I. Актуализация знаний. Устный счет. €

Игра «Шифр».

–Занумеруем буквы алфавита:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я  
 

– Теперь мы можем писать шифрованные послания, заменяя буквы числами. Например, вместо слова «АЗБУКА» мы напишем 1, 9, 2, 21, 12, 1.

– Ниже зашифрована пословица. Прочитайте её.

20, 6, 18, 17, 6, 15, 30, 6, 10, 20, 18, 21, 5, 3, 19, 7, 17, 6, 18, 6, 20, 18, 21, 20. (Терпенье и труд всё перетрут.)

– Проверьте равенства:

П + А + Р = О + С + А

Р + О + Г = З + Л + О

М + И + Ш + А = Г + А + Л + Я

П + Я = Т + Ь

(М + А + М + А) + И + (П + А + П + А) = Д + О + Ч + Ь

Д + В + А = С + Е + М + ь

– Что больше: С + Е + М + Ь или П + Я + Т + Ь?

З + А + Я + Ц или В + О + Л + К?

II. Работа по учебнику (раздел «Как считали в древности»).

– Для счёта древние люди использовали камешки, кости и другие предметы.

Задание 1.

– Двадцать веков назад персидский царь Дарий давал каждому начальнику войска верёвку с семью узлами и говорил: «Каждое утро развязывай один узел. С последним узлом выступай в поход».

В какой день недели вы выступили бы в поход, если б получили такое послание в понедельник утром? (В понедельник.)

– А если бы вы получили его в понедельник вечером? (Во вторник.)

Задание 2.

– Сохранились записи древних вавилонян, сделанные четыре
тысячи лет назад. Рассмотрите эти цифры. Какое число записано вавилонянами на дощечке? Запишите его обычными цифрами. (24)

Задание 3. Рассмотрите, как записывали цифры египтяне. Они записали на дощечке высоту пирамиды Хеопса. Расшифруйте эту запись. Какова высота этой пирамиды? (146 м)

Задание 4. Расшифруйте запись числа греческими буквами. Вам поможет таблица на с. 4.

– Запишите это число обычными цифрами. (28)

Задание 5. Назовите числа, записанные римскими цифрами.

XXXIV = 34 CXC = 190

CXIX = 119 XLIV = 44

– Прочитайте статью в учебнике о происхождении современных цифр.

– Проверьте, чему вы научились. Для этого в каждом задании выберите правильный ответ. Записывайте буквы, обозначающие правильные ответы, в табличку. Составьте из ответов слово, прочитайте его. (Умница.)

III. Математический тренажер (работа в парах).

Задание 1.

27, 49, 39, 79; 40, 60, 50, 90; 36, 42, 91, 70; 88, 46, 75, 53; 64, 46, 87, 79; 42, 35, 36, 87; 16, 45, 7, 4; 90, 80, 30, 40; 59, 46, 47, 56; 60, 80, 98, 98; 11, 55, 15, 12; 38, 29, 55, 6.

Задачи 2–7.

– Сколько синих и желтых рыбок в аквариуме? (16 + 4 = 20 (желтых рыбок); 16 + 20 = 36 (всего рыбок).)

– Сколько полосок у зебры? (45 + 1 = 46 (белых полосок), 45 + 46 = = 91 (всего полосок).)

– Сколько фотографий кошек и котят сделала Маша? (18 + 12 = 30 (фотографий котят); 18 + 30 = 48 (всего фотографий).)

– Сколько листиков салата и щавеля съела черепаха? (20 – 6 = 14 (листиков щавеля); 20 + 14 = 34 (всего листиков).)

– Сколько попугайчиков каждого цвета? (10 + 4 = 14 (зеленых попугайчиков); 10 – 4 = 6 (желтых попугайчиков).)

– Сколько конфет каждого вида было в вазочке? (6 + 14 = 20 (леденцов); 20 – 10 = 10 (карамелек).)

– Вычислите длину ломаной. (45 см)

– Найдите периметр прямоугольника. (15 + 10 + 5 + 10 = 40 (см))

Урок 16
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧИСЛАХ
(повторение)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития умения решать комбинаторные задачи, для совершенствования умения находить неизвестное число, разность между самым большим и самым маленьким числом из данных чисел, определять закономерность.

Планируемые результаты образования.

Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, составлять выражение по условию задачи.

Личностные: умеют признавать собственные ошибки; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Ход урока

Наши рекомендации