Системно-деятельностный подход в

Системно-деятельностный подход в

Преподавании

Физической культуры

Пермь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Общие положения и понятия 6

1.1 Содержание образования 7

1.2 Компетенция и компетентность 8

1.3 Системно-деятельностный подход 9

1.4 Развивающее и личностно-ориентированное обучение 11

1.5 Личность 13

1.6 Учебная деятельность 14

1.7 Анархия и демократия 14

1.8 Учебный проект, исследовательский метод 15

1.9 Учебный предмет 16

2. Основные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с требованиями государственного стандарта 21

2.1 Физическая культура. Что это и что она изучает? 21

2.2 Преподавание физической культуры на этапах обучения 27

2.2.1 Начальная школ 27

2.2.2 Основная школа 35

2.2.3 Средняя школа 39

Примеры проведения уроков 45

3.1 Учебный проект 45

3.2 Эксперимент 47

3.3 Решение учебной задачи раздел «Легкая атлетика» 56

3.4 Решение учебной задачи раздел «Гимнастика» 68

3.5 Формирование умений самостоятельного применения упражнений в разминке 78

3.6 Формирование понятий на уроках физкультуры 81

3.7 Формирование коммуникативной компетентности на уроках физкультуры 85

3.8 Дисциплина на уроке 87

4. Диагностика сформированности универсальных учебных действий в начальной школе 92

Литература 104

Приложения 108

Введение

Прежде чем перейти к описанию методики преподавания физической культуры в соответствии со стандартом нового поколения, целесообразно предварительно определить некоторые исходные понятия, выступающие далее как основы учебной деятельности учащихся. Это следует сделать еще и потому, что в существующей литературе относительно этих понятий можно встретить различные подходы и противоречащие друг другу формулировки. А в литературе по физической культуре эти понятия встречаются (и в настоящее время, чем дальше, тем чаще), но без определения того, какой смысл авторы в них вкладывают. Иной раз складывается впечатление, что их упоминание – некая дань моде. Программы по физической культуре, вышедшие уже после введения Стандарта, являются подтверждением этому, так во главу угла ставятся знания, умения, навыки.

Сберегая время читателя, ответы на поставленные вопросы будем формулировать кратко. Если у кого появится желание познакомиться с заинтересовавшими вопросами более углублённо, в конце пособия приведена литература, которая может удовлетворить возникший интерес.

Методики, представленные в пособии проходили и проходят экспериментальную проверку с 2000 года в школах г. Перми и Пермского края. Результаты экспериментов прошли апробацию на международных, всероссийских, межвузовских конференциях. По данной теме опубликованы: две монографии, свыше ста статей, защищены две кандидатские диссертации и свыше 70 дипломных работ.

Таким образом, в пособии представлены только сами методики уже без доказательств их эффективности.

Основные позиции, на которые опирались авторы в данном пособии:

1. Физическая культура в образовательном учреждении – это учебный предмет и должен преподаваться именно как учебный предмет.

2. Учебный предмет должен преподаваться в соответствии с нормативными документами («Стратегия модернизации содержания общего образования[24]», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года[14]», Стандарты общего образования, программы по физической культуре для начальной, основной и средней школ).

3. Теоретическое мышление может формироваться в физкультурной деятельности в спортивном зале без потери двигательного компонента урока. Физическая нагрузка носит развивающий характер, моторная плотность урока при соответствующей подготовке учителя находится в пределах 70 %.

4. Учебный предмет предполагает выполнение домашних заданий.

5. Физическая культура такое же средство (равноправное) для развития личности учащихся, как и другие общеобразовательные предметы.

6. Преподавание физической культуры в соответствии с современными требованиями возможно только при поддержке органов управления: министерства образования края, администрации образовательных учреждений.

7. Мы будем пользоваться словом «физкультура», не имея в виду принижение значимости физической культуры, а потому, что это слово применяется повсеместно (напр., издательство «Физкультура и спорт»), вплоть до «Словаря современного русского литературного языка» (Т. 16, С.1363).

8. В развивающих образовательных технологиях в начальных классах переходят по всем предметам на безотметочное обучение. Поэтому ничего страшного не видим в письме федерального агентства по образованию N 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке». Правда, обосновывается это тем, что «эти предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». Как видим, здесь подразумевается «нормативный» подход к оцениванию учебных достижений учащихся. Наш подход сводит к минимуму оценивание результатов, обусловленных природными задатками: акцент в оценивании ставится на уровень усвоения теоретических знаний, умений, способов действий. Так что при обучении вполне уместно и отметочное оценивание.

