Понятие, система форм и методы деятельности органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.

Функции и компетенция представляют внутреннюю, сущностную сторону деятельности органов публичной власти, однако ее анализ был бы неполный без детального определения и внешней стороны, которая характеризуют формы реализации функций и компетенции или формы деятельности.

В процессе реализации функций и компетенции проявляется воля субъекта, направленная на достижение определенной цели в том порядке и виде, как и предусмотренно правовыми нормами. При этом юридически закрепленные полномочия приобретают конкретный характер и находят выражение в виде определенных действий и операций. Такие действия властных учреждений могут быть различного характера - правового, организационного, материального, технического.

Действия органов публичной власти относительно реализации функций и компетенции могут быть сведены в определенные однородные группы, практическое выражение которых и получило название формы деятельности. Реализация функций и компетенции всегда является определенным процессом, который характеризует динамику властной деятельности, а потому формы деятельности связанны с определенными правовыми и организационными процедурами, в пределах которых и происходит осуществление функций и полномочий органов публичной власти.

Итак, форма деятельности - это внешнее выражение однородных действий, процедур, которые осуществляют органы публичной власти, их структурные подразделения и должностные лица в процессе реализации функций и компетенции.

В зависимости от характера последствий (полученного результата) формы деятельности целесообразно классифицировать на правовые, организационные и материально-технические.

Правовые формы деятельности связанны с выполнением юридически значащих действий в строго указанном законом порядке. С их помощью происходит фиксация решений и действий органов публичной власти, которые имеют юридическое содержание. Результатом правовой деятельности является акт правового характера.

Организационные формы деятельности осуществляются в пределах действующего законодательства и на его основании, однако не нуждаются в строгом юридическом оформлении и, как правило, сами по себе не влекут юридических последствий.

Материально-технические формы деятельности также не нуждаются в издании специальных юридических актов - их проводят в порядке текущей работы. Они являются внешним проявлением разных операций материально-технического характера, которые используются для обеспечения деятельности органов публичной власти.

В зависимости от характера действий (манипуляций) с нормами права, различают такие правовые формы деятельности органов публичной власти: законодательную, правоприменительную, интерпретационную, учредительную, контрольную, правоохранительную формы.

Законодательная форма деятельности - это совокупность действий и процедур относительно создания, изменения и отмены нормативных предписаний.

Правоприменительная форма деятельности представляет собой совокупность действий и процедур относительно выполнения нормативно-правовых актов, издания актов применения права.

Интерпретационная форма деятельности состоит в осуществлении действий и процедур относительно выяснения и разъяснения содержания правовых норм.

Учредительная форма деятельности связана с действиями и процедурами относительно создания, реорганизации и ликвидации властных учреждений, их структурных подразделений, избрания, назначения должностных лиц органов публичной власти.

Правоохранительная форма деятельности - это совокупность действий и процедур относительно охраны норм права от нарушений, защиты прав и законных интересов субъектов общественных отношений.

Контрольная форма деятельности представляет собой совокупность действий и процедур относительно проверки и надзора за соблюдением, выполнением и применением правовых предписаний субъектами общественных отношений.

В процессе реализации функций и компетенции властные органы применяют определенные приемы и способы достижения поставленных целей, с помощью которых осуществляется приведение в порядок, обеспечение эффективности властной деятельности, организация управленческого процесса, происходит влияние на поведение и общественную деятельность субъектов.

Для их определения используются понятие "управленческие методы", "методы деятельности органов публичной власти", "методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления".

Учитывая сложность проблемы относительно классификации методов деятельности органов публичной власти, целесообразно подойти к этому вопросу, руководствуясь их назначением. Ведь методы - это способы и приемы, которые дают возможность упорядочить и эффективно организовать реализацию функций и полномочий органов публичной власти.

Процесс реализации функций и полномочий органов публичной власти имеет определенные стадии. Независимо от того, какая конкретно функция реализовывается, ее осуществление начинается с планирования, сбора и обработки информации, продлевается изготовлением решения, его выполнением и заканчивается контролем по выполнению решения. Для каждого из этих этапов характерны свои средства достижения поставленных целей. При этом в процессе реализации могут быть задействованы органы публичной власти, их структурные подразделения и должностные лица, которые должны координировать свою работу на всех этапах властной деятельности. Соответственно используются способы и приемы повышения эффективности их работы, профессионализма, служебной и социальной активности.

