Проектирование систем поддержки принятия решений

Внедрение систем поддержки принятия решений (СППР)и новейших методов менеджмента влечет за собой изменения требо­ваний к подготовке и компетенции менеджеров, так как в новых технологических условиях все больший объем вопросов может быть переложен на СППР.

СППР могут создаваться на основе программных продуктов, характерное свойство которых заключается в наличии в них всех компонентов СППР в готовом виде. Их использование не предпо­лагает программирования, поэтому процесс внедрения сводится лишь к вводу знаний о предметной области и правил их обработки.

Этапами проектирования СППР при наличии программной оболочки являются:

1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи;

2. Составление словаря системы;

3. Разработка базы знаний и базы данных;

4. Внедрение системы.

Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.

Этап 1. Описание предметной области, целей создания сис­темы и выполнение постановки задачи.Описание должно отра­жать предметную область в формах:

• текстовое описание процессов, объектов и связей между ними;

• графическое представление дерева целей.

В результате в постановке задачи должно быть отражено сле­дующее:

• сформулированные цели принятия решений или гипотезы, до­казательством достоверности которых должна заниматься система;

• перечень исходных данных, ввод которых осуществляется непосредственно перед началом запуска системы;

• перечень «постоянных» данных (нормативы, коэффициенты, ставки, проценты, справочная информация);

• перечень расчетных формул, используемых в дереве целей (зависимости между показателями и формулы расчета их прирос­тов);

• выражения, необходимые для вывода заключений из терми­нальных вершин сети вывода правил.


Рис. 3.6. Компоненты СППР

Этап 2. Составление словаря системы.Словарь системы — это набор слов, фраз, кодов, наименований, используемых разра­ботчиком для обозначения условий, целей, заключений и гипотез.

Этап 3. Разработка базы знаний и базы данных.База знаний, как правило, состоит из двух компонентов: дерева целей с расчет­ными формулами и базы правил (сеть вывода). База правил созда­ется на основании графа целей и сформулированных ранее гипотез.

Базы данных создаются в том случае, если объем исходной ин­формации, применяемой для расчетов, значителен.

Этап 4. Внедрение.На этом этапе по разработанной схеме про­веряется и оценивается правильность работы системы.

Рассмотренные методы и модели формирования управленче­ских решений не затронули весьма важные аспекты данного про­цесса, касающиеся нравственной стороны дела. Принятие решений в любой сфере человеческой деятельности базируется на системе нравственных ценностей. Ценности условно можно разделить на собственные и нормативные, т. е. признанные обществом. В любом случае необходимо определиться в двух принципиальных позициях:

• в главной цели, которая может быть гуманистической, ко­рыстной, узковедомственной, общественно значимой и т. д.;

• в средствах достижения целей, которые могут быть прием­лемыми или нет в глазах общественности.

Выбор управленческих решений зависит не только от интел­лектуального уровня личности, но и от его нравственно-этических позиций. Современная действительность подчеркивает особую ак­туальность этой проблемы во всех звеньях управления экономикой.

Наши рекомендации