9. Тематическое планирование является примерным. Мы представляем только основные подходы к преподаванию дисциплины. Для того чтобы расписывать каждый урок, у нас нет ни времени, ни физического потенциала – это возможно только в совместной работе с учителями, чьи пробы и находки помогли бы привести отдельные методы обучения к созданию технологии.

Мы выражаем сердечную благодарность студентам факультета физической культуры и учителям, работавшим и продолжающим работать в данном направлении.

За помощь в организации и проведении экспериментальной работы мы глубоко признательны Ивану Ивановичу Ощепкову, учителю физической культуры Усть-Качкинской средней школы; Надежде Николаевне Копытовой, учителю физической культуры МОУ «Гимназия» г. Чернушки; Станиславу Юрьевичу Садовскому, учителю физической культуры МОУ Плехановская СОШ Кунгурского муниципального района; Юлии Борисовне Волковой, учителю МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска.

Общие положения и понятия

С нашей точки зрения, деятельностный потенциал физической культуры огромен, но, к сожалению, не реализуется. В процессе преподавания дисциплины возможно не только биологическое, но и личностное, и социальное развитие индивида. Новый стандарт обязывает нам этим заняться.

Схематично основные положения модернизации общего образования представим следующим образом (рис. 1).

Системно-деятельностный подход в - student2.ru Системно-деятельностный подход в - student2.ru

Рис. 1. Основные положения модернизации школьного образования.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (Стандарт НОО. С. 5).

Таким образом, ответ на первый вопрос: основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В стандартах нового поколения ключевые компетентности получили название «универсальные учебные действия» (УУД).

То есть в образовании акцент со знаний, умений, навыков (ЗУНы) переносится на компетентности, или знаниевый подход замещается на системно-деятельностный и компетентностный. (Чем отличается знающий врач от компетентного? Знающий врач знает, как лечить болезнь, а компетентный – не только знает, а к тому же ещё успешно её лечит. К кому пойдём лечиться?).

1.1. Содержание образования

Необходимость в объяснении, что такое содержание образования возникла в связи с тем, что всё чаще и чаще в работах по физической культуре в разряд содержания стали включаться физические упражнения. На самом же деле имеются различные теории содержания образования (дидактический формализм, материализм и прагматизм), которые и определили различия отечественных концепций содержания образования:

· педагогически адаптированные основы наук;

· система знаний, умений и навыков;

· педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре;

· содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности;

· образовательная среда.

В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (метод учебных задач, исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь и делает учебный процесс личностно ориентированным. Таким образом, содержанием образования в соответствии со Стандартом является опыт решения учебных задач, а физические упражнения – это средства, с помощью которых они решаются.

Личность

При определённом философско-социологическом подходе к человеку необходимо различать человеческий индивид и его личность. Чем же тогда отличается «индивид» от «индивида как личности»? Э.В. Ильенков усматривает это различие в том, что для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих моментов [12]. Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения. Личностью обладает творчески («свободно») и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни.

В настоящее время, - отмечает В.В. Давыдов, - в психологии чаще говорят о «личности», чем о «субъекте» но психологическая основа личности, на наш взгляд, - это субъект деятельности, и без отчётливого представления о нём трудно судить и о личности. «Личность» истолковывается в психологии весьма по-разному. Для нас «личность» - это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга.

Учебная деятельность содержит в себе творческое начало, поэтому в процессе систематического выполнения её субъект приобретает и черты личности [7].

Учебная деятельность

Результатом реализации Стандарта общего образования является субъект учебной деятельности. Структура учебной деятельности соответствует общей структуре деятельности. Специальное рассмотрение учебной деятельности показало, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: 1) учебная задача; 2) учебные действия; 3) действие контроля, 4) действие оценки. Такова структура учебной деятельности в её развёрнутой и зрелой форме [7].

Учебная задача (УЗ) должна соответствовать требованиям зоны ближайшего и зоны актуального развития, т.е. с одной стороны, она должна быть настолько сложна, чтобы ученики не могли её решить известным способом, но и не настолько сложна, чтобы они не могли её решить вместе, а с другой стороны, решение этой УЗ должно стать актуальным для учеников.

Следовательно, для того, чтобы осуществлялся системно-деятельностный подход в образовании, необходимо наличие учебной задачи, чего в программах по физической культуре не наблюдается.

