В теории и практике регионального прогнозирования различают два вида прогнозирования – поисковое и нормативное.

Поисковое прогнозирование выявляет, какова будет траектория развития системы социального прогнозирования при условии сохранения действующих тенденций и закономерностей развития без активного в них вмешательства; какой прогноз дает возможность увидеть динамику системы, определить ее вероятные состояния в будущем.

Нормативное прогнозирование направлено на исследование последствий вмешательства в социальную среду, последствий активной социальной политики по достижению социальных целей.

Следует иметь в виду, что, ограничившись только поисковым прогнозированием, можно преувеличить роль тенденций и принизить возможности управления и регуляции социальными процессами. С другой стороны, обращаясь только к нормативному прогнозированию, можно оторваться от реальных тенденций и закономерностей развития. Все это снижает надежность прогноза.

Таким образом, целесообразно применять и сочетать одновременно эти два вида прогнозирования. Соотношение поискового и нормативного прогноза определяется спецификой прогнозируемого объекта и продолжительностью прогнозного периода. Если, например, прогнозируются общие характеристики социального планирования на небольшой период, то здесь доминирует поисковый прогноз. Если же прогнозу подлежит конкретный объект в его длительном развитии, то здесь усиливается нормативный момент прогнозирования, учитывающий активность и вмешательство управляющих систем. Сопоставляя результаты поискового прогнозирования с нормативным, можно получить информацию о диапазоне и степени необходимой регуляции социальных процессов, о возможностях и пределах управляемости объекта.

Организационная функция

Организация − это такая деятельность (функция), которая призвана обеспечить условия выполнения плана (задачи).

Цель функции организации – сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними.

В содержание функции организации входят следующие виды управленческих работ: образование подразделений, определение организационной структуры органов управления (формирование управленческих подразделений), обеспечение взаимодействия структурных элементов (отделов, служб и т.д.).

Результатом выполнения функции организации является:

- создание органов управления на основе объективных функций управления;

- построение структуры аппарата управления;

- формирование управленческих подразделений;

- выработка положений об органах управления;

- установление взаимосвязи между управленческими подразделениями;

- расстановка управленческих кадров.

Организация создает кооперацию людей и машин, при которой совместная деятельность должна протекать с наивысшим эффектом при минимальных затратах. Организация как процесс означает переход от неорганизованной системы к организованной.

Исключительность функции организации требует создания в рамках учреждений постоянно действующего органа управления, призванного заниматься исследованием организационных проблем, обнаруживать симптомы неуправляемости, производственные потери и осуществлять рационализацию управления.

Функция регулирования

Регулирование – это деятельность, посредством которой достигается необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы производства в случае отклонения от плановых заданий.

Регулирование проявляется в следующих формах:

- выравнивание отклонений действительно полученного результата от заданного (нормы);

- выравнивание в виде компенсаций;

- устранение возмущающих воздействий при использовании внутренних резервов, когда влияние внешней среды уже не может вызвать отклонение от нормы.

Регулирование охватывает, главным образом, текущие мероприятия по устранению всякого рода отклонений от плановых заданий и графиков (рис. 9.3). Этот традиционный вид регулирования в управлении производством получил название диспетчирования.

В теории и практике регионального прогнозирования различают два вида прогнозирования – поисковое и нормативное. - student2.ru

Рис. 9.3 − Соотношение реальной (Y re) и плановой (Y пл) функций процесса:

Yre и Yпл − реальная и плановая функции процесса;

+ ∆Y и −∆Y − верхний и нижний пределы допуска отклонений

9.5 Значение и содержание функции

Координирования

Функция координирования обеспечивает согласованность работ всех звеньев системы управления и специалистов. Она выступает в форме целесообразной соорганизованности их действий.

Цель координирования – сделать слаженной работу всего коллектива (структурных подразделений организации и т.п.).

Основной предпосылкой хорошей работы управленческого аппарата в производстве является, прежде всего, организация сотрудничества между отдельными руководителями и структурными подразделениями. Нередко бывает так, что один руководитель не информирован о мероприятиях другого и действует совершенно обособленно, что приводит к нарушению сотрудничества. Такие недостатки устраняются обычно путем координации: проведением совещаний, установлением контактов между руководителями и т.д.; важным моментом координации является согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректив, увязка между исполнителями. В результате координации согласуются действия не только руководителей внутри подразделения, но и руководителей подразделений.

Примером координации в рамках предприятия является деятельность директора, который помимо прочих функций управления координирует и направляет деятельность своих заместителей и помощников, главных специалистов и других руководителей.

При координации допускается относительная свобода в действиях исполнителей.

Функция стимулирования

Стимулирование побуждает элементы системы управления к исполнению своих функций. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затрачиваемого труда.

Наши рекомендации