Операции над векторами в координатах
№ | Вид операции | Исходные данные | Операции в координатах |
Координаты вектора | А (х1; у1); В (х2;у2) | ||
Длина вектора | |||
Сложение и вычитание векторов | |||
Умножение вектора на число | ; | ||
Скалярное произведение векторов | |||
Угол между векторами | |||
Координаты середины отрезка | А (х1; у1); В (х2;у2) | ||
Расстояние между точками | А (х1; у1); В (х2;у2) |
Теорема 1. Если векторы и коллинеарны, то их соответствующие координаты пропорциональны:
если = (х1; у1) и = (х2; у2) коллинеарны, то .
Теорема 2. Если ненулевые векторы и взаимно перпендикулярны, то их скалярное произведение равно нулю, и наоборот, если скалярное произведение векторов равно нулю, то векторы перпендикулярны: ( ) .
Пример 1. Даны точки А(4;-3), В(-2;-9).
Найти: 1) координаты вектора ;
2) длину вектора ;
3) координаты точки М – середины АВ.
Решение:
1) Воспользуемся формулой нахождения координат вектора: .
Тогда ; .
2) Зная координаты вектора , найдем его длину по формуле: .
.
3) Пусть точка М – середина отрезка АВ. Тогда ее координаты находятся по формуле: : М ; М (1; -6).
Ответ: =(-6; -6), , М (1; -6).
Пример 2. Даны , .
Найдите: 1) ; 2) ; 3)
Решение:
1) Вектор задан в виде разложения по базисным векторам . Его координаты находятся как коэффициенты разложения вектора по базису: .
Найдем координаты векторов и по формуле: . Тогда
= (6; -10); = (12; 3).
Воспользуемся формулой нахождения суммы и разности векторов: . Получим, что = (6-12; -10-3); = (-6; -13).
2) Воспользуемся формулой нахождения скалярного произведения векторов: .
Получим: ;
; .
3) Найдем косинус угла между векторами по формуле = .
; ;
=
Ответ: 1) = (-6; -13); 2) ; 3) = .
Пример 3. При каком значении n векторы ,
1) коллинеарны; 2) перпендикулярны?
Решение:
1) Воспользуемся теоремой 1: если векторы коллинеарны, то их соответствующие координаты пропорциональны. Получим, что
; .
Следовательно, при n= – 4 векторы и коллинеарны.
2) Воспользуемся теоремой 2: если .
Þ –2 + 8n = 0; 8n = 2; n = ; n = ; n = 0,25.
Следовательно, при n = 0,25 векторы и перпендикулярны.
Ответ: 1) n = – 4; 2) n = 0,25.
Список литературы:
1. Валуцэ И.И. Математика для техникумов на базе средней школы: Учебное пособие. / И.И. Валуцэ, Г.Д. Дилигул.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1989. – 576 с. – Глава 2, § 8 – 10, стр. 63 – 73.
2. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учеб. для студ. учреждений СПО / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский - М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 320с. – Глава 3, §3.1, 3.2, стр. 53 – 60.
3. Лисичкин В.Т. Математика: учеб. пособие для техникумов / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. – М.: Высш. школа, 1991. – 480 с. – Глава 3, §1 - 4, стр. 125 - 141.
Раздел 2. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ
Тема 2.2. Прямая на плоскости. Кривые второго порядка
Задание 7. Составление уравнений прямых – 0,5 ч.
Цель: формирование умения составлять уравнения прямых на плоскости.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
&7.1.Опираясь на обобщающие таблицы, изучите, какими способами можно задать прямую, и какие виды уравнения прямой существуют.
?7.2. В треугольнике заданы координаты вершин (-5; 3), (2; -1), (6; 3). Составьте уравнение:
а) прямой ;
б) медианы ;
в) прямой, проходящей через точку параллельно ;
г) прямой, проходящей через точку с угловым коэффициентом =3.
¶7.3. - трапеция с основаниями и , в которой (-2; 1), (1; 2), (4; -1), (-2; -3).
Составьте уравнение:
а) диагонали в каноническом виде;
б) прямой, параллельной основаниям, проходящей через точку (-3; -1) в параметрическом виде;
в) прямой, проходящей через точку и образующей с положительным направлением оси угол (вид уравнения прямой – с угловым коэффициентом);
г) средней линии трапеции в каноническом виде;
д) прямой, проходящей через точку параллельно прямой .
¶7.4. Запишите уравнение прямой во всех видах (общем, каноническом, параметрическом, с угловым коэффициентом) и постройте эту прямую:
а) ; б)
Методические указания по выполнению работы:
Уравнением линиина плоскости называется уравнение с двумя переменными x и y, которому удовлетворяют координаты любой точки, лежащей на линии, и не удовлетворяют координаты любой точки, не лежащей на этой линии.
Прямые – самые простые линии на плоскости. Им соответствуют уравнения первой степени.
При решении задач удобно использовать следующие обобщающие таблицы:
Способы задания прямой
№ | Способ задания | Исходные данные | Уравнение прямой |
С помощью точки и направляющего вектора | , | ||
Через две точки | |||
Через точку с заданным угловым коэффициентом | k = tg a |
Виды уравнений прямой
№ | Вид | Уравнение прямой |
Общее уравнение прямой | Аx + By + C = 0 | |
С угловым коэффициентомk ( k = tg a.) | ||
Каноническое ( - координаты точки, - направляющего вектора) | ||
Параметрическое( - координаты точки, - направляющего вектора) |
Рассмотрим примеры решения типовых задач.
Пример 1. Составьте уравнение прямой, проходящей через точку А(3;-2) и имеющей направляющий вектор в каноническом и параметрическом виде.
Решение: Определим способ задания прямой: с помощью точки и направляющего вектора .
Подставим координаты точки и направляющего вектора в уравнение : - канонический вид.
Подставим координаты точки и направляющего вектора в уравнение : - параметрический вид.
Ответ: ,
Пример 2. Составьте уравнение прямой, проходящей через точки А(2; 3) и В(7; 5).
Решение: Подставив в формулу координаты данных точек, получим искомое уравнение прямой: .
Ответ: l: .
Пример 3. Составьте уравнение прямой, проходящей через точку M0(-3; 2) и образующей с положительным направлением оси ОХ угол
Решение: Найдём угловой коэффициент прямой: k = tg a. k = tg ; k = 1.
Подставим k и координаты точки M0 в уравнение :
Ответ:
Список литературы:
1. Валуцэ И.И. Математика для техникумов на базе средней школы: Учебное пособие. / И.И. Валуцэ, Г.Д. Дилигул.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1989. – 576 с. – Глава 4, §19 – 21, стр. 122 – 132.
2. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учеб. для студ. учреждений СПО / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский - М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 320с. – Глава 3, §3.4, стр. 61 – 63.
3. Лисичкин В.Т. Математика: учеб. пособие для техникумов / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. – М.: Высш. школа, 1991. – 480 с. – Глава 3, §5, стр. 141 - 149.