Системно-структурный подход

1. На чем основывается системно-структурный подход:

a) на исследованиях по общей теории систем;

b) на исследованиях свойств математических множеств;

c) на исследованиях гуманитарных наук.

2. Совокупность элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств – это:

a) система;

b) множество;

c) агрегат.

3. По определению Л. Берталанфи, «система – это…»:

a) совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие;

b) совокупность элементов, между которыми нет отношений объектов и их свойств;

c) комплекс элементов, дополняющих друг друга.

4. Автор определения понятия «система» как «…совокупности элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств»:

a) Н. Винер;

b) А. Холл;

c) В.Г. Афанасьев.

5. Какая сущностная характеристика включает связь между элементами системы?

a) состояние;

b) динамика;

c) структура.

6. Найди неверный ответ. В качестве структурных элементов теории как системы знаний выступают:

a) понятия

b) законы;

c) материальные объекты.

7. Что характерно для структуры?

a) логическая взаимосвязь;

b) хаотичное распределение;

c) отсутствие причинно-следственных связей.

8. Для систем характерно наличие (исключить неверный ответ):

a) функции;

b) мотив;

c) решаемые задачи.

9. Выбери составляющие структуры систем:

a) объекты (субъекты);

b) части или компоненты;

c) атрибуты, отношения;

d) отсутствие иерархии.

10. Как называется то, что является неотъемлемым, присущим структуре системы (из приведенного ниже перечня)?

a) природное начало;

b) атрибуты;

c) модусы.

11. Как называют свойства, подчеркивающие отличие разрозненных компонентов свойств от свойств, вновь возникших в связи с образованием из них системы?

a) инертными;

b) менеджментными;

c) эмерджентными.

12. Эмерджентные свойства – это:

a) свойства, присущие отдельным элементам системы;

b) новые интегративные свойства системы, отсутствующие у ее элементов;

c) свойства, присущие и системе в целом, и ее отдельным элементам.

13. Какого типа систем не существует?

a) естественных;

b) динамических;

c) примитивных.

14. Система, где изменение свойств происходит во времени?

a) статическая;

b) динамическая;

c) закрытая.

15. Какое свойство системы предполагает суммативность и взаимообусловленность?

a) стабильность;

b) совместимость;

c) целостность.

16. Что такое стабильность системы?

a) устойчивость обратной связи;

b) неустойчивость;

c) полуустойчивость.

17. Приспособление системы к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее взаимодействие:

a) стабильность;

b) адаптация;

c) баланс.

18. Какое качество системы обозначает изменчивость во времени?

a) воспитание;

b) обучение;

c) эволюция.

19. Какие системы называют телеологическими?

a) открытые;

b) целенаправленные;

c) закрытые.

20. Система, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией или информацией?

a) закрытая;

b) естественная;

c) открытая.

21. Какие системы обладают свойством адаптации?

a) естественные;

b) неестественные;

c) идеальные.

22. Цель, задачи, функции, развитие характеризуют…

a) природу систем;

b) назначение систем;

c) свойства систем.

23. Какие системы состоят из большого числа переменных и большого количества связей между ними?

a) сложные;

b) простые;

c) асинхронные.

24. Системы бывают:

a) интуитивные;

b) закрытые;

c) неопознанные;

25. Естественные системы считаются:

a) открытыми;

b) закрытыми;

c) скрытыми.

26. Свойством естественных систем является:

a) разрозненность компонентов;

b) адаптация;

c) отсутствие компонентов.

27. Найди лишнее (неверное) свойство систем:

a) стабильность;

b) целостность;

c) неупорядоченность связей.

28. В ниже перечисленном списке свойств систем найди лишнее:

a) целостность;

b) стабильность;

c) дискретность.

29. Среди всех сложных систем наибольший интерес представляют системы с:

a) «обратной связью»;

b) неопределенной целью;

c) нечеткой функцией.

30. Кто их ученых считает необходимым различать суммативную систему и деятельностную?

a) Н.Винер;

b) А.Холл;

c) В.П. Симонов.

