2 Организационная функция управления | |||||||
10. | Раздел 4.Мотивация в управлении | |||||||
11. | Тема 4.1. Мотивационный процесс в управлении | |||||||
12. | Тема 4.2. Контроль как функция управления | |||||||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
2 семестр | ||||||||
13. | Раздел 5. Основы теории организации | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
14. | Тема 5.1 Предмет теории организации | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
15. | Тема 5.2 Формы коллективного поведения и возникновение организации | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
16. | Раздел 6. Эволюция организационной теории | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
17. | Тема 6.1 Организация как социальная система | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
18. | Тема 6.2 Основные подходы и теории организации | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
19. | Раздел 7 Законы организации | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
20. | Тема 7.1 Жизненные циклы развития организации | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
21. | Тема 7.2 Основные законы достижения эффективности организации | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
22. | Раздел 8. Типы организационных структур | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
23. | Тема 8.1.Структура управления | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
24. | Тема 8.2.Теория Гласиер | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
25. | Раздел 9. Культура организации | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
26. | Тема 9.1. Организационная культура | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
27. | Тема 9.2. организационные коммуникации | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
Семестр 3 | ||||||||
28. | Раздел 10Виды и формы организаций | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
29. | Тема 10.1 Основные виды организаций | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
30. | Тема 10.2. Единичные и корпоративные формы организаций | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
31. | Раздел 11.Организационное проектирование | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
32. | Тема 11.1 Новые формы современных организаций. | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
33. | Тема 11.2 Сущность и содержание организационного проектирования. | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
34. | Раздел 12. Процесс организационного проектирования | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
35. | Тема 12.1 Принципы и требования к организационному проектированию. | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
36. | Тема 12.2 Основные направления развития в сфере организационного проектирования. | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
37. | Раздел 13. Организационные изменения | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
38. | Тема 13.1. Понятие и виды организационных изменений | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
39. | Тема 13.2.Организационный консалтинг | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
40. | Раздел 14. Организационное развитие | 26,4 | 9,6 | 3,2 | 6,4 | |||
41. | Тема 14.1Концепции организационного развития | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
42. | Тема 14.2 Организационное развитие | 13,2 | 4,8 | 1,6 | 3,2 | |||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | экзамен | |||||||
3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем контактной работы составляет 32 часов.
Объем самостоятельной работы –445 часа.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, академических часов | ||||||
Всего | Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация | Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | |||||
1 семестр | ||||||||
1. | Раздел 1. Теория управления | |||||||
2. | Тема 1.1 Сущность и содержание теории управления | 16,5 | ||||||
3. | Тема 1.2 Этапы развития теории управления | 16,5 | ||||||
4. | Раздел 2. Методы управления | |||||||
5. | Тема 2.1. Научные школы управления | 16,5 | ||||||
6. | Тема 2.2 Методы управления. | 16,5 | ||||||
7. | Раздел 3. Функции управления | |||||||
8. | Тема 3.1 Планирование как функция управления | 16,5 | ||||||
9. | Тема 3.2 Организационная функция управления | 16,5 | ||||||
10. | Раздел 4.Мотивация в управлении | |||||||
11. | Тема 4.1. Мотивационный процесс в управлении | 16,5 | ||||||
12. | Тема 4.2. Контроль как функция управления | 16,5 | ||||||
13. | Раздел 5. Теоретические основы теории организации | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
14. | Тема 5.1 Предмет теории организации | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
15. | Тема 5.2 Формы коллективного поведения и возникновение организации | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
16. | Раздел 6. Эволюция организационной теории | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
17. | Тема 6.1 Организация как социальная система | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
18. | Тема 6.2 Основные подходы и теории организации | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
19. | Раздел 7 Законы организации | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
20. | Тема 7.1 Жизненные циклы развития организации | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
21. | Тема 7.2 Основные законы достижения эффективности организации | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
22. | Раздел 8. Типы организационных структур | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
23. | Тема 8.1.Структура управления | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
24. | Тема 8.2.Теория Гласиер | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
25. | Раздел 9. Культура организации | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
26. | Тема 9.1. Организационная культура | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
27. | Тема 9.2. организационные коммуникации | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
Семестр 2 | ||||||||
28. | Раздел 10Виды и формы организаций | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
29. | Тема 10.1 Основные виды организаций | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
