Системно-кибернетический подход и информация в теории организации.

Генезис управления

Генезис – процесс возникновения и развития менеджмента. Эволюция – неравномерное развитие, но всегда вверх.

Системно-кибернетический подход и информация в теории организации. - student2.ru

Управленческие революции:

Сначала была община. 1ая управленческая революция – когда община переросла в гос-во т.е. 1).

1)Государственная. Застолблениеопред.территори. 1ое гос-во – Др.Египет(Вавилон). Управление стало сложнее, нужно защищать границы, территорию. Историч.рамки – 5 тысячелетие до н.э.

2)Религиозная. Революция происходит с появлением письменности. Письменность – способ хранения инфо. Накапливание, анализ инфо. Появленеи письменности привело к появлению касты людей(жрецы), они обслуживают лидеров, они являлись первыми управленцами. 4 тысячелетие до н.э.

3)Правовая. Связывается с появлением си-мы права, единым для всех положением(прим. – законы Хамураппи).Си-ма ограничения, касалась всех. 2 тыс. н.э.

4)Прозводственно-строительная. Массовое строительство, каменное, городское. 1 тыс. н.э. Строит-во – можно понять состояние экономики.

5) В ср. века(15 в. Н.э) Географическая(геогр.открытия) . Изменение рынков сбыта, нов.террит, нов.торгове пути, увеличивается кол-во рынков.

6)Ликбез. Политика ликвидации безграмотности(Ленин). Изобретение 1ого печатного станка. 16-17 вв. Издание книг, тиражирование знаний из книг(они не уникальны).

7) Индустриальная.Бурный рост промышл-ти. 18в. Появляются цеха, где производят товары, необходимые населению.

8)НТР . 19в. Бурное развитие пром-ти, индустрии, науки. Возникают потребности в новом обществ.страте – менеджеры.

9)Бюрократическая.Нач 20в. Появляются менеджеры. Тейлор – основатель менеджмента.Появл-е менеджмента как науки. Менеджеры- отдельная соц.группа.

10)Информационная. Расцвет инфо.технологий, комп-ер, интернет. Автоматизированные си-мы упр-я.

5. Понятие системы – основные свойства и характеристики.

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая цель существования, отлаженную си-му коммуникаций внутри и снаружи. В некотором смысле понятие "система" может рассматриваться как противоположное понятию "хаос". Всякая система функционирует в среде.

Целостность и делимость. Система — это прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

Наличие устойчивых связей. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой.

Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы.

Свойства:

по Цели:

-Синергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели.

-Эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойства системы к сумме свойств составляющих её компонентов.

-Целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов.

-Альтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация).

По Структуре:

-Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.

-Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система.

Классификации систем

• Закрытые системы — какой-либо обмен с внешней средой системы отсутствует.

• изолированные системы — любой обмен исключен.

• Открытые системы — свободно обменивающиеся информацией с внешней средой.

Природа и типы организаций

Организаия – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организации бывают формальные и неформальные.

Строение организации:

1. Структура организации. - система построения и деятельности организации, ее подразделений, взаимоотношений между ними, особенности направлений, функционирование и развитие организации.

А)По функциональному признаку: финансовые, маркетинговые и тд

Б) По продукту: товарные, информационные, система услуг. И тд.

2.Органы организации. Органами считаются устойчивые управленческие образования внутри организации. Типы органов организации:

А)Предназначение:

-Руководящие- осуществляют общее руководство организации

-Представительные- делегированы по признаку ответственности и полномочий.

-Исполнительные- реализация принятых решений.

-Консультативные- участвуют в разработки управленческого решения.

-Контрольные- контроль.

Б) Способ принятия решения.

-Единоличные

-Коллегиальные

В) территориальная сфера деятельности:

-федеральные

-региональные

-местные

Г) Содержательная сфера деятельности

-проектная

-функциональная

-девизиональная

Иерархия организации

Ииерархия- порядок соподчиненности работников организации.

Уровень организации:

горизонтальные- определяет различия по иерархии.

Организация состоит из субъекта и объекта управления.