31. Какими считаются все естественные системы?

a) открытыми;

b) субъективными;

c) закрытыми.

32. Какие системы считаются открытыми?

a) искусственные;

b) идеальные;

c) целенаправленные.

33. Какой из компонентов педагогического процесса также называется деятельностным?

a) целевой;

b) содержательный;

c) процессуальный.

34. Какой из компонентов не является системообразующим компонентом педагогического процесса?

a) результативный;

b) диагностический;

c) целевой.

35. Упорядоченное расположение чего-либо в определенной последовательности есть:

a) деятельностная система;

b) суммативная система;

c) структурная система.

36. Совокупность объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных отдельным компонентам, образующим систему, есть:

a) суммативная система;

b) суммарная система;

c) деятельностная система.

37. Целенаправленными системами являются:

a) открытые системы;

b) темологические системы;

c) закрытые системы.

38. Системообразующими компонентами педагогического процесса являются:

целевой;

a) составной;

b) результативный;

c) индивидуальный.

39. Процессуальный системообразующий компонент педагогического процесса также является:

a) деятельностным;

b) результативным;

c) содержательным.

40. Какой наукой изучаются сложные климатические процессы?

a) землеведением;

b) метеорологией;

c) географией.

41. С помощью чего реализуется связь между различными уровнями системы?

a) организация;

b) системообразующие связи;

c) управление.

42. Взаимно-однозначное соответствие между объектами системы, при которой сохраняются отношения между ними, называется:

a) оптимизацией;

b) детализацией;

c) изоморфностью.

43. Какая наука первой начала исследование сложных систем с обратной связью?

a) синергетика;

b) кибернетика;

c) метеорология.

44. Наука, которая первой начала исследование сложных систем с обратной связью:

a) естествознание;

b) физика;

c) кибернетика.

45. Назовите, какая научная дисциплина (направление) произошло от соединения слов «информации» и «математика»?

a) информатика;

b) арифметика;

c) формализм.

46. Один из основных законов кибернетики:

a) «разумного эгоизма»;

b) «необходимого разнообразия»;

c) «наглядности во всем».

47. Кибернетика в переводе с греческого означает:

a) искусство суждений;

b) искусство управления;

c) искусство счета.

48. Основателем кибернетики является:

a) Ж.Ж. Руссо;

b) Н. Винер;

c) А. Эйнштейн.

49. Наукой об управлении сложными системами с обратной связью называют:

a) кибернетику;

b) синергетику;

c) аксиологию.

50. Кто из американских математиков считается основателем «кибернетики»?

a) А. Берг;

b) Л. Берталанфи;

c) Н. Винер.

51. Что такое кибернетика?

a) наука об управлении сложными системами с обратной связью;

b) наука о выявлении законов живой природы;

c) наука о конструировании роботов и технических систем.

52. В переводе с греческого кибернетика означает…:

a) искусство объединения;

b) искусство управления;

c) искусство взаимодействия.

53. В переводе с латинского «информация» означает…:

a) объяснение, выяснение;

b) ознакомление, разъяснение;

c) разъяснение, объединение.

54. Из соединения каких слов произошло слово «информатика»?

a) информация и математика;

b) информатика и метафизика;

c) математика и инфляция.

55. Мера неорганизованности системы выражается в следующем понятии:

a) утопия;

b) энтопия;

c) энтропия.

56. В переводе с греческого «энергия» означает…:

a) работа;

b) деятельность;

c) занятие.

56. Одним из основных законов кибернетики является:

a) закон «необходимого разнообразия»;

b) закон «достаточности»;

c) закон «необходимости».

Ключ:1а; 2а; 3а; 4b; 5c; 6c; 7а; 8c; 9а, b, c; 10b; 11c; 12b; 13c; 14b; 15c; 16а; 17b; 18c; 19b; 20c; 21а; 22б; 23а; 24b; 25b; 26b; 27c; 28c; 29а; 30c; 31c; 32а; 33c; 34b; 35b; 36c; 37b; 38а,c; 39а; 40b; 41c; 42c; 43b; 44c; 45а; 46b; 47b; 48b; 49а; 50c; 51а; 52b; 53b; 54а; 55c; 56b; 57а.

