Основные подходы к введению понятия «информация» (вероятностный, коммуникативный, функциональный, кибернетический, атрибутивный).

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Определить понятие “количество информации” довольно сложно. В решении этой проблемы существуют два основных подхода. В конце 40-х годов XX века один из основателей кибернетики, американский математик Клод Шенон, предложил вероятностный подход к измерению количества информации.

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний человека в два раза, несет для него 1 единицу информации. В качестве элементарной единицы измерения количества информации принят 1 бит.

Пусть в некотором сообщении содержатся сведения о том, что произошло одно из N равновероятных событий. Тогда количество информации, заключенное в этом сообщении , - х бит и число N связаны формулой Хартли

x=log2N.

Например, сообщение о результате бросания монеты (количество равновероятных исходов равно 2) содержит х=1 бит информации (2х = 2)

Понятие информации, кибернетика, теория информации, информатика возникли не по прихоти ученых, а исходя из военных потребностей развития связи, управления стрельбой, радиолокации и шифрования в 40-х гг. XXв., а также в связи с изобретением электронных компьютеров. Соответственно, основными функциями информации в тот период полагались управление и связь. Реализовать эти функции информация должна была через свои особые формы – команды и данные, передаваемые по каналам управления и связи. Полагалось (и не без основания), что большие количества материи и энергии управляются малыми количествами энергии, несущими информацию. Такую информацию принято называть функциональной информацией, а соответствующий подход к понятию информации – функциональным подходом.

Функциональная информация передается в виде сообщений посредством сигналов, имеющих полевую природу (электрическую, электромагнитную, гравитационную и др.). При этом канал связи инвариантен (безразличен) к смыслу передаваемых сообщений. Так, если вместо сообщения "Мрак" будет передано "Марк", количество информации в сообщении останется прежним, и сигналы-носители "бесстрастно" перенесут искаженное сообщение от передатчика к приемнику, как почтальоны переносят письма, не интересуясь их содержанием. Точно так же случится при передаче "1" вместо "0". Но канал управления чувствителен к смыслу сообщений, ибо смысл (содержание) влияет на выбор траектории управления – "1" может означать выбор одной траектории, а "0" – другой.

Кибернетика – наука об общих законах управления и связи в природе и обществе. Основал кибернетику в конце 1940-х гг. американский ученый Норберт Винер. Кибернетика имеет дело со сложными системами, живыми организмами, общественными системами. Но она не стремится разобраться в их внутреннем механизме. Кибернетику интересуют процессы взаимодействия между такими системами или их компонентами.

Для описания сложных систем в кибернетике используется модель “черного ящика”. Он так называется потому, что неизвестно, что происходит внутри него. И главные его характеристики – входная и выходная информация. Информация между кибернетическими системами передается в виде некоторых последовательностей сигналов.

Информационные обмены происходят всюду: между людьми, между работающими совместно техническими устройствами, между различными органами человека или животного и т.п. Во всех этих случаях информация передается в виде последовательностей сигналов разной природы: акустических, световых, графических и др.

С точки зрения передаваемых сигнальных последовательностей. В частности, любой текст на каком-то языке есть последовательность букв или звуков, которые можно рассматривать как графически или акустические сигналы.

Передача сигналов требует определенных материальных и энергетических затрат. Например, при использовании электрических связи нужны провода и источники электроэнергии. Однако содержание сигналов не зависит от затрат вещества или энергии. В последовательностях сигналов закодированы содержание определенные смысловые символы, в которых и заключается содержание сигналов. Эти символы могут быть на каком-то языке или целыми понятиями.

Можно сказать, что информация – отражение реального (материального) мира, выражаемое в виде сигналов.

Коммуникативный подход – рассматривает информацию как сферу общенаучной рефлексии. Коммуникативный подход рассмотрения информации можно отнести к бытовым, житейским понятиям. В бытовом представлении информация есть знания, сведения, сообщения и т.д.

Атрибутивный подход полагает информацию всеобщим свойством материи, проявляющимся во взаимодействии, т. е. неотъемлемым, вечно существующим атрибутом всех систем объективной реальности, организующим началом в живой и неживой природе [3, 7, 8]. Такой подход более близок к философскому пониманию информации.