Типология:

Собственность -Государственная, Муниципальная, Частная, Иные(7 гос корпораций)
Степень формализованности - Формальные, неформальные
Отношение к прибыли - Коммерческие, некоммерческие
Характер существования. - Реальные, виртуальные
Социальная значимость.- Социально значимые, общественно полезные, социально - опасные, Территориальная сфера деятельности.- Глобальные, международные, Национальные, региональные, местные, Локальные, межрегиональные
Степень открытости.
Характер инновационной деятельности. - Инновационно активные, Пассивные
Размер организации. - Крупные, средние, малые
Организационно правовая форма - коммерческие, хоз товарищества
Основания объединения для совместной деятельности - традиционные, лидерские, проектные, партнерские, авантюрные, альтернативные, случайные

Сфера человеческой деятельности - хозяйственные, публичные, военные коммерческие и некоммерческие организации

Строение организации.

Элементы:

1. Структура – это элементы организации и связи между ними. Структура организации, отвечает на вопрос: «Из чего состоит организация?»

Структура– это система построения и деятельности организации, её подразделений, взаимоотношений между ними, особенности направлений, функционирования и развития.

Выделяют от функционального значения: маркетинговые, финансовые, кадровые, производственные.

По продуктовой ориентации: товарные, информационные, система услуг.

По террритории: региональная…

2. Органы организации. Органами считаются устойчивые управленческие образования внутри организации.

Типология органов организации.

Группы органов:

1)предназначение

- руководящие – общее руководство орг-ии

- представительные – органы, сформированные по принципу делегирования полномочий и ответственности.

- исполнительные – выполняют принятые решения.

- консультативные – участвуют в разработке управленческого решения.

- контрольные – контроль за соблюдением закона и принятых решений.

2)Способ принятия решений

- Единоличные – принятие решений одним лицом

- Коллегиальные – несколькими лицами, принятие решений посоветовавшись.

3)Территориальная сфера деят-ти

- Федеральные(национальный)

- Региональный

- Местный

4)Содержательная сфера деят-ти

- Функциональная – когда делят должности по функциям, которые выполняют сотрудники.

- Проектная – реализуют проект, краткосрочную цель.

- Дивизиональная – делят рынки по территориальному признаку( на ЮЗ, Ю, В..)

3. Иерархия в организации. Иерархия– порядок соподчиненности работников орг-ии. Иерархичность строится по принципу пирамиды. Руководящее звено меньше пирамиды. Зависит от уровня и масштаба орг-ии. Оптимально – 7 уровней(+-2). Иерархия зависит от уровней. Уровень – горизонталь, определяющая равнозначные по ур иерархии эл-ты орг-ии.

Генезис управления

Генезис – процесс возникновения и развития менеджмента. Эволюция – неравномерное развитие, но всегда вверх.

Системно-кибернетический подход и информация в теории организации. - student2.ru

Управленческие революции:

Сначала была община. 1ая управленческая революция – когда община переросла в гос-во т.е. 1).

1)Государственная. Застолблениеопред.территори. 1ое гос-во – Др.Египет(Вавилон). Управление стало сложнее, нужно защищать границы, территорию. Историч.рамки – 5 тысячелетие до н.э.

2)Религиозная. Революция происходит с появлением письменности. Письменность – способ хранения инфо. Накапливание, анализ инфо. Появленеи письменности привело к появлению касты людей(жрецы), они обслуживают лидеров, они являлись первыми управленцами. 4 тысячелетие до н.э.

3)Правовая. Связывается с появлением си-мы права, единым для всех положением(прим. – законы Хамураппи).Си-ма ограничения, касалась всех. 2 тыс. н.э.

4)Прозводственно-строительная. Массовое строительство, каменное, городское. 1 тыс. н.э. Строит-во – можно понять состояние экономики.

5) В ср. века(15 в. Н.э) Географическая(геогр.открытия) . Изменение рынков сбыта, нов.террит, нов.торгове пути, увеличивается кол-во рынков.

6)Ликбез. Политика ликвидации безграмотности(Ленин). Изобретение 1ого печатного станка. 16-17 вв. Издание книг, тиражирование знаний из книг(они не уникальны).

7) Индустриальная.Бурный рост промышл-ти. 18в. Появляются цеха, где производят товары, необходимые населению.

8)НТР . 19в. Бурное развитие пром-ти, индустрии, науки. Возникают потребности в новом обществ.страте – менеджеры.

9)Бюрократическая.Нач 20в. Появляются менеджеры. Тейлор – основатель менеджмента.Появл-е менеджмента как науки. Менеджеры- отдельная соц.группа.