Таким образом, следует выделять организационные методы, которые имеют универсальный характер, - планирования, информационного обеспечения, изготовление решений, организации выполнения, контроля по выполнению, координации деятельности, работы с кадрами.

Метод планирования заключается в совокупности способов и приемов определения основных задач, направлений деятельности в будущем, мероприятий по достижению намеченных показателей. Планирование является одним из основных способов организационного обеспечения органами публичной власти реализации функций и компетенции. В соответствии с тем, на какой период рассчитано планирование, оно делится на оперативное (месячное, недельное), текущее (квартальное) и перспективное (годовое). Разновидностью метода планирования является прогнозирование, которое связано с предусматриванием развития общественных процессов на более отдаленный промежуток времени.

Метод информационного обеспечения представляет собой совокупность приемов и способов получения, собора, создания, использования, распространения и хранения информации органами публичной власти, их структурными подразделениями, должностными лицами, служащими ради удовлетворения информационных потребностей в процессе реализации своих функций и полномочий.

Метод координации - это способы и приемы взаимодействия, согласования, корректировки действий органов публичной власти, их подразделений, должностных лиц в процессе реализации функций и полномочий. Они зависят от характера отношений и связей между субъектами, которые задействованы в управленческом процессе. Если субъекты находятся в состоянии подчиненности, зависимости, отношения между ними приобретают субординационный характер, соответственно и способы взаимодействия называются методом координации-субординации. Если происходит согласование действий между властными учреждениями, которые не являются подчиненными, возникает метод взаимодействия.

Метод работы с кадрами - заключается в совокупности способов и приемов относительно оптимального отбора, расстановки, профессиональной ориентации, обучения, создания благоприятного социально-психологического климата, стимулирования, контроля персонала с целью обеспечения органов публичной власти высококвалифицированными, профессиональными, компетентными, инициативными, ответственными кадрами. Комплексное применение таких приемов дает возможность создать условия для эффективного функционирования организации, выявления инициативы и творчества служащих, их профессионального развития, социально-психологического единства коллектива, повышение качества работы.

Метод изготовления решений - олицетворяет средства и приемы определения возможных путей решения проблемы, подготовки необходимой информации, разработки вариантов решения, анализа следствий его реализации, выбора и принятия решения. Такие приемы применяются с целью оперативного, эффективного решения проблемы и изготовления обоснованных, качественных, законных, экономических решений.

Метод организации выполнения решений представляет собой совокупность способов и приемов доведения принятых решений до исполнителей и обеспечение их практической реализации. Решение может быть официально оглашенно или переданно непосредственным исполнителям в виде полного текстуального оформления, извлечений, резолюций. Главным требованием является рациональное, четкое изложение материала; оперативность передачи; правильное определение круга исполнителей и заинтересованных субъектов, которым направляется решение, способов и форм передачи. А также решение вопросов материально-технического обеспечения его выполнения.

Метод контроля заключается в совокупности способов и приемов проверки выполнения решений, задач, доверенностей, выявление допущенных отклонений и определение путей устранения недостатков. В отличие от одноименной функции, метод контроля характеризует не содержательно-целевое назначение деятельности органа публичной власти, а лишь способ обеспечения надлежащего выполнения принятых решений. Контрольные мероприятия могут быть довольно разнообразными: ревизия, проверка, обследование, заслушивание отчетов.

Правовые методы связаны с использованием определенных организационно - систематизирующих свойств права, как одного из важнейших социальных регуляторов. Среди них можно выделить методы общего и индивидуального регулирования, установления нормативов (метод стандартизации), разрешительно-регистрационный метод (лицензирование, патентование, установление квот, выдача разрешений, регистрация), а также методы уполномочивания, обязывания и запрета.

Социально-психологические методы базируются на использовании научных положений социологии и психологии представляя собой определенные рычаги влияния на социально-психологический климат в коллективе, на трудоспособность сотрудников соответствующих органов публичной власти. К ним относятся методы социологических исследований (социометрия), социального прогнозирования и социального планирования.

Универсальными методами деятельности органов публичной власти являются убеждение и принуждение. Убеждение состоит в осуществлении мероприятий по формированию у подчиненного субъекта собственной уверенности в необходимости выполнения управленческих решений, а принуждение - в осуществлении этих решений независимо от воли подчиненных.

Наши рекомендации