Синергетический подход

1. Наука, исследующая процессы самопроизвольного перехода сложных систем из менее упорядоченного, неравновесного состояния в более упорядоченное – это:

a) аксиология;

b) кибернетика;

c) синергетика.

2. Кем введено понятие «синергетика» в обиход науки?

a) Г. Хакеном;

b) И. Пригожиным;

c) Е. Князевым.

3. Кто впервые создает и научно обосновывает научный аппарат, доказавший возможность протекания процессов самоорганизации в неживой и живой природе, в физически неравновесных системах?

a) И. Стенгерс;

b) И. Пригожин;

c) В. Рузавин.

4. Как трактуют синергетику в его кратком определении?

a) как теорию воспитания;

b) как теорию обучения;

c) как теорию самоорганизации.

5. Какую универсальную закономерность развития отвергает концепция самоорганизации?

a) линейность;

b) флуктуацию;

c) неравновесность.

6. Чем для синергетики являются: сложность и диссипация, хаос и упорядоченность, устойчивость и неравновесность, флуктуация и аттракторы, бифуркация и управляющие параметры?

a) объектами;

b) предметами (элементами);

c) принципами.

7. Как называется случайное отклонение от равномерного распределения молекул в газе или жидкости, возникающие в результате теплового движения?

a) ассимиляция;

b) флуктуация;

c) хаос.

8. С точки зрения основных идей синергетики, флуктуация является:

a) творцом организаций;

b) процессом формирования;

c) средством самоорганизации.

9. Вставьте пропущенное слово. «Синергетика дает возможность понять, что для выживания в этом сложном мире необходим … культур – прошлых, настоящих и будущих, … человека с человеком, самим собой, со всей Вселенной, что необходимо жить по общечеловеческим, космоземным законам, а для этого необходимо их знать»:

a) монолог;

b) диалог;

c) полилог.

10. Как в современной науке понимают наиболее общие, фундаментальные мифологические мотивы, изначальные схемы миропредставлений, которые могут считаться общечеловеческими?

a) устоями;

b) принципами;

c) архетипами.

11. Кем синергетический подход рассматривается как развитие системного подхода, вызванное необходимостью изучения саморазвивающихся систем?

a) М.С. Каганом;

b) С.П. Курдюмовым;

c) Г. Хакеном.

12. Синергетика, как считают ее адепты, может быть использована в качестве новой, нетрадиционной методологии прогнозирования, т.е.:

a) исследования настоящего;

b) исследования будущего;

c) исследования прошлого.

13. Вся история человечества, как считает синергетика, является последовательностью:

a) флуктуаций;

b) атракторов;

c) бифуркаций.

14. Что выступает общемировой структурой порядка?

a) мифологический космос;

b) космогенез;

c) космогеническая модель.

15. Что выступает процессуальной моделью мироупорядочения?

a) мифологический космос;

b) космогенез;

c) космогеническая модель.

16. Как философ Н. Моисеев называет (термин В.И. Вернадского) то состояние биосферы, когда Разум окажется в состоянии определять ее целенаправленное развитие?

a) биосфера;

b) неолитическая революция;

c) ноосфера.

17. Кто из нижеперечисленных ученых предложил шестиступенчатую модель биографии личности на деятельностном основании:

a) М.С. Каган;

b) Д. Эльконин;

c) Гегель.

18. Как рассматривал синергетический подход М.С. Каган?

a) как «науку о сложности»;

b) как развитие системного подхода, вызванное необходимостью изучения саморазвивающихся систем;

c) как «науку о «самоорганизации».

19. Поле, формируемое обучением, воспитанием и средой – это:

a) информационное поле;

b) биологическое поле;

c) идеологическое поле.

20. Что не является, согласно Агни-Йоге (Живой этике), соединительным звеном между этикой и психо-энергетикой?

a) человеческая мысль;

b) эмоции;

c) мыслетворчество.