10)Информационная. Расцвет инфо.технологий, комп-ер, интернет. Автоматизированные си-мы упр-я.

5. Понятие системы – основные свойства и характеристики.

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая цель существования, отлаженную си-му коммуникаций внутри и снаружи. В некотором смысле понятие "система" может рассматриваться как противоположное понятию "хаос". Всякая система функционирует в среде.

Целостность и делимость. Система — это прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

Наличие устойчивых связей. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой.

Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы.

Свойства:

по Цели:

-Синергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели.

-Эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойства системы к сумме свойств составляющих её компонентов.

-Целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов.

-Альтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация).

По Структуре:

-Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.

-Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система.

Классификации систем

• Закрытые системы — какой-либо обмен с внешней средой системы отсутствует.

• изолированные системы — любой обмен исключен.

• Открытые системы — свободно обменивающиеся информацией с внешней средой.

Природа и типы организаций

Организаия – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организации бывают формальные и неформальные.

Строение организации:

1. Структура организации. - система построения и деятельности организации, ее подразделений, взаимоотношений между ними, особенности направлений, функционирование и развитие организации.

А)По функциональному признаку: финансовые, маркетинговые и тд

Б) По продукту: товарные, информационные, система услуг. И тд.

2.Органы организации. Органами считаются устойчивые управленческие образования внутри организации. Типы органов организации:

А)Предназначение:

-Руководящие- осуществляют общее руководство организации

-Представительные- делегированы по признаку ответственности и полномочий.

-Исполнительные- реализация принятых решений.

-Консультативные- участвуют в разработки управленческого решения.

-Контрольные- контроль.

Б) Способ принятия решения.

-Единоличные

-Коллегиальные

В) территориальная сфера деятельности:

-федеральные

-региональные

-местные

Г) Содержательная сфера деятельности

-проектная

-функциональная

-девизиональная

Иерархия организации

Ииерархия- порядок соподчиненности работников организации.

Уровень организации:

горизонтальные- определяет различия по иерархии.

Организация состоит из субъекта и объекта управления.

Типология:

Собственность -Государственная, Муниципальная, Частная, Иные(7 гос корпораций)
Степень формализованности - Формальные, неформальные
Отношение к прибыли - Коммерческие, некоммерческие
Характер существования. - Реальные, виртуальные
Социальная значимость.- Социально значимые, общественно полезные, социально - опасные, Территориальная сфера деятельности.- Глобальные, международные, Национальные, региональные, местные, Локальные, межрегиональные
Степень открытости.
Характер инновационной деятельности. - Инновационно активные, Пассивные
Размер организации. - Крупные, средние, малые
Организационно правовая форма - коммерческие, хоз товарищества
Основания объединения для совместной деятельности - традиционные, лидерские, проектные, партнерские, авантюрные, альтернативные, случайные

Сфера человеческой деятельности - хозяйственные, публичные, военные коммерческие и некоммерческие организации

Системно-кибернетический подход и информация в теории организации.

Основной тезис классической кибернетики состоит в том, что управление как в машинах, так и в живых организмах осуществляется единым образом — по принципу обратной связи. Обратная связь предусматривает наличие у системы определенной цели и регулярную сверку промежуточных, текущих состояний (выходов) системы для корректировки поведения. В более общем смысле под кибернетикой понимают науку о главных принципах управления, понимаемого как организация целенаправленных действий путем переработки информации. Особенностью кибернетического подхода является то, что с помощью его исследовались лишь системы, для которых определено понятие цели, необходимое для любой кибернетической модели.

Кибернетическая система —это целеустремленная система, множество взаимосвязанных элементов которой способно воспринимать, запоминать, перерабатывать и обмениваться информацией.

Любую социальную систему можно отнести к классу кибернетических систем. Кибернетическую систему можно представить в виде двух взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой. Подсистемы находятся в постоянном взаимодействии. Как уже было неоднократно подчеркнуто, важнейшим признаком кибернетической системы является обратная связь и, как следствие этого, — саморегулирование и саморазвитие. С точки зрения кибернетики, связь — это процесс обмена информацией, который регулируя поведение систем (т.е. управляет ими).