Анархия и демократия

Анархия и демократия предполагают свободу. Но нужно различать свободу «от» и свободу «для». В анархии, с нашей точки зрения, в большей степени присутствует свобода «от»: свободен от влияния окружающих, исполнения законов. Свобода «для» - это свобода для осуществления деятельности. Отсюда вытекает и различие в самом понятии «свобода». При анархии – «хочу, не хочу, делаю, что хочу» (девиз ничевоков). При демократии свобода означает свободу выбора (без выбора нет свободы) и способность нести ответственность за свой выбор. Демократия – это наличие законов, за нарушение которых необходимо нести ответственность (наказание, санкции). В связи с этим в современной школе идут нежелательные, с нашей точки зрения, процессы: учителям категорически запрещено (особенно в школах «способных родителей») применять наказания учеников, что приводит к всё более и более расширению «прав» учеников за счёт их обязанностей и, соответственно, уменьшению прав учителей. Мы тоже против наказаний. В наказании есть элемент несправедливости: намусорил возле парты, а тебя заставляют прибрать весь класс. Но санкции (намусорил возле парты – прибери), если мы хотим воспитать человека ответственного - необходимы. Помните, мы портим детей, если:

ü мы делаем за них ту работу, которую они могут сделать сами;

ü мы вытаскиваем их из тех ситуаций, в которые они попадают по собственному выбору;

ü не реагируем на то, что они вытворяют.

Учебный предмет

Учебный предмет (учебная дисциплина). Система знаний, умений и навыков, отобранных из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении (Советский энциклопедический словарь, 1983, С. 1387[23]).

Наука. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука включает и результат исследовательской деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира [23].

Таким образом, в науке имеется деятельностный (получение новых знаний) и результативный компоненты (сумма знаний).

Науку можно изучать, а можно и осваивать. То есть, для характеристики образовательной деятельности ученика обычно применяются следующие понятия:

· изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения»,

· усвоение, трактуемое как основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта;

· познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующих их знания».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, не зависимым от ученика объектам – знаниям или информации, и не предполагает его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о продуктивном обучении, то его специфике более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка».

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, постигает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, то есть изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений может быть выражено одним ёмким понятием – освоение. Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет.

Из всего этого получается следующее. Компетентности предполагают содержанием образования считать опыт практической деятельности. А практику обслуживает наука. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познаёт законы природы, чтобы овладеть силами природы и поставить их себе на службу. Вот в такой последовательности и возможно развёртывание учебного материала.

Если учебный предмет преподаётся в деятельностной парадигме, то и в науке необходимо действовать, т.е. использовать в обучении научные методы – исследовательский, например. Что имеем в результате такого обучения? Научаемся действовать. Развиваем креативность. Развиваем научное (теоретическое) мышление. По большому счёту – учим жизни (адекватно ориентироваться в реальности и на этой основе эффективно действовать). Далее, исследуем себя («Человек, познай самого себя», - надпись на стенах храма в Дельфах) и на этой основе изменяем себя («Человек, сотвори себя сам», - Конфуций). Мы даём ему для этого способы. Как познать, как изменить… Вот затем нам исследовательский метод и нужен. Это способ познания. Способ приобретения знаний.

В связи с принципом единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, предполагающим включение в содержание образования деятельностных компонентов – целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения, необходимо включение в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся – исследований, дискуссий, конструирования и т.п. [31]. То есть в содержании обучения могут присутствовать исследования самих учащихся.

Знания. В работах по физической культуре часто пишут о теоретических занятиях, понимая под этим изучение определённых знаний. А каких знаний – в них не указывается. А дело в том, что знания могут быть разными: эмпирическими и теоретическими. В чём разница? Эмпирические знания – это описательные знания. Они классифицируют и описывают объекты, явления, процессы. Например, это может быть описание техники бега, методики обучения, тренировки. Теоретические же знания – это знания объясняющие и предсказывающие (М. Жванецкий был прав в одном из выступлений на «Дежурстве по стране», что у нас такой науки как «экономика» - нет, потому как хорошая теория должна была предвидеть мировой финансовый кризис). Теоретические знания объясняют, почему в беге стопа ставится с передней части стопы, предсказывают, в каком состоянии окажется тренирующийся при работе такого-то объёма с такой-то интенсивностью.

Поступление в школу знаменует начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью для которого становится учебная. В процессе её осуществления ребёнок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, морали, религии, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания (научные понятия, художественные образы, моральные и религиозные ценности, правовые нормы) имеют теоретический характер. В широком смысле (в «узком смысле» понятие теории – это форма достоверного знания, которая «противопоставляется эмпирическому знанию и отличается от него») понятие теории является синонимом общественного сознания в наиболее высоких и развитых формах его организации; как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение к действительности и является условием подлинно сознательного преобразования последней [6].

