Основные подходы к оценке управления персоналом
Методы оценки персонала
Название метода | Краткое описание метода | Результат |
Биографический | Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика, резюме | Заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование (собеседование) | Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике | Вопросник с ответами |
Анкетирование (самооценка) | Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств и их последующего анализа | Анкета |
Социологический опрос | Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) | Анкета социологической оценки |
Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего | Отчет о наблюдении |
Тестирование | Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью ключей | Психологический портрет |
Продолжение табл. 4
Критический инцидент | Создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.) | Отчет об инциденте и поведении человека |
Деловая игра | Проведение организационно-деятельной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «делопроизводитель», «наблюдатель» и др.) и оценка способностей в группе | Отчет об игре. Оценка игроков и их ролей |
Анализ конкретной ситуации | Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее развитию в форме доклада | Доклад с альтернативами решения ситуации |
Ранжирование | Сравнение работников между собой и расположение их по выбранному критерию в порядке убыли или возрастания рангов (мест в группе) | Ранжированный список работников (кандидатов) |
Программированный контроль | Оценка профессиональных знаний и умений, уровни интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов | Карта программированного контроля, оценка знаний и умений |
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана) | Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед комиссией | Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план |
При соизмерении затрат и результатов в оценке экономической эффективности от мотивации персонала необходимо конкретизировать и определить, что именно предстоит оценить.
Во-первых, достижение определенного конечного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики.
Во-вторых, достижение целей, поставленных перед управлением мотивацией с минимальными затратами средств.
В-третьих, выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления.
Лекция 11. Мотивация. Теории мотивации.
Таблица
Название теории | Описание |
Абрахам Гарольд Маслоу (1907 - 1970) | основоположник гуманистической психологии. Разделил человеческие потребности на пять групп и назвал их базовыми потребностями. Эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен. Вывод: "Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие |
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. | Автор считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.Эти потребности, если они достаточно сильны у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. Индивидуумы, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Для регулирования уровня данной потребности важно проводить целенаправленное обучение и соответствующим образом организовывать работу. Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. Индивиды с высокой потребностью соучастия предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяют им находиться в активном взаимодействии как со своими коллегами, так и с клиентами. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия, а также предоставляющие им возможность активного взаимодействия с достаточно широким кругом людей |
Двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая) | Им выведены группы факторов, стимулирующих человека к труду. Первая группа: гигиенические – все внешние условия труда: з/п, помещение, отношение к товарищам, обеспеченность работой. Они чаще всего важны, но не являются стимулами. Стимулами являются мотивационные факторы:сама работа, осознание достижений, чувство ответственности, успех, самореализация в труде, творческий рост. Необходимо перейти к пониманию того, что труд приносит радость, а не наказание. Советует устранять некоторые виды наказаний, подбирать работу по способностям, смягчать характер контроля, давать рабочим трудные задачи, требующие творчества |
Теория СВР К. Алдерфера. | К. Альдерфер, как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы, которых насчитывается три: Потребности существования («С» в аббревиатуре СВР) – физиологические и потребности безопасности. Потребности взаимосвязей («В») включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей. Потребность роста («Р») побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т.п. Эти группы сопоставимы с выделенными Маслоу, но отличаются тем, что движение от потребности к потребности происходит не только снизу вверх, но и в обе стороны. Движение с более высокого уровня на более низкий Альдерфер называет фрустрацией, т.е. разочарованием, крушением надежды на удовлетворение |
Теория ожиданий и предпочтений В. Врума. | ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения Наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого |
Теория справедливости (равенства) С. Адамса | Теория утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс |
Модель Портера-Лоулера. | Эта модель включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. В этой модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятия, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. При этом достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей, а так же от осознания работником своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство управленцев |
Теория "X" и "Y" Дуглас МакГрегора. | «Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Согласно ей: человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого; у человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили; эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания. Следует отметить, что такая категория работников действительно встречается. Например, люди являющиеся по типу личности психастеноидами. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству, и при этом жаловаться на свои условия труда, низкую зарплату и т.п. «Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы. Согласно ей: труд для человека – естественный процесс;в благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю;он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично. Именно такие люди и такой стиль руководства наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования |
Элитарная теория демократии (М. Вебер) | исходя из иррациональности поведения народа как существенной черты определяет социально-экономический процесс как борьбу между группами интересов. Культура организации при этом зависит от носителей власти (управленцев), наделенных распорядительной функцией на основании закона |
Теория управления продажами Лайкерта. | Исследование, проведенное Лайкертом, позволило прийти к выводу, что команды по продажам с высокими результатами деятельности обычно имеют менеджеров по продажам, которые сами показывают высокие результаты в работе.Соответственно, для того чтобы иметь торговых представителей с высокой мотивацией, сам менеджер по продажам должен показывать в работе высокие показатели. Кроме того, он должен поощрять анализ и обсуждение показателей работы отдельных торговых представителей в ходе регулярно проводимых совещаний |