Кибернетика определила механизм управления как стержень развития любой системы: благодаря управлению система в процессе своего развития ведет постоянную «антиэнтропийную» деятельность — создает организационный порядок из хаоса.

Системно-кибернетический подход— это методологическое направление в теории организации, основная задача которого состоит в разработке методов исследования сложноорганизованных объектов - систем и объяснительных механизмов их развития.

Построение и развитие объяснительных моделей — одна из важнейших задач системно-кибернетического подхода. Все начинается со сбора и анализа разрозненных фактов, позволяющих сделать определенные обобщения и выявить эмпирические (опытные) закономерности; далее переходят к определению механизмов, реализующих эти закономерности. Познание этих механизмов может помочь объяснить и предвидеть поведение системы. Необходимо отметить, что объяснительный механизм, как и любая модель, имеет ограниченную достоверность, он справедлив для определенных условий.

Системно-кибернетический подход к исследованию поведения сложных систем предполагает единство процессов, которые происходят в развивающейся динамической системе: накопление информации, отбор и структурирование ее, согласно целям развития системы, и переход на новый уровень организации. Все три столпа кибернетики — информация, целеполагание и структурная организация лежат в основании процесса развития любой системы и действуют одновременно.

Системно-кибернетический подход и информация в теории организации. - student2.ru

8. Комплексный подход в менеджменте.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Исходя из этого комплексный подход – это такой подход к руководству в чем либо, при котором берутся во внимание все аспекты (стороны решаемой проблемы) и связи между ними.

Например: Всем нам знакома ситуация, когда двор или район спланирован неверно. Это легко заметить по вытоптанным тропинкам на газоне. Людям неудобно ходить по асфальтовым дорожкам, которые расположены в неправильном месте. Они ведут куда угодно, но только не к дому, где ты живешь…

Это говорить о том, что при планировании двора были учтены не все аспекты! В данном случае проектировщики «провафлили» психологический аспект и аспект сохранения экосистемы.

Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично.

При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными.

При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента.

9. Организация как система – сущностные основы.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организации бывают формальные и неформальные.

Сущность – внутреннее состояние предмета, выражающиеся в единстве реализации его свойств и отношений. Именно единство, объединение, взаимосвязь как образные характеристик проявления сути организации наиболее полно и универсально выражают системную основу, определяющие её внутреннее состояние. Такое объединение целенаправленно выделяется и исследуется системным подходом, рассматривающим любой объект как совокупность взаимосвязанных элементов. Система – Это совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая цель существования, отлаженную систему коммуникаций внутри и снаружи.

Строение организации.

Элементы:

1. Структура – это элементы организации и связи между ними. Структура организации, отвечает на вопрос: «Из чего состоит организация?»

Структура– это система построения и деятельности организации, её подразделений, взаимоотношений между ними, особенности направлений, функционирования и развития.

Выделяют от функционального значения: маркетинговые, финансовые, кадровые, производственные.

По продуктовой ориентации: товарные, информационные, система услуг.

По террритории: региональная…

2. Органы организации. Органами считаются устойчивые управленческие образования внутри организации.

Типология органов организации.

Группы органов:

1)предназначение

- руководящие – общее руководство орг-ии

- представительные – органы, сформированные по принципу делегирования полномочий и ответственности.

- исполнительные – выполняют принятые решения.

- консультативные – участвуют в разработке управленческого решения.

- контрольные – контроль за соблюдением закона и принятых решений.

2)Способ принятия решений

- Единоличные – принятие решений одним лицом

- Коллегиальные – несколькими лицами, принятие решений посоветовавшись.

3)Территориальная сфера деят-ти

- Федеральные(национальный)

- Региональный

- Местный

4)Содержательная сфера деят-ти

- Функциональная – когда делят должности по функциям, которые выполняют сотрудники.

- Проектная – реализуют проект, краткосрочную цель.

- Дивизиональная – делят рынки по территориальному признаку( на ЮЗ, Ю, В..)

3. Иерархия в организации. Иерархия– порядок соподчиненности работников орг-ии. Иерархичность строится по принципу пирамиды. Руководящее звено меньше пирамиды. Зависит от уровня и масштаба орг-ии. Оптимально – 7 уровней(+-2). Иерархия зависит от уровней. Уровень – горизонталь, определяющая равнозначные по ур иерархии эл-ты орг-ии.

Наши рекомендации