21. Что не является с точки зрения синергетики конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем?

a) хаотичность;

b) многовариативность;

c) однообразие ходов.

22. Является ли вакуум своеобразной формой материи?

a) да;

b) нет.

23. Что не относится к рождению Вселенной «из ничего»?

a) самопроизвольное возникновение из вакуума;

b) бифуркация;

c) случайная флуктуация.

24. Что не является объектами изучения синергетики?

a) сложность и диссипация;

b) экспоненциальный процесс;

c) хаос и упорядоченность.

25. Какое состояние считается физически нормальным для всех систем?

a) детерминированный хаос;

b) полный хаос;

c) сверхпорядок.

26. По мнению И. Пригожина и И. Стенгерс, главенствующую роль в окружающем мире играют:

a) порядок;

b) стабильность и равновесие;

c) неустойчивость и неравновесность.

27. Как … называется наука о космосе?

a) космология;

b) астрология;

c) естествознание.

28. С позиции синергетики все системы содержат …

a) подструктуры;

b) подсистемы;

c) предысторию.

29. Отличие неравновесной структуры от равновесной заключается в следующем:

a) система не реагирует на воздействие внешних условий;

b) отсутствие бифуркации;

c) приток энергии в системе создает порядок.

30. Что является одной из основных идей синергетики?

a) порядок рождается из хаоса, глубинная взаимосвязь хаоса и порядка;

b) эволюция линейна;

c) мир и научное знание о нем хаотичны.

31. Как называют систему, которая обменивается со своим окружением веществом, энергией, информацией.

a) закрытой;

b) открытой;

c) прикрытой.

32. В парапсихологии телепатия – это:

a) видение прошлого, настоящего и будущего;

b) чтение мыслей, воздействие на расстоянии, общение на расстоянии чловека с человеком, с животными, с растениями;

c) силовое энергетическое воздействие на материальные предметы.

33. Как называют сверхчувственную способность отрываться от земли и парить в воздухе?

a) левитация;

b) телепартация;

c) телепатия.

34. Как называют систему запретов?

a) хаос;

b) табу;

c) свод.

35. Какое мировоззрение несет в себе, по мнению некоторых современных ученых, наибольший гуманистический потенциал?

a) сциентистское мировоззрение;

b) антисциентизм как мировоззрение;

c) синергетика.

36. Кибернетика – это…

a) теория обучения;

b) теория воспитания;

c) теория информации.

37. Синонимом понятия «коэволюция человека и биосферы» считается термин:

a) ноосфера;

b) биосфера;

c) экосфера.

Ключ:1а; 2а; 3b; 4c; 5а; 6а; 7b; 8а; 9b; 10c;11а; 12b; 13c; 14а; 15b; 16c; 17а; 18b;19c; 20b; 21b; 22а; 23b; 24b; 25а; 26c;27c; 28b; 29c; 30а; 31b; 32b; 33а; 34b; 35c; 36c; 37а.

Аксиологический подход

1. Кем было введено понятие «аксиология» в научный оборот?

a) П. Лапи;

b) Ж.Ж. Руссо;

c) Сократом.

2. В философских словарях аксиология определяется как:

a) наука о самоорганизации;

b) наука о ценностях;

c) наука об управлении сложными системами.

3. Воспитанию чего отдавал предпочтение Платон?

a) ума, воли, чувства;

b) мужества, выносливости;

c) умеренности, справедливости.

4. По Сократу, истинные ценности – это:

a) состояние человека, накопленное им в течение жизни;

b) сокровища души, которые составляют познание;

c) материальные богатства государственной казны.

5. Сократ сказал, что все беды от …

a) жадности;

b) незнания;

c) стихийных бедствий.

6. У Сократа майевтикой называлась:

a) искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно сформулированных проблемных вопросов («повивальное искусство»);

b) умение оказывать помощь при рождении человека;

c) тонкая, скрытая насмешка.

7. Понятие «ирония» у Сократа не включало в себя одно из ниже перечисленных утверждений. Какое?

a) тонкая, скрытая насмешка;

b) эвристический метод познания;

c) прием контраста видимого внешнего и скрытого смысла высказывания, создающая эффект насмешки.