30. | Тема 10.2. Единичные и корпоративные формы организаций | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
31. | Раздел 11.Организационное проектирование | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
32. | Тема 11.1 Новые формы современных организаций. | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
33. | Тема 11.2 Сущность и содержание организационного проектирования. | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
34. | Раздел 12. Процесс организационного проектирования | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
35. | Тема 12.1 Принципы и требования к организационному проектированию. | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
36. | Тема 12.2 Основные направления развития в сфере организационного проектирования. | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
37. | Раздел 13. Организационные изменения | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
38. | Тема 13.1. Понятие и виды организационных изменений | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
39. | Тема 13.2.Организационный консалтинг | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
40. | Раздел 14. Организационное развитие | 33,6 | 2,4 | 0,8 | 1,6 | |||
41. | Тема 14.1Концепции организационного развития | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
42. | Тема 14.2 Организационное развитие | 16,8 | 1,2 | 0,4 | 0,8 | |||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | экзамен | |||||||
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
4.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Раздел, тема | Формы текущего контроля, в т.ч. самостоятельной работы | |||||
Академическая активность, час | Форма академической активности | Выполнение практических заданий, час | Форма практического задания | Рубежный текущий контроль, час | Форма рубежного текущего контроля | ||
1. | Раздел 1. Теория управления | 15 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 15 час | расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | |
2. | Раздел 2. Методы управления | 11 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 11 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | |
3. | Раздел 3. Функции управления | 10 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 10 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | |
4. | Раздел 4. Мотивация в управлении | 10 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 10 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | |
Раздел 5. Теоретические основы теории организации | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 6. Эволюция организационной теории | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Контрольная работа | компьютерное тестирование | ||
Раздел 7. Законы организации | 11 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 11 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 8. Типы организационных структур | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 9. Культура организации | 10 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 10 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 10. Виды и формы организации | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 11. Организационное проектирование | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 12. Процесс организационного проектирования | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 13. Организационные изменения | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование | ||
Раздел 14. Организационное развитие | 14 час | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | 14 час | Расчетное практическое задание | компьютерное тестирование |
4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине
Раздел 1. Теория управления
Тема 1.1. Сущность и содержание теории управления
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация (ПК-13).
Раздел 2. Методы управления
Тема 2.1. Научные школы управления.
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация (ПК-13).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Изучите сущность социального управления.
1. Укажите роль управления в преобразовании общества.
3. Рассмотрите системный подход в управлении.
4. Изучите взаимосвязь управленческих функций и процессы групповой динамики в синергетическом подходе.
5. Проанализировать организационные отношения (на примере конкретной организации) в рамках системного, процессного, синергетического, ситуационного подходов.
6. Рассмотрите функции государственного управления в Древнем Египте.
1. Изучите свод законов Хаммурапи и его роль в формализации социальных отношений.
Доклад оформите в виде презентации.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Управление в широком понимании этого термина – это …Одиночный выбор
(!)целенаправленный перевод любой заданной системы в нужное состояние и поддержание режима ее деятельности до достижения требуемого результата
(?)процесс адаптации системы к окружающей среде
(?)процесс регулирования в целях поддержания равновесия в системе
(?)консультирование объекта управления для достижения оптимальных результатов, при наименьших затратах времени и ресурсов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Проанализировать проблемы конкретной организации, разработать организационно-управленческие решений, опираясь на достижения научных школ в области управления.
1. Основные положения Ф. Тейлора
2. Основные положения теории Г. Форда
3. Стратегия управления человеческими ресурсами организаций
4. Распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования в теории П. Друкера
5. Теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных задач организации.
6. Эссе - На основе изученного материала опишите систему применения различных методов управленческого воздействия наиболее эффективную в современных системах управления.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Что является объектом социального управления? Одиночный выбор
(!)человек
(?)техническое устройство
(?)технологический процесс
(?)климатические условия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 3
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Проанализировать виды миссий различных организаций, найти общие черты, определить древо целей для конкретной организации.
1. Методы анализ внешней и внутренней среды в управлении.
2. Реализация функции планирования в зарубежных странах.
3. Стратегическое планирование и виды стратегий.