Тренировка. 1) Составная часть подготовки спортсмена. Специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определённых способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. 2) Учебное занятие с целью совершенствования двигательных навыков и умений [25].

Таким образом, сейчас мы можем определить различие между учебным предметом и тренировкой.

Учебный предмет (внесём уточнение в вышеприведённое определение с учётом изменений в образовании) – освоение теоретических знаний с целью их практического применения (создание качественного продукта). Тренировка – применение системы упражнений с целью добиться максимально возможного спортивного результата. Как правило, систему упражнений составляет тренер, в его же функцию входит контроль, коррекция тренировочного процесса, оценка результата выступления спортсмена. Спортсмен выступает исполнителем указаний тренера («Вы конструктор побед, режиссёр наших взлётов», – как поётся о тренере в песне). Задача учебного предмета «Физическая культура» сделать из ученика конструктора и «самому себе режиссёра».

Здоровье.

У каждой науки имеется свой предмет изучения. Индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими - предмет исследования валеологии. Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Одна из задач валеологии: разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье [2].

То есть! Всё, что касается здоровья, его измерения и коррекции - это область валеологии. То, что касается влияния экологии на здоровье человека – это предмет социальной гигиены. Что только не попадает в область физической культуры! Оттого она пребывает в аморфном состоянии (бесформенном). У нас совершенно другая наука: физическая культура (а есть ли она вообще?). И наука должна иметь свой объект и предмет исследования. Если мы не определимся с предметом науки и предметом преподавания, то всё время будем учить «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

У нас есть предметы – теория и методика физического воспитания, теория и методика физической культуры. Это предметы из области профессионального образования. Предмет «Физическая культура» - что он изучает, как изучает, зачем это «что» изучает?

2. Основные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с требованиями государственного стандарта

Начальная школа

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результатобразования (умение учиться – субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культурыявляется усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).

Образовательный процесс в начальной школе строится таким образом, чтобы были решены следующие задачи:

· создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий;

· создание успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры;

· формирование способов оценки собственного физического состояния;

· формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;

· формирование умения формулировать проблему и делать запрос специалисту;

· формирование умения контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);

· рефлексировать выполнение замысла.

Для решения этих задач требуется большое количество видов деятельности, в которых дети могли бы зафиксировать свой успех. Необходимо предоставлять возможность:

- исполнять различные роли (исполнителя, консультанта, наблюдателя, арбитра, помощника, партнёра, счетовода, судьи-измерителя, эксперта и др.);

- проявлять себя в разных состязаниях (индивидуальных, командных, групповых, абсолютных и справедливых (с форой, соотносимой с различием в физических способностях), с различной системой оценки результатов (по замерам и балльной), а также в различных видах физической деятельности (в индивидуальных стартах, эстафетах, играх, состязаниях на красоту, разминке).

Хотя центральным в преподавании физкультуры является освоение способов управления собственным физическим состоянием, такое освоение должно происходить в ходе решения учебных задач. Необходимо учитывать, что первоклассник пока не имеет представления о физическом действии, не понимает ценности физического здоровья, не имеет отчетливого представления о структуре физической деятельности. Информация о развитии здоровья носит для семилетнего ребёнка ритуальный характер, никак не связанный с его реальной деятельностью. Предметный спор, как необходимое условие учебной деятельности, возможен, если есть хотя бы начальная предметность, есть общее основание для спора. Однозначное понимание всего, что относится к физической деятельности, и отсутствие у первоклассника достаточного опыта произвольного использования разновидностей перемещений не позволяет осваивать предметное поле физкультуры. Поэтому первоочередной задачей физкультуры в начальной школе является задача введения в предметность. Нужно дать возможность первокласснику ощутить основные параметры выполняемых упражнений. Необходимые компоненты учебной деятельности (целеполагание, самоконтроль, самооценка, рефлексия) должны формироваться на всех стадиях обучения. Знакомство с предметным полем должно происходить в деятельностной парадигме.

Для использования исследовательского метода необходима, на наш взгляд, подготовительная работа к исследовательской деятельности. Именно такая работа и должна быть проведена в начальной школе. И тогда образовательный процесс в виде схемы примет следующий вид (рис. 2).

Системно-деятельностный подход в - student2.ru Системно-деятельностный подход в - student2.ru Системно-деятельностный подход в - student2.ru

Рис.3. Схема образовательного процесса в начальной школе.