8. Как определяет «ценность» отечественный религиозный философ В.С. Соловьев?

a) как идею земного счастья;

b) как тайны мира, заключенные, прежде всего, в человеке.

c) как «безусловное значение», как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей.

9. С формальной точки зрения ценности делятся на:

a) истинно-ложные и ложно-истинные;

b) относительные и абсолютные;

c) критические и критикующие.

10. Принцип антропоцентризма означает:

a) человек – мера всех вещей;

b) человек – показатель своего народа;

c) человек – самое высшее во Вселенной (главное).

11. Национальные и общечеловеческие ценности связаны как (А.Ю. Шадже): … Выберите неверный ответ.

a) единичное и общее;

b) часть и целое;

c) аргументы и факты.

12. Каждый народ является носителем культуры (по Абдулатипову Р.):

a) только национальной;

b) только общечеловеческой;

c) не только национальной, но и общечеловеческой.

13. В.И. Андреев выделяет по признаку доминирования следующие ценности. Укажите лишнюю.

a) социальные ценности;

b) психологические;

c) философские;

d) профессиональные.

14. Что включает В.И. Андреев в понятие «психологические ценности»?

a) ответственность перед людьми, коллегами, обществом…;

b) сотворчество с коллегами, студентами, любовь к ним;

c) душевное, всегда положительное состояние души.

15. Какая проблема считается наиболее актуальной у современных ученых философов?

a) проблема соотношения общечеловеческих и национальных ценностей;

b) проблема расходования накопленных ценностей;

c) проблема национальных ценностей.

16. Какое понятие определяется не чувствами, а сущностью бесконечной полноты божественного величия, внутренней потребностью поклонения безусловной внешней заданности (позиция русских религиозных философов)?

a) «богиня»;

b) «святыня»;

c) «душа».

17. По мнению С.Л. Франка, в основе социальной жизни заложены духовные ценности – солидарность, служение и …:

a) счастье;

b) семья;

c) любовь.

18. Как называют русскую религиозную философию?

a) софиология;

b) мудрость;

c) мирология.

19. Кого считают источником всех ценностей идеологи всех религий?

a) дьявола;

b) Бога;

c) человека.

20. Какой американский ученый построил своеобразную иерархию ценностей, в которую включил ряд взаимоподчиненных врожденных ценностей – потребностей: от физиологических к потребностям в безопасности – в любви и привязанности – в признании и оценке – в самоактуализации?

a) М. Шелер;

b) Н. Гартман;

c) А. Маслоу.

21. Значимость научного, профессионального труда, ответственность перед людьми, коллегами, обществом, родителями – все это В.И. Андреев относит к:

a) психологическим ценностям;

b) профессиональным ценностям;

c) социальным ценностям.

22.Овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда, научного исследования, профессиональный рост, профессиональное мастерство, профессиональная культура – по В.И. Андрееву относится к:

a) социальным ценностям;

b) психологическим ценностям;

c) профессиональным ценностям.

23.К психологическим ценностям, по И.В. Андрееву, относится:

a) сотворчество с коллегами, детьми и т.д.;

b) значимость научного, профессионального труда;

c) овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда.

24. Идеальная форма всеобщности, которая реально достигнута человечеством на данной ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя в диалоге культур – это:

a) общественное;

b) общечеловеческое;

c) национальное.

25. По А. Бейли: «Непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью – это…»:

a) образование;

b) учение;

c) информирование.

26. Что связано с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека (по А. Бейли)?

a) атрибут гармонии через конфликт;

b) активное познание;

c) атрибут конкретного знания.

27. Атрибут, скрытый во всех формах, врожденная тяга или недовольство, которая заставляет человека бороться, прогрессировать, развиваться, чтобы добиться единения, союза со своей душой – это, по А. Бейли:

a) атрибут преданности;

b) атрибут порядка;

c) атрибут гармонии через конфликт.