«Сущность атрибутивного подхода заключается в том, что информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как живой, так и неживой природы» [21, с. 64]. От сущности атрибутивного подхода к информации К.К. Колин переходит к физической сущности феномена информации, давая определение: «Информация, в широком понимании этого термина, представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы, а также в человеческом обществе и сознании» [21, с. 65]. Детальный анализ этого подхода изложен в работе [46]. Здесь можно отметить только некоторые противоречия, возникающие при принятии этого подхода. 1. Утверждается: «Понятия «материя», «энергия» и «информация» являются равнозначными по своему уровню общенаучными философскими категориями» [21, с. 69]. Это утверждение противоречит уже цитируемому выше положению: «информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи». Объект не может быть равнозначен своему свойству! 2. Утверждается: «В однородных средах и в равномерно протекающих процессах информация отсутствует»

Характеристика основных служб и сервисов глобальной компьютерной сети.

TCP, UDP транспортные протоколы, управляющие передачей данных между машинами

IP, ICMP, RIP протоколы маршрутизации. Они обрабатывают адресацию данных, обеспечивают фактическую передачу данных

DNS, ARP протоколы поддержки сетевого адреса обеспечивают идетификацию машины с уникальным номером и именем

FTP, TELNET протоколы прикладных сервисов. Это программы, которые пользователь использует для получения доступа к различным услугам и др. Протоколы семейства TCP/IP реализуют всевозможные сервисы (услуги) Интернет.

WWW

Популярнейший из них - World Wide Web (сокращенно WWW или Web), его еще называют Всемирной паутиной. Представление информации в WWW основано на возможностях гипертекстовых ссылок. Гипертекст - это текст, в котором содержаться ссылки на другие документы. Это дает возможность при просмотре некоторого документа легко и быстро переходить к другой связанной с ним по смыслу информации, которая может быть текстом, изображением, звуковым файлом или иметь любой другой вид, принятый в WWW. При этом связанные ссылками документы могут быть разбросаны по всему земному шару.

Многочисленные пересекающиеся связи между документами WWW компьютерной паутиной охватывают планету - отсюда и название. Таким образом, пропадает зависимость от местонахождения конкретного документа.

Gopher-система

Эта система является предшественником WWW и сейчас утрачивает свое значение, хотя пока и поддерживается в Интернет. Это информационные серверы, на которых содержаться документы академической направленности и большие текстовые файлы. Просмотр информации на Gopher-сервере организуется с помощью древовидного меню, аналогичного меню в приложениях Windows или аналогично дереву каталогов (папок) файловой системы. Меню верхнего уровня состоит из перечня крупных тем, например, экономика, культура, медицина и др. Меню следующих уровней детализируют выбранный элемент меню предыдущего уровня. Конечным пунктом движения вниз по дереву (листом дерева) служит документ аналогично тому, как конечным элементом в дереве каталогов является файл.

Электронная почта

Следующий вид сервиса Интернет - электронная почта, или E - mail. Она предназначена для передачи в сети файлов любого типа. Одни из главных ее преимуществ - дешевизна и быстрота.

Электронная почта является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Любой пользователь Интернета может получить свой «почтовый ящик» на одном из почтовых серверов Интернета (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут храниться передаваемые и получаемые электронные письма.

У электронной почты есть преимущества перед телефонной связью. Телефонный этикет очень строг. Есть множество случаев, когда нельзя позвонить человеку по соображениям этикета. У электронной почты требования намного мягче. По электронной почте можно обратиться к малознакомому человеку или очень занятому человеку. Если он сможет, то ответит.

Чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме текста послания, обязательно должно содержать электронный адрес получателя письма.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей: имя_пользователя@имя_сервера

Имя_пользователя имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик.

Пример, ivanov@kyaksa

В нашем классе имя пользователя – это имя компьютера, например, pc01, pc02 и т.д. имя сервера: server, поэтому электронный адрес компьютера в локальной сети класса: pc01@server

Чтобы отправить электронное письмо, отправитель должен подключиться к Интернету и передать на свой почтовый сервер сообщение. Почтовый сервер сразу же отправит это письмо через систему почтовых серверов Интернет на почтовый сервер получателя, и оно попадет в его почтовый ящик.

Однако получатель получит письмо только после того, как соединится с Интернетом и «скачает» почту из своего почтового ящика на собственный локальный компьютер.

Телеконференции UseNet

Телеконференции UseNet представляют собой электронные форумы. Пользователи Интернет посылают туда свои сообщения, в которых высказываются по определенной теме. Сообщения поступают в специальные дискуссионные группы - телеконференции, при этом каждое мнение становится доступным для всех участников конкретной группы. Уже сегодня UseNet имеет более 20 000 телеконференций, посвященных различным темам: компьютерам, рецептам, вопросам генной инженерии и многому другому.

internet электронный сервис телефония

Наши рекомендации