1. Обучение начинается с выделения объекта изучения (что изучает дисциплина, а что изучать не следует). Физическая культура изучает произвольные двигательные действия. Необходимо выделить двигательные действия из движений. Чтобы их выделить в отдельное «делопроизводство», решается задача: «Чем отличается произвольная двигательная активность от непроизвольной?». Результатом учебных действий должно быть осознание учениками того, что произвольное движение – это такое, которое зачем-то выполняется (имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, далеко или точно бросить предмет). Действия, на которых решается задача – это действия, предусмотренные стандартом по предмету «Физическая культура»: Построение, ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и бег, кувырки, перелезание, перепрыгивание, упражнения в условиях большой скученности, упражнения в падении (последние выполняются в целях обеспечения безопасности учащихся).

Наблюдение.

Чем отличаются одни движения от других? (они отличаются по силе, быстроте, сложности выполнения, по набору элементов). Как можно отличить одни движения от других? (посмотреть и сравнить, прочувствовать самому, послушать). Можно выбрать одно из упражнений и составить его описание так, чтобы другой ученик догадался, что это за упражнение. Выбрать одно упражнение и составить описание-загадку для родителей.

Уровни наблюдения: движений тела (за движениями рук, ног, туловища), наблюдение эмоций, настроений, ощущений, ума.

Классификация.

Рассматривая любое движение, можно обнаружить у него разные свойства. Например, рассматривая бег, можно определить быстро или медленно человек передвигается, какие конечности задействованы в работе, как работают руки и стопы.

Можно делить движения по любому признаку – быстрые и медленные, с работой рук и без работы рук, по степени подъёма бедра и т.д. На уроках дети будут осваивать умение классифицировать. Если мы берём, например, за основу классификации постановку стопы на опору, то бег может быть с постановкой стопы: с пятки, с носка, на всю стопу, стопы параллельно, стопы с разворотом во вне, с поворотом во внутрь, одна нога ставится с пятки, другая – с носка и т.д. Здесь нужно заметить, что нас порой упрекают в (!) антипедагогических действиях: мы учим детей неправильным действиям. Не соглашаемся с этим и отмечаем, во-первых, что форма действия зависит от цели действия. И если бежать до автобуса по гололедице высоко на стопе, ставя их по одной линии, высоко поднимая колени, то цели мы можем и не достичь. Это в лучшем случае, а в худшем – можем оказаться на больничной койке. Во-вторых, мы создаём базу различных движений, на основе которой формируется «царица физических качеств» - ловкость.

Состояния.

Объекты окружающего мира могут находиться в разных состояниях. Во время занятий нужно обращать внимание ребёнка на разные состояния предметов и живых существ (и самих себя тоже). Важно, чтобы он понимал, что речь идёт не о разных свойствах разных объектов (ученики уставшие и не уставшие, рассеянные и внимательные), а о разных состояниях одного и того же объекта (ученик рассеянный, ученик внимательный).

Учитель может расспросить ребёнка, в каких он бывает состояниях. Как он замечает, что ему плохо? что чувствует, когда хорошо? Можно рассказать о том, что учитель чувствует, когда ему хорошо или плохо.

Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что спортивный зал, в котором он занимается, тоже может быть в разных состояниях – беспорядка и порядка.

Рекомендуем состояния отмечать в тетради.

Как ты себя чувствуешь в начале урока? А в конце?

Самый грустный_____________________________самый весёлый

Самый рассеянный__________________________самый внимательный

Самый бодрый_______________________________самый усталый

Нужно, с нашей точки зрения отмечать, какие части тела устают (состояние усталости) после урока физкультуры и обозначать эти части тела на рисунках.

Процессы(протекание, ход какого-либо явления; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата).

Необходимо введение понятия «процесс роста», «процесс развития». Отмечается в тетради рост ученика в начале года и в конце. Можно отслеживать количество отжиманий (приседаний, подтягиваний, личные рекорды в тестах, предусмотренных программой) в начале четверти и в конце, в начале года и в конце года Анализ этих результатов поможет выйти на понятие «тренировочный процесс».

Теперь ребёнок будет учиться замечать изменения, которые происходят с окружающими нас вещами. Эти изменения – процессы – не всегда хорошо заметны. Иногда мы просто не обращаем на них внимания, они происходят слишком быстро. А такие процессы, как увеличение силы или улучшение выносливости, идут, наоборот, слишком медленно.