28. Какой из атрибутов характеризуется приверженностью желанию, идеалу и видению его (по А. Бейли):

a) атрибут конкретного знания;

b) атрибут преданности;

c) атрибут порядка.

29. Врожденный атрибут и инстинкт к упорядоченному ритму – это (по А. Беи):

a) атрибут порядка;

b) атрибут гармонии через конфликт;

c) атрибут преданности.

30. Атрибут, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы – это (по А. Бейли):

a) атрибут преданности;

b) атрибут порядка;

c) атрибут конкретного знания.

31.Какое из этих понятий вошло в философию раньше?

a) ценность;

b) аксиология.

32. По Сократу, человек нуждается в:

a) привычном образовании своей личности путем научения;

b) образовании как смысла;

c) образовании, предоставляющем возможность поиска смысла.

33. В какой период аксиология как теория ценностей появилась в России:

a) в начале XIX века;

b) в конце XIX века;

c) в начале XX века.

34. Кто из этих ученых ввел понятие «аксиология»?

a) Э. Гартман;

b) П. Лапи;

c) Сократ.

35. Что не относится к базовым идеям-ценностям, по А. Бейли?

a) воля и цель;

b) добродетель во всех проявлениях;

c) любовь – мудрость.

Ключ:1а; 2b; 3а; 4b; 5b; 6а; 7б; 8c; 9b; 10а; 11c; 12c; 13c; 14b; 15а; 16b; 17c; 8а; 19b; 20c; 21c; 22c; 23а; 24b; 25а; 26b; 27c; 28b; 29а; 30c; 31а; 32c; 33b; 34b; 35b.

Культурологический подход

1. Наиболее распространенным определением какого понятия является: «… исторический определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека выраженной в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»?

a) культура;

b) свобода;

c) формация.

2. Как расшифровывал понятия «культура» Н.К. Рерих?

a) призыв к свободе;

b) почитание света;

c) отрицание творчества.

3. Какое слово считается некоторыми учеными синонимом понятия «культура»?

a) концепция;

b) эпицентр;

c) цивилизация.

4. Русские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др., развивая концепцию человека, рассматривали его как:

a) эпицентр культуры;

b) оболочку культуры;

c) нечто отдельное от культуры.

5. Как Фридрих Энгельс соотносил понятия «понятия» и «цивилизация»?

a) разделял их;

b) отождествлял;

c) не рассматривал эти понятия.

6. Автором книги «Закат Европы» является философ:

a) О. Шпенглер;

b) Н. Бердяев;

c) Цицерон.

7. Кто отмечал, что: «цивилизация есть смерть духа культуры»?

a) Н. Бердяев;

b) Ж.Ж. Руссо;

c) Цицерон.

8. Что является движущей силой цивилизации с точки зрения Энгельса?

a) алчность;

b) милосердие;

c) богатство.

9. Существует ли однозначное определение понятия «культура»?

a) да;

b) нет, подходов к этому определению множество;

c) нет, но основных подходов к определению культуры всего три.

10. В какую культуру входит художественная или эстетическая культура труда, быта, культура отношений и общения?

a) общественную;

b) материальную;

c) духовную.

11. Культура – это весь мир, который заключает в себе все условия нашего существования. Чье это определение?

a) В.М. Межуева;

b) Швейцера;

c) Д. Андреева.

12. Что является формами культуры?

a) человек;

b) религия, наука, искусство;

c) мир в целом.

13. Как понимает носитель культуры идеал?

a) господство над природой;

b) милосердие;

c) благо конкретного человека и сообщества.

14. Что было главной ценностью культуры Запада средних веков?

a) бог;

b) человек;

c) мир.

15. По М.М. Бахтину, изобретение мира впервые - это:

a) цивилизация;

b) культура;

c) мышление.

16. Что является инструментом поиска человеческого смысла?

a) абстрактное мышление;

b) образное мышление;

c) гуманитарное мышление.

17. Что означает взаимопорождение культуры?

a) взаимообогащение;

b) самодетерминация;

c) изобретение.

18. Как называют текст, существующий сам по себе, вне автора?

a) внешняя речь;

b) плоская речь;

c) устная речь.

