Задачи компьютерных систем поддержки принятия решения.
Системы поддержки принятия решений существуют давно: это военные советы, коллегии министерств, аналитические центры и т.д. Хотя они никогда не назывались системами поддержки принятия решения, но выполняли именно их задачи (иногда частично). До последнего времени они, естественно, не использовали вычислительные машины и правила их функционирования хотя регламентировались, но были формализованы далеко не так, как это требуется в человеко-машинных процедурах [2].
Увеличение объема информации поступающей в органы управления и непосредственно к руководителям, усложнение решаемых задач, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов и быстро меняющейся обстановки настоятельно требуют использовать вычислительную технику в процессе принятия решений. В связи с этим появился новый класс вычислительных систем - системы поддержки принятия решений (СППР).
Термин система поддержки принятия решений появился в начале семидесятых годов. За это время дано много определений СППР.
Так, в [3] она определяется следующим образом:
«Системы поддержки принятия решений являются человеко-машинными объектами, которые позволяют лицам, принимающим решения ЛПР использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктурированных и неструктурированных проблем».
В этом определении подчеркивается предназначение СППР для решения слабоструктурированных и неструктурированных задач.
В соответствие с [3] к слабоструктурированным относятся задачи, которые содержат как количественные, так и качественные переменные, причем качественные аспекты проблемы имеют тенденцию доминировать. Неструктурированные проблемы имеют лишь качественные описания.
В [1] СППР дается такое определение:
«Система поддержки принятия решений – это компьютерная система, позволяющая ЛПР сочетать собственные субъективные предпочтения с компьютерным анализом ситуации при выработке рекомендаций в процессе принятия решения». Основной пафос этого определения - сочетание субъективных предпочтений ЛПР с компьютерными методами.
В [2] СППР определяется «как компьютерная информационная система, используемая для различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или не желательно иметь автоматическую систему, полностью выполняющую весь процесс решения».
Все три определения не противоречат, а дополняют друг друга и достаточно полно характеризуют СППР.
Человеко-машинная процедура принятия решений с помощью СППР представляет собой циклический процесс взаимодействия человека и компьютера. Цикл состоит из фазы анализа и постановки задачи для компьютера, выполняемой лицом, принимающим решение (ЛПР), и фазы оптимизации (поиска решения и выполнения его характеристик), реализуемой компьютером [3].
Системы поддержки принятия решений:
1. Помогают произвести оценку обстановки (ситуаций), осуществить выбор критериев и оценить их относительную важность.
2. Генерируют возможные решения (сценарии действий).
3. Осуществляют оценку сценариев (действий, решений) и выбирают лучший.
4. Обеспечивают постоянный обмен информацией об обстановке принимаемых решений и помогают согласовать групповые решения.
5. Моделируют принимаемые решения (в тех случаях, когда это возможно).
6. Осуществляют динамический компьютерный анализ возможных последствий принимаемых решений.
7. Производит сбор данных о результатах реализации принятых решений и осуществляют оценку результатов.
Возвращаясь к проблеме поддержки принятия решения отметим, что признанием фактора объективности ЛПР в принятии решения нарушен фундаментальный принцип методологии исследования операций: поиск объективно оптимального решения. Признание права ЛПР на субъективность решения есть признак появления новой парадигмы характерной для другого научного направления - принятия решений при многих критериях [4].
Однако при принятии решений по многим критериям существует и объективная составляющая. Обычно эта составляющая включает в себя ограничение накладываемые внешней средой на возможные решения (наличие ресурсов, временные ограничения, экологические требования, социальная обстановка и т.п.).
Многочисленные психологические исследования показывают, что сами ЛПР без дополнительной аналитической поддержки используют упрощенные, а иногда и противоречивые решающие правила [5].
Поддержка принятия решений и заключается в помощи ЛПР, в процессе принятия решения. Она включает:
1. Помощь ЛПР при анализе объективной составляющей, то есть в понимании и оценке сложившейся ситуации и ограничений накладываемой внешней средой.
2. Выявление предпочтений ЛПР, т.е. выявлении и ранжировании приоритетов, в учете неопределенности в оценках ЛПР и формировании его предпочтений.
3. Генерация возможных решений т.е. формирование списка альтернатив.
4. Оценка возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛПР и ограничений, накладываемых внешней средой.
5. Анализ последствий принимаемых решений.
6. Выбор лучшего, с точки зрения ЛПР, варианта.