Система управления и ее основные элементы.
Система управления и ее основные элементы.
Система управления и ее основные элементы. Основные показатели оценки эффективности существующей системы управления.
Управленческая команда. Обеспечение эффективного взаимодействия и оценка ее эффективности.
Многообразие стилей руководства. Факторы, оказывающие влияние на выбор стиля руководства. Модель ситуационного руководства.
Система управления и ее основные элементы. Основные показатели оценки эффективности существующей системы управления.
Система управления — совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации, реализованных в конкретных организационных формах. В системе управления реализуются функции управления.
Система управления включает (рис. 1):
■ специалистов, объединенных в орган управления;
■ используемый комплекс методов управления;
■ совокупность связей;
■ организационную и вычислительную техник;
■ документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой.
Рис. 1. Основные составляющие системы управления
Общий вид системы управления представлен на рис.2.
Рис. 2. Общий вид системы управления
Элементами системы управления являются:
- вход — вопросы, задачи, проблемы, возникающие перед управляемой системой (объект управления) и требующие решения;
- процесс управления — совокупность циклических действий по выработке решений и воздействий на объект управления (реализация функций управления);
- выход — решения (способы, методы ипути) по достижению объектом управления целей.
Система управления, как и любая система:
-обладает цельностью. Все ее части служат единой цели и обладают некоторыми общими свойствами, признаками и поведением;
-является большой, что обусловлено количеством и разнообразием входящих в нее элементов;
- является сложной, что обусловлено количеством связей между ее элементами;
- имеет стохастическую природу, так же как и входные воздействия и ее выходы;
- содержит конкурентные элементы, поведение которых может быть разнонаправленно;
-обладает совокупностью связей между частями целого (структурность);
- представляет собой многоступенчатую иерархию структурных уровней (иерархичность);
-может быть расчленена сверху вниз по иерархическим уровням от более сложных и больших систем к подсистемам, компонентам, элементам (делимость);
-каждый элемент системы обладает своим поведением и состоянием (множественность состояния частей целого).
Типы систем управления
Различают следующие типы систем управления:
- разомкнутая система управления (система управления по возмущениям);
-замкнутая система управления (система управления по отклонениям, или система управления с обратной связью);
-комбинированная система управления.
В соответствии с критерием выбора и совокупностью предпочтений управляющая система определяет желаемое состояние объекта управления (состояние выхода Yo). Подсистема контроля определяет качественное состояние выхода (Yo) и следит, чтобы величина выхода не отклонялась от заданной. Исходя из величины отклонения действительного состояния выхода от заданного, подсистема контроля вырабатывает регулирующее воздействие.
Системы, в которых для регулирующих воздействий используется информация о входе (или возмущениях), называют разомкнутыми системами управления (или системами управления по возмущениям) (рис. 1).
Рис. 1. Разомкнутая система управления
Для управления с помощью разомкнутой системы необходимо точное измерение внешних возмущений и точное значение характеристик объекта управления. Управление по разомкнутому циклу компенсирует только возмущения, измеренные управляющим устройством.
Преимущества данной системы состоят в быстродействии, простоте реализации управления.
Недостатки системы:
- орган управления не в состоянии реагировать на помехи и изменения, которые могут возникать в процессе преобразования входа в выход;
- невозможно компенсировать ошибки управления, связанные с неточным измерением внешних возмущений и неточным знанием характеристик объекта управления;
-необходимость подробнейшей информации обо всех объектах управления, что требует значительных временных и материальных затрат для сбора и обработки подробной информации о хозяйственной деятельности предприятия. Это значительно ограничивает возможности системы для управления экономическими объектами.
Разомкнутая система управления может применяться в простых детерминированных системах, когда известны все последствия принимаемых решений.
В качестве примера разомкнутых систем управления можно привести управление уличным движением с помощью светофора (управление осуществляется по жестко заданной программе вне зависимости от фактического состояния транспортного потока), регулирование государством жизнедеятельности общества посредством законов, уставов и кодексов (также жестко регламентирующих функционирование объекта управления в заданных условиях), определение режима работы предприятия и т.д. Таким образом, разомкнутая система предполагает безусловное выполнение управляющих решений.
Система, в которой для формирования регулирующих воздействий используется информация о значении управляемых величин, называется замкнутой системой управления (системой управления по отклонению или с обратной связью) (рис. 2).
Рис.2. Замкнутая система управления
Системы, управляемые с использованием обратной связи, являются как бы самоконтролирующими. В таких системах, несмотря на наличие нежелательных возмущений, выход сравнивается с желаемым назначением, формируется сигнал «Ошибка», который используется далее для изменения входа.
Принцип разомкнутого управления означает:
- знание преобразований X0 вY0 объекте управления в явной форме, что является практически неразрешимой задачей. В кибернетике для характеристики объекта, поведение которого непредсказуемо, существует понятие «черный ящик». Это понятие можно распространить на большинство производственных систем, относящихся к классу очень сложных вероятных систем; -система управления должна быть способна реагировать на любое воздействие внешней среды, являясь как бы фильтром, через который проходят все воздействия внешней среды на объект управления. Следовательно, система управления должна быть способна воспринять всю информацию, предназначенную объекту управления, и преобразовать ее, обладая таким же разнообразием, как и внешняя среда, что невозможно. Устранить указанные недостатки позволяет принцип обратной связи. Обратная связь в системе управления позволяет устранять даже те воздействия, природа которых неизвестна или их трудно предусмотреть заранее. Кроме того, совершенно не нужно знать все элементы процесса преобразования входа в выход в объекте управления. Использование обратной связи практически исключает ситуацию увеличения • разнообразия выхода по сравнению с установленным. Однако система успешно работает в условиях относительно небольших отклонений; значительные отклонения требуют от органа управления специального анализа возникшей ситуации.
Комбинированная система управления использует одновременно принципы управления по отклонениям и по возмущениям (рис. 3). Она совмещает преимущества разомкнутых и замкнутых систем, но ее реализация требует значительных затрат. В первом контуре оперативная информация обеспечивает устойчивость системы. Во втором осуществляются целенаправленный отбор информации, формирование опыта управления, на основе которого принимаются решения об изменении органа управления, происходят зарождение новых структур и реорганизация или ликвидация устаревших. Таким образом, второй контур — это контур отбора и накопления информации и опыта, контур адаптации, самообучения и, следовательно, самоорганизации.
Рис. 3. Комбинированная система управления
Механизм управления для самоорганизующихся систем требует наличия двух контуров обратных связей (рис. 4).
Рис. 4. Модель управления саморазвивающейся системой
Система управления и ее основные элементы.