Процессный подход в управлении
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.
Сам термин «процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.
Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть». Затем проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо».
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:
· Восприятие бизнеса как системы
- Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем
- Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать
- Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом
· Восприятие деятельности как процесса
- Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить
- Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны
- В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу
- Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную
- Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги
· Стандартизация и прозрачность ответственности
- Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством
- Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности
- Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными
- Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования (функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей), организации (организовывать - значит создавать некую структуру, существует много элементов (работа, конкретные задания организации), которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели), мотивации (задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом)и контроля (процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей).
К процессному управлению чаще всего обращаются руководители организаций, которые имеют потенциал для роста и развития, но этот потенциал близок к истощению. И это вполне понятно: процессный подход рассматривается как одно из возможных средств улучшения деятельности организации.
В такой ситуации, руководители организации, при внедрении процессного подхода, ожидают решения следующих проблем:
1. Повышение управляемости организации (улучшение системы отчетности, создание прозрачной системы управления, ускорение процедур принятия управленческих решений)
2. Снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри бизнес-процессов.
3. Снижение затрат.
Для решения этих проблем каждый процесс внутри организации должен иметь: - Процедуру или установленный способ выполнения процесса (документацию).
- Владельца (хозяина) процесса.
- Систему показателей процесса – статистические данные об эффективности и результативности процесса и оценке удовлетворенности потребителей процесса. - Ресурсы: персонал, производственную среду и инфраструктуру, информацию, поставщиков и партнеров, финансы.
Процессный подход, наряду с общей идеологией, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов. Таким образом, применение процессного подхода требует описания, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.