Система функций органов государственной власти и управления
В связи с резким сокращением сектора государственной собственности и переходом к рыночным отношениям, местное самоуправление нашло свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.
Выявляются два аспекта проблем:
- функции государственного управления;
- функции его субъектов.
Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Теперь они проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.
В большей степени претерпевают изменения функции органов государственного управления. Сужены некоторые традиционные для советского периода функции (например, планирования, материально-технического снабжения и др.). Появились новые, обусловленные переходом к рыночной экономике (например, осуществление антимонопольных мероприятий, функции, связанные с появлением безработицы, разгосударствлением предприятий и учреждений в различных сферах и др.).
Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами: с одной стороны, центральной, с другой – локальной. Планирование перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.
Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны. Отказ от планирования вообще – грубейшая ошибка. Планирование – объективная необходимость нормальной организации государственной работы.
Государственное регулирование – одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления этой функции включают:
- нормативное регулирование путем установления общих правил;
- его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
- контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
- государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
- координацию и общее направление их деятельности;
- содействие ее внешнему осуществлению;
- определение приоритетов в структурной политике;
- государственные контракты (договоры);
- регистрацию;
- лицензирование и др.
Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы.
В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.
Государственный контроль – функция, связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и государственного регулирования. Контроль, со свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:
- контроль Президента Российской Федерации;
- контроль органов законодательной (представительной) власти;
- контроль органов исполнительной власти;
- контроль органов судебной власти.
Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:
а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации;
б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.
Контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов.
Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью правительства Российской Федерации по разработке федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думой.
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит механизм планирования?
2. Что такое прогнозирование?
3. Чем отличается прогнозирование от планирования, или какую роль играет прогнозирование в плановом процессе?
4. Каково назначение организационной функции?
5. Может ли функция организации предшествовать функции планирования?
6. Какая функция управления придает состояние упорядоченности и устойчивости системе производства?
7. Какая функция управления придает слаженность работе структурных подразделений организации?
8. Какие две группы стимулов Вы знаете?
9. Какие две группы функций системы государственного управления Вы знаете?
10. В чем состоит главное назначение функции управления?
11. Назовите субъекты государственного контроля.