4. Прогнозная деятельность в управлении, виды прогнозов и применение прогнозирования
5. Применение информационных технологий в прогнозировании и планировании
6. Законодательное регулирование прогнозной деятельности и планирования в Российской Федерации
7. Аппаратная и линейная деятельность в управлении
8. Принципы организации управленческой деятельности
9. Организационная эффективность
10. Типы организационных структур
11. выявить виды деятельности органа местного самоуправления и на основе анализа построить организационную структуру.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 3: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Инструментальный аспект управления социальными системами – это … Одиночный выбор.
(!)«чем» осуществляется управление
(?)«кто» управляет «кем»
(?)«как» осуществляется управление
(?)«как» управление влияет на управляемых
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 4
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Сравнить изученные теории мотивации и выделить основные общие и отличительные черты. Рассмотреть систему мотивации работников в конкретной организации, определить недостатки и достоинства системы.
1. Классификация теорий мотивации
2. Развитие системы мотивации персонала в СССР
3. Сравнительные характеристики западных и отечественных взглядов на процесс мотивации.
4. Виды контрольной деятельности в управлении
5. Роль прямых и обратных связей в процессе контроля
6. Эффективность контроля
7. Понятие стандарт качества в управленческой деятельности
Задание: На примере системы управления рассмотреть реализацию функции контроля, определить субъектов реализации контрольной функции и этапы.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 4: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Важнейший принцип принятия управленческих решений – это … Одиночный выбор
(!)своевременность
(?)стратегическая направленность
(?)гибкость
(?)справедливость
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 5
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Найти в различных источниках определения понятия «организация», составить таблицу определений, проанализировать различия в определениях, предложить собственное определение.
1. Организации в современном мире.
2. Менеджмент и организация.
3. составьте список ключевых терминов, связанных с понятием «организация», дайте их определение.
4. составьте виды целей, иерархию целей организации.
5. Виды систем
6. Признаки системы
7. В чем заключается суть организации как сложной иерархической системы, взаимодействующей с внешней средой?
8. Из каких элементов состоит внутренняя среда организации?
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 5: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Процессный подход в управлении … Одиночный выбор
(!)рассматривает управление как взаимосвязанные действия, функции
(?)направлен на согласование целей каждого подразделения и исполнителя с генеральной целью организации
(?)раскрывает и конкретизирует принцип системности
(?)состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 6
Форма практического задания:контрольная работа
Примерный перечень тем контрольных работ
Прочитать книгу Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения». Ли Яккока «Карьера менеджера», Акио Морита «Сделано в Японии», В.И. Терещенко Организация и управление: опыт США
1. Основные вехи жизненного пути Г. Форда.
2. Сущность фордизма.
3. Причины кризиса на предприятиях Г. Форда.
4. Ли Якокка «Карьера менеджера».
5. Акио Морита «Сделано в Японии».
6. Сущность организационных законов
7. Законы возникновения и построения организации.
8. Законы сохранения и развития организации.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 6: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)формулировка закона: каждая система (биологическая или социальная) стремиться настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Что это за закон? Одиночный выбор
(?)закон самосохранения
(!)закон единства анализа и синтеза
(?)закон синергии
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 7
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Представить СВОТ-анализ и PEST-анализ конкретной организации.
1. Сетевая организация.
2. Многомерная организация.
3. Круговая организация.
4. Виртуальная организация.
5. Обучающаяся организация.
Задание № 6:Опишите основные законы развития конкретной организации. Сделайте вывод о возможности использования этих законов для конкретной выбранной вами организации.
Задание №7:Рассмотрите жизненный цикл и кризисные ситуации в конкретной организации.
Задание №8:Сформулируйте принципы рационализации для конкретной организации.
Задание №9:Разработайте проект реорганизации, изменения структуры и культуры организации в соответствии с выбранной стратегией.
Задание №10:Постройте производственную структуру предприятия по следующим признакам:
Предприятие специализируется в области производства технологического оборудования для порошковой металлургии и керамической промышленности. Оно выпускает четыре типа агрегатов – механические и гидравлические прессы, машины для измельчения и смешивания, ультразвуковые установки для очистки.
Удельный вес покупных инструментов и оснастки составляет около 50%.
Предприятие самостоятельно производит сжатый воздух и горячую воду. Остальные виды топливно-энергетических ресурсов предприятие покупает.
Отх