19. Назовите культурную функцию образования.

a) информационная;

b) когнитивная;

c) гуманитарная.

20. Какая функция образования призвана обеспечить сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования?

a) культуросозидательная;

b) гуманитарная;

c) социализация.

21. Какой подход должен быть основным методом проектирования личностноориентированного образования?

a) синергетический;

b) культурологический;

c) эзотерический.

22. Кто является по своей внутренней природе – микрокосмом, отрывком вселенной?

a) индивид;

b) Бог;

c) человек.

23. Сколько в настоящее время в науке сложилось основных подходов к определению культуры?

a) три: аксиологический, деятельностный, личностный;

b) два: деятельностный и личностный;

c) один: аксиологический;

24. Идеей какого подхода является мысль о том, что гарантией культуры является сам человек, его деятельность; человек – творец культуры?

a) аксиологического;

b) деятельностного;

c) личностного.

25. Какой из подходов рассматривает культуру, как среду, растящую и питающую личность?

a) личностный подход;

b) эзотерический подход;

c) герменевтический подход.

26. Какая их культурных функций образования предполагает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования?

a) гуманитарная;

b) культуросозидательная;

c) социализированная.

27. Многие ученые отмечают, что личность формируется:

a) в школе;

b) в семье;

c) во всех сферах жизни человека.

28. Что предполагает истинная культура личности?

a) творение ценностей;

b) деятельностное добротворчество;

c) почитание ценностей.

Ключ:1а; 2b; 3c; 4а; 5а; 6а; 7а; 8а; 9b; 10c; 11а; 12b; 13c; 14а; 15b; 16c; 17а; 8b; 9c; 20а; 21b; 22c; 23а; 24b; 25а; 26b; 27c; 28b.

Гуманистический подход

1. Как иначе называют гуманистический подход?

a) личностно-ориентированный;

b) социоцентризм;

c) аксиологический.

2. Как называют человечность, человеколюбие, уважение к людям?

a) гармония;

b) гуманность;

c) когнитивность.

3. Какой системе воспитания древности присущ гуманистический идеал воспитания человека?

a) спартанской;

b) древне-римской;

c) афинской.

4. Какое понятие в «Философском словаре» определяется как «рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека»?

a) гуманизм;

b) эгоизм;

c) индивидуализм.

5. Какому периоду истории соответствует название «век гуманизма»?

a) Ренессанс;

b) Первобытное общество;

c) Средневековье.

6. Данте, Петрарка, Бокаччо были отцами гуманизма:

a) испанского;

b) российского;

c) итальянского.

7. Интерес к античности, пробудившийся в конце XVIII начале XIX вв. называют:

a) постгуманизмом;

b) неогуманизмом;

c) препостгуманизмом.

8. Неогуманизм представлен именами:

a) Гумбольдтом, Лессингом, Гете, Шиллером;

b) Сократом и его учениками;

c) Ивановым, Петровым, Сидоровым.

9. Какому термину соответствует это определение «Безучастное отношение к окружающей жизни; полная отрешенность, безвольная покорность божественной воле, созерцательность»

a) гуманизм;

b) экзистенциализм;

c) квиетизм.

10. Создателями гуманной отечественной школы были:

a) Штейнер, Монтессори, Френе;

b) К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили;

c) Сократ, Герберт, Спенсер.

11. Основным поставщиком методологического материала для классической науки является:

a) философия материализма;

b) феноменология;

c) эзотерика.

12. Как называется работа, явившаяся ответом на обвинения в адрес экзистенциализма, которая была написана Ж. Сартром?

a) «Экзистенциализм – это гуманность»;

b) «Экзистенциализм – это гуманизм»;

c) «Экзистенциализация».

13. Какие две разновидности экзистенциалистов выделяет Сартр?

a) христианский и атеистский;

b) буддизм и христианство;

c) католицизм и буддизм.

14. Суровое, непреклонное соблюдение раз и навсегда установленных нормативов это:

a) авторитаризм;

b) дидактическое морализаторство;

c) ригоризм.