Все естественные науки: физика, химия, биология геология, психология и история – изучают именно процессы. В том числе и физическая культура.

Возможно графическое изображение процесса бега, процесса преодоления планки, процесса бросания предмета.

В тетради отмечается, что делает бицепс, что делает трицепс. На схеме в тетради закрашиваются мышцы, которые работают в том или ином упражнении.

На этом этапе необходима работа с пульсом (нужно объяснить ученикам, что пульс – это толчки крови по сосудам). Это нужно для осуществления контроля над своим состоянием во время занятий физической культурой.

Отмечается пульс после 20 приседаний, после 20 прыжков на двух ногах, после ходьбы, после бега, после быстрого бега. Анализ этих измерений поможет выяснить то, что разные упражнения по-разному влияют на состояние организма.

Условия процессов.

Чтобы мышца сокращалась быстро, она должна быть подготовлена (разогрета, растянута). Условием качественного выполнения двигательного действия является разминка.

Передвижения по залу (ходьба, бег, ползание, прыжки), по гимнастической скамейке, гимнастическому бревну, в условиях скученности. Нужно выяснить, как изменяется техника двигательного действия в зависимости от условий его выполнения.

Далее выясняются условия для развития тренированности (чтобы мышцы развивались, они должны регулярно тренироваться, чтобы мышцы развивались, нужно постоянно увеличивать нагрузку), что в дальнейшем приведёт к выведению принципов тренировки.

В конце этого этапа обучения выясняется, каковы условия правильного роста и развития человека.

Эксперимент.

Теперь мы знаем, что такое процессы и необходимые для них условия. В попытках обнаружить эти условия, как правило, возникает много споров. Кто-то считает, что необходимо одно, а другой – что необходимо другое. Для того чтобы в этом разобраться, оказывается, что есть специальный способ, позволяющий не спорить до хрипоты, а установить точно, какое же предположение верно. На уроках в школе дети откроют для себя этот способ.

Таким образом, учебный процесс разворачивается в следующей последовательности: выделение объекта изучения – наблюдение – классификация – состояния – процессы – условия процессов – эксперимент.

Исходным понятием, раскрывающим смысл физкультуры, является физическое упражнение(двигательное действие, направленное на физическое совершенствование субъекта), а основной учебной задачей курса физкультуры является задача конструирования физического упражнения.

Для разворачивания в последовательности всего предмета, курса, года необходимо сформулировать учебную задачу (УЗ).

УЗ разбивается на частные УЗ, а минимальная УЗ - на операции. Каждая УЗ является логическим продолжением предыдущей, а решение - её мотивацией для формулирования последующей.

Развёртывание предметного материала в развивающем обучении означает развёртывание в последовательности системы учебных задач.

УЗ должна соответствовать требованиям зоны ближайшего и зоны актуального развития, т.е. с одной стороны, она должна быть настолько сложна, чтобы ученики не могли её решить известным способом, но и не настолько сложна, чтобы они не могли её решить вместе, а с другой стороны, решение этой УЗ должно стать актуальным для учеников.

Деятельность по решению УЗ разбивается в технологической последовательности на шесть основных этапов:

1. Постановка учебной задачи. Преобразование условий задачи на язык предмета.

2. Анализ ситуации. Определение того в ситуации, что не позволяет решить задачу известным способом. Принятие условий задачи.

3. Конструирование способа (ов) решения задачи. Моделирование идеального образа.

4. Решение частных задач. Преобразование модели в ходе рассмотрения его действия при решении частных задач. Конкретизация способа для решения частных задач.

5. Самоконтроль.

6. Самооценка.

Примеры решения учебных задач по физкультуре представлены далее.

Важным для работы с учебной задачей в РО является то, что в системе ЗУН (знания, умения, навыки) центральным является умение. Умение является и мотивом для обращения к знанию и навыкам, и контролем, и результатом работы со знанием и навыками. Не умею – значит, чего-то не знаю, не умею – значит, не хватает навыка.

Тематическое планирование для начальной школы представлено в программе, разработанной коллективом авторов (А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых, Т.А. Полякова).

Основная школа

Задачами преподавания физкультуры в основнойшколе являются:

1. Научить умению определять рабочие мышцы в двигательных действиях, и в каком режиме они работают для получения запланированного результата.

2. Научить умению подбирать комплексы упражнений для получения запланированного результата (развитие двигательных качеств).

3. Научить умению подбирать способы выполнения упражнений для изменения качественных особенностей движений (методы тренировки).

В соответствии с этими положениями, весь процес

Наши рекомендации