Религиозные организации и религиозное воспитание

Религия как один из социальных институтов тради­ционно играла большую роль в жизни различных об­ществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвен­ных центрах) были важнейшим — после семьи — фактором.

В процессе секуляризации, т. е. освобождения обще­ства от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в со­временном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и кон­фессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и мно­гие их разновидности (всего более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

В процессе социализации верующих религиозные орга­низации реализуют ряд функций.

· Ценностно-ориентационная функция религиозных орга­низаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нор­мам. Это осуществляется как в процессе культовых дей­ствий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

· Регулятивная функция проявляется в том, что религи­озные организации культивируют среди своих членов по­ведение, соответствующее религиозным нормам. Это осу­ществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других — менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

· Коммуникативная функция реализуется в создании ус­ловий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм об­щения, соответствующих вероучительнымпринципам конкретной религии.

· Милосердная функция религиозных организаций реали­зуется в многообразных сферах и формах деятельности ми­лосердия и благотворительности как в рамках самих орга­низаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

· Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

· воспитательная функция — религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и плано­мерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, ми­роощущение, нормы отношений и поведения, соответству­ющие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется:

· священнослу­жителями;

· верующими агентами социализации (родителя­ми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.);

· педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресных школ, библейских круж­ков и др.), в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях;

· различными объединениями, в т. ч. детскими и юношескими, действующими при религи­озных организациях, или под их влиянием;

· рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов);

· средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций;

· культурным насле­дием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен сак­рализации (от лат. sacrum — священное), т. е. наделения явлений окружающей действительности священным со­держанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания — ра­циональный и мистический (Т. В. Склярова).

· Рациональный уровень включает в себя три основных ком­понента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную спе­цифику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых прелом­лению собственного опыта через требования христианс­кой морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

· Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, ми­стический уровень православного воспитания определя­ет следующие моменты — подготовка и участие в церков­ных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются раз­личные формы, многие из которых аналогичны по вне­шним признакам формам социального воспитания (уроч­ная система, семинары, лекции и пр., клубы для различ­ных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т. д.), но при­обретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, ко­торые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются:

· цер­ковное богослужение, приобщающее верующих к цер­ковной жизни, к таинству общения с Богом;

· проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению;

· молитва, по­могающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой;

· исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки);

· пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вы­рабатывать стойкость;

· епитимья — наказание, способству­ющее укреплению в вере и соблюдению норм отноше­ний и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особеннос­ти мышления и поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адаптации и обособления в социуме.

Наши рекомендации