Ii актуализация знаний. устный счет
а) Решение примеров, записанных на доске.
1-й ученик: 2-й ученик: 3-й ученик:
58-15 =43 2м2дм + 4дм = 2 м 6 дм 3 •3= 9 2 •4= 8
76 – 1 = 75 6 4 дм 5 см - 2 дм 1 см = 62 дм 4 см 5 •2 = 10 4 •3 =12 18 + 44 = 62 11 см + 1 дм 1 см = 2дм2 см = 22см 8 •1=8 6 •0 = 0
68 + 9 = 77
б) Работа с классом
— Решите задачи, запишите ответ:
• Маше на день рождения подарили 12 красных шариков и 11 синих. 5 она подарила своей младшей сестре. Сколько шариков осталось у Маши? (12 +11 - 5 = 18)
• Во дворе гуляло 17 куриц и 4 петуха. Когда несколько птиц ушли, их осталось 5. Сколько птиц ушло? (16)
• На уроке труда ребята сделали 24 поделки из пластилина, а из глины на 12 поделок больше. Сколько поделок сделали дети? (60)
• Проверка решения примеров на доске. Работа над ошибками.
Iii. знакомство с темой урока. постановка целей и задач
Iv. объяснение нового материала учителем
На доске записано: 4 + 3 = 3 + 4.
— Прочитайте равенство. Как вы считаете, верно ли оно? Почему'?
— Какое свойство сложения применено?
-—Давайте проверим истинность следующего равенства.
4 • 3 = 3 • 4
■■■■ ■■■■ ■■■■ По 4 взяли 3 раза и получили 12
▲▲▲ ▲▲▲ ▲▲▲ ▲▲▲ По 3 взяли 4 раза и получили 12
Какой вывод можно сделать?
4 • 3 = 3• 4
* Знакомство с правилом.(От перестановки множителей произведение не меняется.)
V. закрепление нового материала. работа по учебнику (с. 80—81)
№ 2,4 (устно)
№ 3. 1) 5 • 2 = 10 (цв.) —тюльпанов.
2) 2 • 5 = 10 (цв.) — астр.
3) 10+ 10 = 20 (цв.) Ответ: 20 цветов всего.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№7. 1)9 -3=27 (д.) — берез.
2)27 + 70 = 97 (д.)
Ответ. 97 деревьев всего, 27 берез.
№ 5. Ответ: 40 страниц в книге. Мальчик прочитал книгу до конца.
Vi. подведение итогов урока. рефлексия
* Работа а группах.Построение синквейна. Пример:
1. Произведение.
2. Закон умножения.
3. Записываю, применяю, вычисляю.
4. От перестановки множителей произведение не меняется.
5. Правило.
* Самооценка, взаимооценка, оценивание работы учащихся на уроке учителем.
домашнее задание№9, с. 81.
Урок 102.
Тема: ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ (с. 82—83)
Цели:
• показать детям прием использования ответа предыдущего примера;
• закрепить, операции сложения и вычитания величины;
• способствовать формированию у учащихся любознательности.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
П. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. УСТНЫЙ СЧЕТ
а) Вычислите устно, запишите только ответы:
76-20 = 56 60м + 37м = 97 м
46 + 53= 99 83 дм - 53 дм = 30 дм
78-8 = 70 66 ч - 2 ч = 64 ч
69 + 11= 80 80 мин-1 мин – 79 мин
34 – 24 = 10 64 м - 45 м = 19 м
58 – 27 = 31 90 ч - 20 ч = 70 ч
б) Вычислите значения выражений пользуясь действием сложения:
3 • 2 10 • 2
5 • 3 1 • 2
7 • 2 2 • 9
30 • 2 2 • 0
в) Решите задачи:
Три подружки-сестрицы
Заплели по две косицы.
Задаю явам вопрос:
Сколько у подружек кос? (6)
У каждой кошки — 4 ножки.
Шести кошкам нужны сапожки.
Сколько ножек у шести кошек?
Сколько пар нужно сапожек? (24)
III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА УЧИТЕЛЕМ
Ученики должны понять и научится применять прием использования ответа предыдущего примера для составления таблицы умножения.
Например: 2 • 4 = 6 + 2 = 8
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
№ I (устно)
№2. 1)47-16 = 31 (уч.)
Ответ: 31 ученик.
№3. 27 • 2 = 27 + 27 = 54
34 • 2 = 34 + 34 = 68
2 • 6 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12
3 • 4 = 3+3 + 3+3 = 12
5 + 5 + 5=5 • 3 = 15
14 + 14 + 14 =14 • 3 = 42
15 + 15 + 15 + 3 = 15 • 3 + 3 = 45 + 3 = 48
16 + 16 + 18 = 16 • 2 + 18 = 32 + 18 = 50
№ 4. 1) 3 • 2 = 6 (л) — вишневого.
2)6 + 7= 13 (л)
Ответ: 13 литров сливового варенья.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 6. Ответ: синяя сорочка у Никиты, серая — у Олега, зеленая — у Бориса.
№9. Было — 86 кг
Взяли — 2 раза по 15 кг
Осталось — ? кг
Решение:
1) 15 • 2 = 30 (кг) — взяли.
2) 86 - 30 = 56 (кг)
Ответ: 56 кг осталось.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
* Работа вгруппах
а) (Стеллаж — стойки с полками.) На двух полках стеллажа стоит 16 книг, поровну на каждой. Сколько книг на каждой полке? (По 8 книг.)
б) (Алтын—старинная русская медная монета в 3 копейки.) Сколько копеек в пятиалтыннике? (15 копеек.)
в) В коробке умещается 10 красных бусинок или 6 зеленых. Какие бусинки меньше — красные или зеленые? (Красные.)
г) На дереве сидели 4 голубя и 6 воробьев, 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? (Да.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
*Построение синквейна.
* Самооценка, взаимооценка, оценивание работы учащихся на уроке учителем.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ№ 10, с. 83.
Урок № 103
Тема: ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ (с. 84—85)
Цели:
• показать детям новый прием умножения — умножение по частям;
• отработать навыки письменного сложения двух чисел, трех чисел;
• создать условия для формирования навыка самостоятельности.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. УСТНЫЙ СЧЕТ
III.а) Командная игра «Эстафета»
Ученики по очереди выходят к доске и вставляют знаки арифметических действий в примеры. Побеждает команда, не допустившая ошибок и раньше закончившая игру.
б) Составьте задачи по схемам и решите их:
Было — □ ящ. по □ кг Длина — □ дм
Продали — □ кг Ширина — □ дм
Осталось —'? кг Р - ? дм
IV. знакомство с темой урока. постановка целей и задач