Система контрольных органов государственного управления. Механизм исполнения контрольных функций государства. Виды органов контрольной власти.

Рассмотрим виды контрольных органов в современном российском государстве.

Президентский контроль. Рассмотрим его правовые основы.

Субъекты, осуществляющие президентский контроль, строят свою работу на основе указов главы государства. Базовым в этой части является Указ Президента РФ, которым утверждается Положение об Администрации Президента РФ (Администрация Президента РФ является в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции РФ государственным органом). Указами главы государства в Администрации сформированы различные подразделения, осуществляющие контрольную функцию как главную.

К специальному контрольному подразделению относится Контрольное управление Президента РФ. Контрольные функции наряду с основными реализуют также Государственно-правовое управление Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ, Управление по работе с обращениями граждан и целый ряд других управлений Администрации Президента РФ.

Стратегические конституционные полномочия Президента РФ как главы государства определяют статус президентского контроля как главенствующего в системе государственного контроля. Он осуществляется за исполнением требований нормативных правовых актов, принятых главой государства решений по ведущим власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На особом месте в системе исполнительной власти в соответствии с конституционными полномочиями Президента РФ находятся "силовые структуры", руководимые и контролируемые главой государства. Президентский контроль направлен не только на установление нарушений, но и на принятие комплекса мер по устранению и предупреждению подобных нарушений в будущем. Чем эффективнее станет президентский контроль, чем своевременнее и глубже будут вскрываться нарушения и доводиться до логического завершения принятые решения по результатам контроля, тем больше будет социальная значимость данного контроля, тем реальнее окажутся возможности влиять на дельнейшее улучшение социально-экономической обстановки в стране, а применение апробированных эффективных технологий контроля обеспечит сокращение ресурсных затрат на контрольную работу.

Парламентский контроль. В России на федеральном уровне парламентский контроль осуществляют обе палаты Федерального Собрания РФ, их комитеты, комиссии, политические фракции и группы. Контроль проводится в ходе подготовки и принятия законов, постановлений, осуществляется за исполнением соответствующих статей федеральных законов, в том числе о госбюджете. Поэтомуданный вид госконтроля относится к общему законодательному, атакже политическому и финансовому, поскольку законодательнаяработа является важнейшим элементом общей, в том числе ифинансовой, политики, проводимой представительными органамивласти.

К формам парламентского контроля относятся следующие:

- контроль за разработкой, принятием, а так же за реализацией федеральных законов;

- организация и проведение парламентских (депутатских) расследований;

- проведение парламентских слушаний;

- приглашение и заслушивание отчетов, докладов, сообщений, предложений руководителей органов государственной власти;

Полномочия Федерального Собрания РФ по реализации контрольных функций осуществляются также в форме дачи согласия Президенту РФ на назначение ряда должностных лиц, включая Председателя Правительства РФ, проведения контроля при рассмотрении и утверждении указов Президента о введении военного либо чрезвычайного положения, а также в форме депутатского запроса Правительству РФ.

Парламентский финансовый контроль ведется и посредством деятельности Счетной палаты РФ.

Правительственный контроль. Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образован Аппарат Правительства РФ, а в его структуре - Контрольное управление. Таким образомопределены два субъекта правительственного контроля, а именно:Правительство РФ и его Аппарат.

Контрольные функции Аппарат Правительства РФ реализует на основе постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Федеральные министерства и ведомства реализуют свои контрольные функции в соответствии с положениями о данныхорганах, утвержденных указами Президента РФ (президентский блок федеральных органов исполнительной власти) или постановлениями Правительства РФ, исходя из компетенции Правительства РФ. Кроме того, правительственный контроль осуществляется и на региональном уровне. В частности, во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации созданы подразделения целого ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных и контрольно-надзорными полномочиями.

В этой связи можно сказать, что система правительственного контроля с учетом федерального, окружного и регионального уровней имеет разветвленный характер. В ходе правительственного контроля осуществляется как административный, так и финансовый контроль.

Таким образом, правительственному контролю свойственны такие характеристики, как многофункциональность. С одной стороны, он является финансовым и административным контролем, с другой - надведомственным, межведомственным, ведомственным и не только контролем, но и надзором. С третьей стороны, он имеет крайне разветвленную функциональную структуру: федеральный и региональный уровни. И самое важное: федеральные органы исполнительной власти разделены на два блока. Одним из них руководит Президент РФ, другим ведает Правительства РФ.

На региональном уровне государственный контроль ведется не только федеральными органами государственной власти, но и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (правительствами и администрациями, их специальными контрольными подразделениями), а контроль представительной (законодательной) власти ведется парламентами и их структурами субъектов госконтроля определяются нормативными актами органов (комитетами, комиссиями). Правовой статус и полномочия таких представительной и исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Наши рекомендации