Функции систем поддержки принятия решений.

Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них "на глаз", без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам.

Система поддержки решений СППР решает две основные задачи:

· выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация),

· упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

Основная функциональность СППР следует из её определения. Главной функцией является вывод рекомендаций на основании изучения исторического и текущего состояния объекта исследования и сравнения их с информацией, хранящейся в базе знаний системы.

Необходимо всегда помнить, что знания в какой-либо проблемной области всегда являются динамичными. Что-то устаревает, какие-то гипотезы опровергаются, подтверждаются новые теории, исследователи находят новые закономерности и факты. Всё это должно постепенно вноситься в базу знаний СППР, чтобы она была актуальной. Без этого система закостенеет и перестанет отвечать вызовам изменяющейся среды. Ну как это обычно бывает. Другими словами, система должна предоставлять функцию по актуализации знаний.

В процессе актуализации знаний участвуют два человека с ролями «Эксперт» и «Инженер по знаниям» (когнитолог). Первый предоставляет знания зачастую в неструктурированном виде, а второй переносит их в базу знаний СППР в формализованном и полностью структурированном виде и в формате, который используется в самой системе. После этого эксперт верифицирует знания уже в базе знаний, тем самым своим авторитетом подтверждает то, что система может использоваться для поддержки принятия решений, и выдаваемые ею рекомендации основаны на правильных методах вывода и корректных знаниях.

Наконец, поскольку системой будут пользоваться специалисты разных уровней мастерства, то сама система должна иметь механизм объяснения тех рекомендаций, которые она выдаёт. Это очень важная функция в том числе и для процесса верификации знаний.

Перечень основных функций СППР выглядит следующим образом:

1. Извлечение знаний;

2. Верификация знаний;

3. Вывод рекомендаций;

4. Объяснение рекомендаций.

Всё это позволяет нарисовать самую обобщённую функциональную архитектуру СППР в следующем виде:

Функции систем поддержки принятия решений. - student2.ru Функции систем поддержки принятия решений. - student2.ru

Основные виды СППР.

Системы СППР интерактивны; пользователь может изменять предположения и включать новые данные.

Процесс принятия решений человеком, как блоком принятия решений в СППР, включает четыре стадии:

1. распознавание или осмысление- состоит из идентификации и понимания проблем, встречающихся в организации: почему проблемы возникают, где и с каким результатом. Традиционные управляющие информационные системы (УИС), которые поставляют широкое многообразие детальной информации, могут помогать опознавать проблемы, особенно если системы сообщают об исключениях;

2. проект или продумывание - в течение принятия решений лицо, принимающее решение, продумывает возможные варианты решения проблем. Малые системы СППР идеальны в этой стадии принятия решений, потому что они оперируют на простых моделях, могут быть быстро развиты и работать с ограниченными данными;

3. выбор - заключается в подборе решений среди альтернатив. Здесь изготовитель решений мог бы нуждаться в большой системе СППР, чтобы использовать более обширные данные относительно ряда альтернатив и комплексные аналитические модели, чтобы объяснить все затраты, следствия и возможности;

4. реализация - в течение выполнения решения менеджеры могут использовать систему сообщения, которая поставляет обычные доклады относительно прогресса определенного решения. Системы поддержки выполнения могут быть от полномасштабной управляющей информационной системы до меньших систем, таких, как программное обеспечение планирования проекта, использующего микрокомпьютеры.

СППР помогают находить ответы на следующие типичные вопросы:

¾ Анализ примеров (case analysis) - оценка значений выходных величин для заданного набора значений входных переменных.

¾ Параметрический анализ {«Что, если... ?»)- оценка поведения выходных величин при изменении значений входных переменных.

¾ Анализ чувствительности - исследование поведения результирующих переменных в зависимости от изменения значений одной или нескольких входных переменных.

¾ Анализ возможностей - нахождение значений входной переменной, которые обеспечивают желаемый результат (известен также под названием «поиск целевых решений», «анализ значений целей», «управление по целям»).

¾ Анализ влияния - выявление для выбранной результирующей переменной всех входных переменных, влияющих на ее значение, и оценка величины изменения результирующей переменной при заданном изменении входной переменной, скажем, на 1 %.

¾ Анализ данных - прямой ввод в модель ранее имевшихся данных и манипулирование ими при прогнозировании.

¾ Сравнение и агрегирование - сравнение результатов двух или более прогнозов, сделанных при различных входных предположениях, или сравнение предсказанных результатов с действительными, или объединение результатов, полученных при различных прогнозах или для разных моделей.

¾ Командные последовательности (sequences) - возможность записывать, исполнять, сохранять для последующего использования регулярно выполняемые серии команд и сообщений.

¾ Анализ риска - оценка изменения выходных переменных при случайных изменениях входных величин.

¾ Оптимизация - поиск значений управляемых входных переменных, обеспечивающих наилучшее значение одной или нескольких результирующих переменных.

По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:

ü пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;

ü активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;

ü кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение.

По способу поддержки различают:

ü модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;

ü СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;

ü СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;

ü СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;

ü СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.

По сфере использования выделяют общесистемные и настольные СППР. Общесистемные работают с большими СХД и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя.

Наши рекомендации