15. Беспрекословное подчинение установленным государством авторитетам это:

a) авторитаризм;

b) ригоризм;

c) дидактическое морализаторство.

16. Навязывание готовых образцов знаний и поведения - это:

a) ригоризм;

b) дидактическое морализаторство;

c) авторитаризм;

17. Фундаментальным компонентом личности, по мнению К. Роджерса, является:

a) концепция «оно»;

b) свое «Я»;

c) Я – концепция.

18. Какие два типа обучения выделяет К. Роджерс?

a) информационное и значимое учение;

b) познавательное и обучающее;

c) информационное и познавательное.

19. Совокупность теоретических и методологических предпосылок определяющих конкретное научное исследование это:

a) гуманность;

b) парадигма;

c) система.

20. Парадигма, ставящая в центр внимания не содержание образования, а эффективные способы усвоения различных видов знаний – это:

a) гуманистическая парадигма;

b) традиционная парадигма;

c) рациональная парадигма.

21. Парадигма, ставящая в центр внимания ученика как субъекта жизни, – это:

a) гуманистическая парадигма;

b) рационалистская парадигма;

c) традиционалистская парадигма.

22. Парадигма, имеющая в своей основе идею о сберегающей, консервативной роли школы - это:

a) рационалистская парадигма;

b) традиционалистская парадигма;

c) гуманистическая парадигма.

23. Какому из перечисленных подходов соответствует научно-техническая парадигма?

a) гуманный подход;

b) сциентистский подход;

c) эгоистический подход.

24. Какая наука является основным «поставщиком» методологического материала ко всем подходам?

a) антропология;

b) естествознание;

c) философия.

25. Кто из ученых считал, что гуманность – это чувство блага в общении с другим?

a) Кант;

b) Гердер;

c) Гете.

26. Способность дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как воспринимают тебя другие люди это:

a) демократия;

b) рефлексия;

c) методология.

27. Как называют распад централизованной традиционной системы народного образования?

a) перестройка;

b) деструктуризация;

c) классификация.

28. Что относится в современной системе образования России к школам нового типа?

a) клинические учреждения;

b) банки и банкоматы;

c) гимназии, лицеи, колледжи.

29. Вид обучения, обеспечивающий простое знание фактов?

a) информационное;

b) проблемное;

c) значимое учение.

Ключ:1а; 2b; 3c; 4а; 5а; 6c; 7b; 8а; 9c; 10b; 11а; 12b; 13а; 14c; 15а; 16b; 17c; 18а; 19b; 20c; 21а; 22b; 23b; 24c; 25а; 26b; 27b; 28c; 29а.

Сущность основных понятий

Культура – уровень развития, типы и формы организации жизни и деятельности общества и людей, материальные и духовные результаты деятельности человека, объективированные в предметных материальных носителях (машины, сооружения, произведения искусства, нормы морали и права), а так же человеческие силы и способности, реализуемые в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой.

Культурологический подход основывается на том, что любой представитель педагогической мысли – сам носитель культуры; его становление какличности тесно связано с особенностями культурного пространства его времени. культурологический подход - это не догматичная, замкнутая система, а открытая, развивающаяся методология, уходящая корнями в прошлое и одновременно нацеленная в будущее. При этом перспективы развития культурологи­ческого подхода заложены внутри него.

Под культурологическим подходом к развитию профессиональной деятельности учителя понимают совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности. При этом главным системообразующим фактором развития профессиональной деятельности педагога считают формирование профессионально-педагогической культуры, что предопределяет специфику разработки содержания, технологий и организационных форм педагогического образования.

Подход – совокупность приемов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблемы.

Синергетика – междисциплинарное научное направление, изучающее общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации, реализующихся в открытых биологических, физико-химических, социальных и др. системах, благодаря интенсивному обмену между веществом и энергией с окружающей средой. Возникло в начале 70-х гг. XX в. В последнее время появился ряд работ, в которых синергетический подход применяется в обучении и воспитании человека, в работах по психологии и социологии.

Модуль 8

Наши рекомендации